Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инженерная инфраструктура села






 

Важное значение для развития сельской экономики имеет инженерная инфраструктура. Она представлена различными объектами: водоснабжения, электроснабжения, телефонной связи, радиосвязи и радиовещания, почтовой связи и других видов связи, транспортными коммуникациями.

Сельское водоснабжение основано на использовании поверхностных и грунтовых вод. Основным источником снабжения питьевой водой сельскохозяйственных животных и населения являются подземные воды. В России около 87 % сельского водопотребления приходится на подземные источники и 13 % - на поверхностные. В 31 субъекте Российской Федерации для обеспечения сельских нужд используется привозная вода. В значительной части регионов для питьевых нужд населения используются воды поверхностных источников без соответствующей водоподготовки. В отдельных регионах отсутствуют водопроводы. Так, их практически нет в Астраханской области и в Республике Саха (Якутия). Для современного российского села характерны низкий уровень обеспечения централизованным водоснабжением, неудовлетворительная эксплуатация действующих водопроводных сооружений и сетей, истощение источников водоснабжения, загрязнение водоисточников. За годы реформ резко сократилось строительство водопроводных сетей в сельской местности. Специализированные строительные организации практически прекратили свою работу.

Система водоснабжения села формируется из централизованного водоснабжения и автономного водоснабжения. Централизованное водоснабжение представлено системой водопроводных сетей сельской местности и как правило имеется только в крупных населенных пунктах и на крупных сельскохозяйственных объектах. В настоящее время значительная часть уличных водопроводных сетей находится на балансе сельскохозяйственных предприятий, а другая часть находится в ведении муниципалитета. На начало двухтысячных годов требовалась замена 34 % уличных водопроводов, 30 % уличных водоразборов. Слабая водообеспеченность и низкое качество потребляемой воды отрицательно влияют на эффективность сельскохозяйственного производства, что в конечном счете отражается на здоровье населения.

Важным элементом инженерной инфраструктуры села являются газовые сети. Несмотря на то, что Россия является основным производителем приролного газа и занимает первое место в мире по его запасам, на сельское хозяйство приходится незначительный объем потребления газа – около 4 – 5%. Главной причиной низкой газификации села являются высокие удельные затраты на строительство газовых сетей в связи с большой пространственной сферой села. При этом следует подчеркнуть, что в большинстве европейских странах уровень газификации села достигает 80 %.

В настоящее время основным способом газификации сельской местности России остается распределение сжиженного газа в цистернах и в баллонах через сеть областных газонаполнительных станций и кустовых баз. Кустовые базы снабжают газонаполнительные пункты и промежуточные склады баллонов с радиусом обслуживания 100 – 200 км. Некоторая часть потребителей получает сжиженный газ из резервуарных или баллонных газоснабжающих установок. При этом нужно подчеркнуть, что потребление газа из газонаполнительных станций обходится значительно дороже, чем его использование из сетевой системы. В настоящее время 20% сельских потребителей пользуются сетевым газом, а 80 % газифицированных сел используют сжиженный газ в баллонах. Более 60 % газифицированных сельских квартир также используют сжиженный газ.

В производственной сфере села газовое топливо используется в незначительном количестве. В настоящее время практически весь машинно-тракторный парк сельского хозяйства использует жидкое моторное топливо. Местные котельные работают преимущественно на твердом топливе.

В связи с высоким уровнем загрязнения окружающей среды от использования моторного топлива (бензина, соляры) и сжигания твердого топлива (угля и др.) остро встает вопрос о переводе сельскохозяйственной техники, мобильных и стационарных энергетических установок на газовое топливо. В последние годы в России усилилось внимание к строительству распределительных газовых сетей в сельской местности. За 1990 – 2000 гг. протяженность уличных газовых сетей выросла с 49, 7 тыс. км, до 171, 2 тыс. км., или в 3, 4 раза. Тем не менее уровень газификации села остается сравнительно низким. Более того из-за отсутствия финансовых средств квалифицированных кадров, необходимой ремонтной техники на селе резко сократились ремонт и реконструкция газовых сетей, проявляется тенденция выбытия газовых сетей.

Одним из важных элементов инженерной инфраструктуры села являются сельские электросети. Как известно, электрическая энергия является наиболее доступным видом энергии. В России линии электропередачи охватывают практически всю территорию, за исключением районов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Вместе с тем уровень электрификации села остается достаточно низким. В сельской местности потребляется небольшая часть электроэнергии. Причем, в последние годы складывается тенденция снижения электропотребления. Так если в 1995 г. доля сельского хозяйства составляла 10, 5 %, то в 2001 г. - только 7 %.

В настоящее время складывается неблагоприятная ситуация в развитии сельских электросетей. Сельские электросети были построены в основном в период так называемой сплошной электрификации страны – во второй половине 50-х – начале 60-г гг. и в большей части выработали свой технический ресурс. Электрические сети имеют слабую пропускную способность и низкую надежность. Природные воздействия (гололедно-ветровые нагрузки, снеговые и др.) превышают технические параметры линий электропередач, что сопровождается частыми поломками и отключениями сельских потребителей от электроснабжения. Так,.по данным электроснабжающих организаций ежегодно происходит до 60 тыс. отказов воздушных линий электроснабжения. Это наносит крупный экономический ущерб сельским производителям. В настоящее время почти половина сельских электрических сетей и трансформаторных подстанций нуждаются в замене или реконструкции, или требуют капитального ремонта.

Одним из важных источников дешевой электроэнергии являются местные энергетические ресурсы. Во многих странах мира в сельской местности представляется возможным использовать возобновляемые и нетрадиционные источники энергии: переработка отходов сельского хозяйства и другой биомассы, использование энергии ветра, солнца, гидроэнергии. Традиционно в сельском хозяйстве использовались эти виды источников энергии в доиндустриальный период, хотя и в ограниченном объеме (например, ветровые и водяные мельницы). В сельском хозяйстве энергия ветра может использоваться в виде механической, тепловой и лучистой. Эти виды преобразованной энергии ветра могут использоваться для водоснабжения и размола зерна, для получения горячей воды и обогрева парнико, теплиц и т.д.

Тем не менее, в последнее время потребление электроэнергии в сельскохозяйствнных предприятиях значительно снизилось. За 1991-2000 гг. потребление электроэнергии в сельскохозяйственных предприятиях снизилось на 62 % - с 67, 3 до 25, 4 млрд, кВт-ч, в связи с этим электровооруженность труда уменьшилась с 8, 1 до 6 тыс. кВт-ч на одного среднегодового работника. Это в 3-4 раза ниже, чем в развитых странах. Особенно сложное положение складывается с электрификацией труднодоступных сельских районов и малонаселенных территорий.

Сельская местность имеет более низкий уровень телефонизации. В России уровень телефонизации села в 2, 5 раза ниже по сравнению с городом. Основная масса жителей села не имеет телефонов. Более того, значительная часть производственных организаций не имеет телефонной связи. В частности, уровень телефонизации фермерских хозяйств в России ниже, чем средняя обеспеченность сельского населения квартирными аппаратами. Так в 2001 г. уровень телефонизации крестьянских хозяйств составлял 2, 1 %, а телефонизация сельскохозяйственных предприятий не превышала 84 %. Материально-техническая база сельских телефонных сетей представлена стационарными и линейными сооружениями райцентров и сельскими телефонными сетями. Крайне низка общая ёмкость сельской телефонной сети

Сложность телефонизации села состоит в том, что более 30 % сельских населенных пунктов находится на расстоянии более 5 км от оконечных АТС. И поэтому для их телефонизации требуется малоканальная аппаратура, которая в России не производится. Телефонизация российского села сдерживается из-за низкой доходности, а в большинстве случаев – убыточностью сельских телефонных сетей.

В настоящее время одним из путей телефонизации российского села является установка недорогих электронных АТС малой ёмкости (до 100) номеров. Большие возможности по телефонизации села связаны с развитием сотовой связи.

В улучшении информационного обеспечения большая роль принадлежит развитию электронной почты, использованию возможностей системы Интернет.

Важнейшее значение в развитии сельской экономики принадлежит транспортной инфраструктуре села. Дорожная сеть села представлена местными сельскими дорогами с твёрды покрытием, внутридеревенскими дорогами и подъездными путями к производственным объектам. Сельская дорожная сеть расширяется. Однако уровень обеспеченности дорогами дапеко отстаёт от потребностей. Так, одна треть сельских поселений не имела дорог с твёрдым покрытием для связи с сетью путей сообщения. подъездов. Сельскохозяйственные производители несут большие издержки из-за бездорожья.

Нужно отметить, что до рыночной реформы на балансе российских сельскохозяйственных предприятий находились значительные объемы материально-технических ресурсов в виде стоимости основных фондов инженерной и социальной инфраструктуры. Так, на начало 1992 года балансовая стоимость основных производственных фондов социальной и инженерной инфраструктуры составляла 83, 8 млрд. руб. В частности, на балансе сельскохозяйственных предприятий числились внутрихозяйственные автомобильные дороги с твердым покрытием протяженностью 138 тыс. км., 100 тыс. км линий электропередач, 64, 5 тыс. км распределительных газовых сетей, автоматические телефонные станции (АТС) емкостью на 979 тыс. номеров. На содержание объектов инженерной и социальной инфраструктуры государство выделяло определенные бюджетные средства. Однако эти средства были недостаточны для покрытия общих расходов хозяйств по обеспечению функционирования инженерной инфраструктуры.

При проведении аграрной реформы с 1992 г. сельскохозяйственные предприятия освобождались от несвойственных функций и проводилась передача социальной и инженерной инфраструктуры от сельскохозяйственных организаций в муниципальные органы. Эта передача должна была завершиться до конца 1996 года. В этой связи с 1993 г. государство перестало выделять сельскохозяйственным предприятиям средства на содержание социальной и инженерной инфраструктуры. С этой же целью в декабре 1992 г. для юридических лиц был введен местный налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, который действовал до 2001 г. Однако данный источник не покрывал потребность в необходимых средствах на содержание инженерной и социальной инфраструктуры. В таких условиях сельскохозяйственные предприятия продолжали нести обременительную финансовую нагрузку по содержанию объектов социальной и инженерной инфраструктуры. Так, в 2000 г. расходы сельскохозяйственных предприятий только на содержание социальной сферы составили около 10 млрд руб.

На начало 2000 г. на балансе сельскохозяйственных предприятий оставались 31 тыс. водозаборных сооружений, 3 тыс. км. канализационных, 94 тыс. км водопроводных, 11 тыс. км тепловых, 21, 4 тыс. км газовых сетей, 60 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием, АТС – на 49 тыс. номеров, другие инженерные сооружения и социальные объекты. Таким образом, сельскохозяйственные предприятия продолжают нести обременительные расходы.

Программными документами государства предусмотрено до 2004 г. завершить передачу объектов социальной и инженерной инфраструктуры села в муниципальную собственность.

 

8.5. Научно-технический прогресс и перспективы развития материально-технической базы села

 

Главным фактором развития материально-технической базы села является научно-технический прогресс. Основными направлениями научно-технического прогресса являются электрификация, механизация, мелиорация, внедрение новых технологий, информатизация и др. В процессе углубления научно-технического прогресса создаются высокопроизводительные и эффективные средства производства, совершенствуется техника, технология, формы организации и управления, осуществляется внедрение научных достижений.

Кстати, в зарубежной практике повышение надежности машин достигается использованием специальных конструкционных материалов, высоким качеством изготовлением, а также системой защиты предупреждающей рабочие органы от перегрузок и поломок. Современная зарубежная техника имеет устройства по информированию состояния режима работы наиболее важных узлов с помощью дисплея, звуковой сигнализации, обеспечены комфортабельными рабочими местами с удобным размещением. Между тем отечественная техника производится по устаревшим моделям, а новое поколение машин находится в стадии разработки и освоения. В этой связи для повышения конкурентоспособности отечественной техники требуется комплектация машин системы гидропривода, автоматики и электроники, повышения надежности, производительности машин, снижения их энергоемкости, улучшения условий труда и дизайна. Указанные выше параметры и отличия отечественной и зарубежной техники определяют уровень цен. В частности, цена комбайна «Кейс – 2366» составляет 211 тыс. долл., «Джон Дир – 9510» - 245 тыс. долл., а отечественного комбайна «Дон – 1500Б» - 50 тыс. долл.

В настоящее время на формирование материально-технической базы села большое влияние оказывает развитие рыночной инфраструктуры, обеспечивающей эффективное взаимодействие сельскохозяйственных производителей с другими партнерами на рынках продукции и ресурсов на основе оптимального развития оптовой и розничной торговли, деятельности коммерческих посредников, действенной системы рыночного контроля за ценами.

Важное значение имеет также развитие инновационной инфраструктуры, обеспечивающей создания и распространение современных производственных, рыночных, финансово-экономических, социальных и других технологий обновления продукции, внедрение новых форм и методов хозяйствования.

Существенную роль в развитии материально-технической базы играет инжиниринговая инфраструктура, которая включает инженерно-консультативное обслуживание в части разработки технико-экономических обоснований проектов, проведение проектных и изыскательских работ, надзор и консультации за выполнением проектов.

Особое значение имеет развитие информационной инфраструктуры, которая включает осуществление информационного обеспечения на основе внедрения современных технологий использования правовой, рыночной и финансово-экономической базы данных.

В частности, в России в настоящее время в 65 субъектах федерации и 235 сельских административных районах действуют инженерно-консультативные службы (ИКС) для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Они оказывают консультации сельхозпроизводителям по различным вопросам, в том числе осуществляют содействие в освоении новых технологий, реализации инновационных проектов.

Немалую роль играет профессионально-консультативная инфраструктура, обеспечивающая оказание консультативных услуг производителям в части управления организации производства и использования ресурсов, ведения бухгалтерского учета, в правовых вопросах, а также выполняющих аудит и др.

 

8.6. Государственная техническая политика и техническое перевооружение села

В решении проблем укрепления и совершенствования материально-технической базы села, улучшения системы материально-технического снабжения и сервисного обслуживания села важнейшая роль принадлежит государства. Государство имеет большие возможности воздействия на эти процессы через использование различных рычагов и инструментов.

В аграрной политике развитых стран в рамках общей стратегии устойчивого сельского развития одним из главных приоритетов является обеспечение высокой технико-технологической оснащённости села, использование технологий, не ухудшающих природных условий, а способствующих экологизации производства, сохранению природных ландшафтов.

Развитые страны осуществляют регулирование рынка материально-технической продукции для села различными методами. Основными инструментами государственного регулирования являются антимонопольные меры, регулирование промышленных цен, стимулирование ускоренной амортизации технических средств. Применяются также правовые и административные рычаги регламентации деятельности субъектов рынка материально-технических ресурсов.

Например, в Японии запрещается производство отдельных видов технической продукции до тех пор, пока не появится конкурентная среда на основе включения 2 – 3 конкурентов производителей.

Одной из сложных проблем рынка материально-технических ресурсов является достижение приемлемого для села уровня цен. В ряде стран с рыночной экономикой уровень цен на сельскохозяйственные машины, удобрения и другие ресурсы, а также на сельскохозяйственную продукцию согласовывается специальными комиссиями, членами которых являются представители участников рынка и государственных органов.

Важным инструментом воздействия на развитие рынка материально-технических ресурсов является налоговая политика. С помощью налоговых льгот государство способствует развитию производства эффективной техники и ее приобретению сельскими производителями. На приобретение техники государства выделяют льготные ссуды, кредиты с низкими ставками и др.

Государственное регулирование в развитых странах основывается на достоверной и оперативной экономической информации о товарных рынках, экономическом положении хозяйствующих субъектов. Для этого проводятся конъюнктурные исследования и статистические наблюдения в общенациональных масштабах для субъектов рынка предоставления необходимой информации является обязательным и соответственно получаемая государством информация становится общедоступной.

В настоящее время государственное регулирование пока является недостаточно эффективным. В России осуществляются отдельные государственные меры по регулированию ценообразования на материально-технические ресурсы для села. В частности, на федеральном уровне при Минсельхозпроде России действует комиссия по согласованию цен на тракторы, комбайны и другую сложную и дорогостоющую технику. Аналогичные органы имеются на региональном уровне по согласованию цен на продукцию местного машиностроения.

Государством оказывается определенная поддержка материально-технического снабжения села через выделение средств в лизинговый фонд, компенсацию ставок инвестиционных кредитов и другие инструменты. Однако государством планируются ограниченные финансовые средства, они выделяются в усеченном объеме и несвоевременно.

В качестве неотложных мер по регулированию рынка материально-технических ресурсов для села предлагаются: ограничение монопольного давления со стороны заводов-изготовителей средств производства, улучшение ценообразования на основе нормативных затрат и рентабельности, увязка отпускных цен с полезной мощностью производимых технических средств и снижение уровня цен существенно ниже мировых, упорядочение посреднических наценок.

В целях привлечения коммерческих средств в лизинговые операции необходимо создать дополнительные стимулы. В частности, государство могло бы проводить компенсацию разницы между ставкой рефинансирования и приемлемой для сельскохозяйственных производителей процентной ставкой, например, в 6 – 8 % годовых.

В целях улучшения экономических условий развития лизинговой деятельности целесообразно снизить железнодорожные тарифы при перевозке техники, освободить поступающую по импорту лизинговую технику от таможенных платежей, расширить предоставление льготных целевых кредитов на закупку техники, сохранить практику использования возвратных лизинговых платежей для расширения лизинговых операций.

Требуются определенные институциональные преобразование в системе государственного регулирования, включающие законодательные, нормативные, организационные и другие аспекты материально-технического обеспечения села. Необходимо принять законодательные акты по созданию равных условий для участников рынка. В целях упорядочения условий выделения и использования бюджетных средств необходимо утвердить определенные процедуры. Это можно сделать как путем принятия отдельного закона, так и в рамках других законодательных актов.

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Охарактеризуйте основные элементы материально-технической базы села.

2. Дайте классификацию материально-технических ресурсов села.

3. Из каких источников формируется предложение материально-технических средств для села.

4. Каковы тенденции развития основных сегментов рынка материально-технических ресурсов для села.

5. Каковы основные причины сокращения рынка материально-технической продукции для села в России.

6. Каковы источники финансирования приобретения материально-технических ресурсов хозяйствующими субъектами села.

7. Каковы преимущества и недостатки агролизинга.

8. Чем определяется ограниченность развития лизинговых операций.

9. Какие платежи входят в лизинговую плату.

10. Назовите основные организационные формы использования материально-технических ресурсов села.

11.Сформулируйте основные пути улучшения использования материльно-технических ресурсов села.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Материально-техническое обеспечение агропромышленного комплекса. /Под ред. В.Я Лимарева. М.: Известия, 2002. Гл. 4, 5, 6, 7.

2. Э.Касл, М.Бекер, А.Нелсон. Эффективное фермерское хозяйствование./ Пер. с англ. А.А.Белозерцева. М.: Агропромиздат. 1991. Гл. 16.

3. Опыт создания и функционирования машинно-технологических станций – АПК: экономика, управление. 2002. № 9.

4. Агролизинг: Итоги и перспективы. – Экономист. 2002. № 8.

5. Эффективность использования зарубежной техники в сельском хозяйстве. Минсельхозпрод России, ВНИИЭСХ, М.: 2002 г.

6. Н. Борхунов, Н.Лукашев. Цены и аграрный сегмент рынка техники. – АПК: экономика, управление, 2002, № 9.

7. Социально-экономическое положении России. 2001 год. Госкомстат России, М.: 2002.

8. Шпилько А.В., Драгайцев В.И., Морозов Н.Н. и др. Экономическая эффективность механизации сельскохозяйственного производства. М.: Россельхозакадемия, 2001.

9. В. Лимарев. Рынок материально-технических ресурсов АПК. – Экономист, 2001, № 3.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал