Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие меры защиты






Чрезвычайно высокие потоки негативных воздействий создают чрезвычайные опасности, которые принципиально меняют приоритеты задач обеспечения жизнедеятельности: вместо задач, обеспечивающих непревышение допустимых уровней негативного воздействия и задач снижения риска воз­действия опасностей, на первое место выходят задачи защиты от чрезвычайно высоких уровней негативного воздействия, ликвидации последствий ЧС, реабилитации пострадавших и восстановления повседневной жизнедеятельности.

Чрезвычайные ситуации могут быть классифицированы по значительному числу признаков, по типам и видам собы­тий, лежащих в основе этих ситуаций, по масштабу распро­странения, по сложности обстановки, тяжести последствий.

Правительство РФ в постановлении от 21 мая 2007 г. № 304 утвердило классификацию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Чрезвычайные ситуации классифи­цируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, размера материального ущерба, а также гра­ницы зон распространения поражающих факторов чрезвы­чайных ситуаций.

Чрезвычайные ситуации подразделяются на локальные, муниципальные, межмуниципальные, региональные, меж­региональные, федеральные и трансграничные.

К локальной относится ЧС, в результате которой постра­дало не более 10 человек либо материальный ущерб состав­ляет не более 100 тыс. руб. и зона чрезвычайной ситуации невыходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения.

К муниципальной относится ЧС, в результате которой пострадало не более 50 человек либо материальный ущерб составляет 5 млн руб. и зона чрезвычайной ситуации не выхо­дит за пределы одного поселения или внутригородской тер­ритории города федерального значения.

К межмуниципальной относится ЧС, в результате которой пострадало не более 50 человек либо материальный ущерб составляет 5 млн руб. и зона чрезвычайной ситуации охваты­вает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий городов федерального значения или межселенную территорию.

К региональной относится ЧС, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек либо мате­риальный ущерб составляет свыше 50 млн руб., но не более 500 млн руб. и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пре­делы одного субъекта РФ.

К межрегиональной относится ЧС, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек либо матери­альный ушерб составляет свыше 50, но не более 500 млн руб. и охватывает территорию двух и более субъектов РФ.

К федеральной относится ЧС, в результате которой постра­дало свыше 500 человек либо материальный ущерб состав­ляет свыше 500 млн руб.

К трансграничной относится ЧС, поражающие факторы которой выходят за пределы Российской Федерации или ЧС, которая произошла за рубежом и затрагивает террито­рию РФ.

В 1995 г. Правительством РФ была утверждена Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) для защиты населения и территорий от ЧС природ­ного и техногенного характера.

В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируе­мой или возникшей ЧС решением соответствующих органов исполнительной власти в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функциони­рования РСЧС:

Режим повседневной деятельности — при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химиче­ской, биологической, сейсмической и гидрометеорологиче­ской обстановке, при отсутствии эпидемий эпизоотии; Режим повышенной готовности — при ухудшении про­изводственно-промышленной, радиационной, химической и других обстановок, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС;

Режим чрезвычайной ситуации — при возникновении и во время ликвидации ЧС.

Основными мероприятиями, осуществляемыми при функ­ционировании РСЧС в различных режимах, являются:

а) в режиме повседневной деятельности: осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природ­ной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах; выполнение программ и превентивных мер по предупреж­дению и ликвидации ЧС, повышение безопасности жизне­деятельности населения; поддержание готовности органов управления, сил и средств к действиям в ЧС; организация обучения населения способам защиты и действиям в ЧС; соз­дание и пополнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС и др.;

б) в режиме повышенной готовности: выявление причин ухудшения обстановки и выработка предложений по ее норма­лизации; усиление дежурно-диспетчерской службы наблюде­ния и контроля за обстановкой; прогнозирование вероятного времени возникновения ЧС и ее масштабов; принятие превен­тивных мер по защите населения, природной среды и повыше­нию устойчивости функционирования объектов экономики; повышение готовности сил и средств РСЧС, уточнение пла­нов их действий и выдвижение при необходимости в пред­полагаемый район ЧС;

в) в режиме ЧС: организация защиты населения; выдвиже­ние оперативных групп в район ЧС; выдвижение сил и средств для организации ликвидации ЧС; определение границ зоны ЧС; первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего насе­ления; осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе ЧС.

Большинство ЧС характеризуется внезапностью возникно­вения и скоротечностью развития, а следовательно, и крайне ограниченным временем на организацию и проведение меро­приятий по защите. С целью максимального снижения люд­ских и материальных потерь в любых условиях обстановки на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от их организационно-правовой формы заблаговременно разра­батывается

План действий по предупреждению и ликвидации

ЧС в мирное время. План действий определяет: объем, сроки, организацию и порядок выполнения мероприятий по преду­преждению ЧС или снижению размеров ущерба и потерь от ЧС, выполнение неотложных мероприятий по защите работ­ников, населения, сельскохозяйственных животных, растений, материальных ценностей от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, а также организацию и ведение аварий­но-спасательных и других неотложных работ (АС и ДНР). План включает два раздела.

Краткая оценка возможной обстановки на объекте при возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Выполнение мероприятий при угрозе и возникнове­нии крупных производственных аварий, катастроф и сти­хийных бедствий.

Источником ЧС техногенного происхождения являются аварии на промышленных объектах. Под промышленным объ­ектом как источником ЧС понимают также объекты транс­портные, хозяйственные, административные и другие, если они относятся к категории опасных.

Федеральный закон «О промышленной безопасности опас­ных производственных объектов» вводит понятие опасного производственного объекта. К опасным отнесены объекты, на которых осуществляется использование:

токсичных веществ с уровнем средней смертельной концентрации в воздухе менее 0, 5 мг/л;

оборудования, работающего с высоким избыточным давлением (Ар > 0, 07 МПа по сравнению с атмосферным дав­лением при нормальных условиях);

взрывчатых и горючих веществ;

веществ, образующих с воздухом взрывоопасные смеси;

оборудования, работающего при больших температу­рах или при температуре нагрева воды более 115 °С, и дру­гие объекты.

Вероятность возникновения ЧС на таких объектах необ­ходимо учитывать как при их проектировании, так и на всех стадиях последующей эксплуатации.

С целью осуществления контроля за соблюдением мер безопасности, оценки достаточности и эффективности меро­приятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на промышленных объектах Правительство РФ постановлением от 1 июля 1995 г. №675 «О декларации безопасности промышленного объекта Российской Феде­рации» ввело для предприятий, учреждений, организаций и других юридических лиц всех форм собственности, имею­щих в своем составе производства повышенной опасности, обязательную разработку декларации промышленной безо­пасности. Приказом МЧС России и Госгортехнадзора Рос­сии от 4 апреля 1996 г. №222/59 введен в действие Порядок разработки декларации безопасности промышленного объ­екта Российской Федерации.

Декларация безопасности промышленного объекта явля­ется документом, в котором отражены характер и масштабы опасностей на промышленном объекте и выработанные мероприятия по обеспечению промышленной безопасно­сти и готовности к действиям в техногенных чрезвычайных ситуациях. Декларация разрабатывается как для действующих, так и для проектируемых предприятий.

Как итоговый документ декларация безопасности включает следующие разделы: общая информация об объекте; анализ опасности промышленного объекта; обеспечение готовно­сти промышленного объекта к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций; информирование общественно­сти; приложения, включающие ситуационный план объекта и информационный лист.

Декларация безопасности действующего промышленного объекта с особо опасными производствами является обяза­тельным документом, который разрабатывается организа­цией собственными силами (или организацией, имеющей лицензию на такой вид работ) и представляется в органы Ростехнадзора для получения лицензии на осуществление промышленной деятельности, связанной с повышенной опас­ностью производств.

Опыт показывает, что ЧС на промышленных объектах в своем развитии проходят пять условных типовых фаз:

первая — накопление отклонений от нормального состоя­ния или процесса; фаза относительно длительная по времени, что дает возможность принятия мер для изменения или оста­новки производственного процесса и существенно снижает вероятность аварии и последующей ЧС;

 

вторая — фаза инициирующего события или фаза «ава­рийной ситуации»; фаза значительно короче по времени, хотя в ряде случаев еще может существовать реальная возможность либо предотвратить аварию, либо уменьшить мас­штабы ЧС;

третья — процесс чрезвычайного события, во время которого происходит непосредственное воздействие на людей, объекты и природную среду первичных поража­ющих факторов; при аварии на производстве в этот период происходит высвобождение энергии, которое может носить разрушительный характер; при этом масштабы последст­вий и характер протекания аварии в значительной сте­пени определяются не начальным событием, а структурой предприятия и используемой на нем технологией; эта осо­бенность затрудняет прогнозирование развития наступив­шего бедствия;

четвертая — фаза действия остаточных и вторичных пора­жающих факторов;

пятая — фаза ликвидации последствий ЧС. Декларирование осуществляется для оценки достаточно­сти и эффективности мер по предупреждению аварии и лик­видации ЧС на промышленном объекте.

Промышленный объект относят к объектам с повышен­ной опасностью в следующих случаях.

1. Если на объекте находится вещество в количестве боль­шем или равном указанному в табл. 14.1 предельному коли­честву.

Таблица 14.1

Предельное количество вещества, допустимое для промышленного объекта

Вещество Количество, т Вещество Количество, т
Аммиак   Фтористый водо­род  
Нитрат аммония   Сернистый водород  
Нитрат аммония в форме удобрения 10 000 Диоксид серы  
Акрилонитрил   Триоксид серы  
Хлор   Алкилы свинца  
Оксид этилена   Фосген 0, 75
Цианистый водород   Метилизоцианат 0, 15

 

2. Если опасное вещество, находящееся на объекте, отно­сится к одному из видов, приведенных в табл. 14.2, и его коли­чество больше или равно указанному.

Таблица 14.2 Вид и допустимое количество вещества, находящегося на объекте

Вещество Количество, т
Воспламеняющиеся газы, включая сжиженные нефтя­ные газы  
ЛВЖ  
Высокотоксичные вещества (1-й класс)  
Токсичные вещества (2-й класс)  
Окисляющие вещества (5-й класс по ГОСТ 19433—88)  
Взрывчатые вещества (1-й класс по ГОСТ 19433—88)  

 

3. Если на объекте применяется несколько опасных веществ разных видов опасности и количество каждого веще­ства меньше предельного, а сумма всех весовых отношений веществ на объекте к их предельному количеству больше или равна единице.

Декларация определяет безопасность объекта на этапах его ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации.

В целях обеспечения государственного контроля за качест­вом проектов строительства потенциально опасных объектов, аварии на которых могут иметь катастрофические последст­вия, выходящие за пределы района их размещения, а также отдельных технически особо сложных объектов установлен соответствующий перечень таких объектов:

ядерно- и (или) радиационно опасные объекты (атом­ные электростанции, исследовательские реакторы, предпри­ятия ядерного топливного цикла, хранилища временного и долговременного хранения ядерного топлива и радиаци­онных отходов);

объекты хранения и уничтожения химических и дру­гих опасных отходов;

гидротехнические сооружения 1-й 2-го классов;

объекты обустройства нефтяных месторождений на шельфах морей;

магистральные газо-, нефте- и продуктопроводы с дав­лением более 6 МПа;

крупные склады для хранения нефти и нефтепродук­тов (свыше 20 тыс. т) и изотермические хранилища сжижен­ных газов;

объекты, связанные с производством или переработ­кой жидкофазных или твердых продуктов, обладающих взрывчатыми свойствами и склонных к спонтанному разло­жению с энергией возможного взрыва, эквивалентной 4, 5 т тротила;

предприятия по подземной и открытой (глубина раз­работки свыше 150 м) добыче и переработке (обогащению) твердых полезных ископаемых;

тепловые электростанции мощностью свыше 600 МВт;

морские порты, аэропорты с длиной основной взлетно- посадочной полосы 1800 м и более, мосты и тоннели длин­ной более 500 м, метрополитены;

крупные промышленные объекты с численностью заня­тых более 10 тыс. человек.

На промышленных объектах, для которых декларирова­ние не является обязательным, но возникновение локальных аварий возможно, необходимо знать:

показатели надежности и техногенного риска;

остаточный ресурс работоспособности (износ техники);

степень подготовки ИТР и операторов технических систем к безопасной работе.

Оценивая состояние промышленного объекта как веро­ятного источника техногенной аварии, особо следует обра­щать внимание на склонность всех объектов к снижению их надежности в процессе эксплуатации.

Средний уровень износа инженерных тепловых коммуни­каций многих городов России составляет 6%, а около 25% пол­ностью отслужили свой срок. Поэтому число аварий на 100 км коммунальных теплосетей ежегодно увеличивается и дости­гает нескольких сотен. Для сравнения: в Западной Европе число аварий в год не превышает 10.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал