![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общие меры защиты
Чрезвычайно высокие потоки негативных воздействий создают чрезвычайные опасности, которые принципиально меняют приоритеты задач обеспечения жизнедеятельности: вместо задач, обеспечивающих непревышение допустимых уровней негативного воздействия и задач снижения риска воздействия опасностей, на первое место выходят задачи защиты от чрезвычайно высоких уровней негативного воздействия, ликвидации последствий ЧС, реабилитации пострадавших и восстановления повседневной жизнедеятельности. Чрезвычайные ситуации могут быть классифицированы по значительному числу признаков, по типам и видам событий, лежащих в основе этих ситуаций, по масштабу распространения, по сложности обстановки, тяжести последствий. Правительство РФ в постановлении от 21 мая 2007 г. № 304 утвердило классификацию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, размера материального ущерба, а также границы зон распространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций. Чрезвычайные ситуации подразделяются на локальные, муниципальные, межмуниципальные, региональные, межрегиональные, федеральные и трансграничные. К локальной относится ЧС, в результате которой пострадало не более 10 человек либо материальный ущерб составляет не более 100 тыс. руб. и зона чрезвычайной ситуации невыходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения. К муниципальной относится ЧС, в результате которой пострадало не более 50 человек либо материальный ущерб составляет 5 млн руб. и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы одного поселения или внутригородской территории города федерального значения. К межмуниципальной относится ЧС, в результате которой пострадало не более 50 человек либо материальный ущерб составляет 5 млн руб. и зона чрезвычайной ситуации охватывает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий городов федерального значения или межселенную территорию. К региональной относится ЧС, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек либо материальный ущерб составляет свыше 50 млн руб., но не более 500 млн руб. и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы одного субъекта РФ. К межрегиональной относится ЧС, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек либо материальный ушерб составляет свыше 50, но не более 500 млн руб. и охватывает территорию двух и более субъектов РФ. К федеральной относится ЧС, в результате которой пострадало свыше 500 человек либо материальный ущерб составляет свыше 500 млн руб. К трансграничной относится ЧС, поражающие факторы которой выходят за пределы Российской Федерации или ЧС, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию РФ. В 1995 г. Правительством РФ была утверждена Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) для защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС решением соответствующих органов исполнительной власти в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС: Режим повседневной деятельности — при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий эпизоотии; Режим повышенной готовности — при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической и других обстановок, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС; Режим чрезвычайной ситуации — при возникновении и во время ликвидации ЧС. Основными мероприятиями, осуществляемыми при функционировании РСЧС в различных режимах, являются: а) в режиме повседневной деятельности: осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах; выполнение программ и превентивных мер по предупреждению и ликвидации ЧС, повышение безопасности жизнедеятельности населения; поддержание готовности органов управления, сил и средств к действиям в ЧС; организация обучения населения способам защиты и действиям в ЧС; создание и пополнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС и др.; б) в режиме повышенной готовности: выявление причин ухудшения обстановки и выработка предложений по ее нормализации; усиление дежурно-диспетчерской службы наблюдения и контроля за обстановкой; прогнозирование вероятного времени возникновения ЧС и ее масштабов; принятие превентивных мер по защите населения, природной среды и повышению устойчивости функционирования объектов экономики; повышение готовности сил и средств РСЧС, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район ЧС; в) в режиме ЧС: организация защиты населения; выдвижение оперативных групп в район ЧС; выдвижение сил и средств для организации ликвидации ЧС; определение границ зоны ЧС; первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения; осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе ЧС. Большинство ЧС характеризуется внезапностью возникновения и скоротечностью развития, а следовательно, и крайне ограниченным временем на организацию и проведение мероприятий по защите. С целью максимального снижения людских и материальных потерь в любых условиях обстановки на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от их организационно-правовой формы заблаговременно разрабатывается План действий по предупреждению и ликвидации ЧС в мирное время. План действий определяет: объем, сроки, организацию и порядок выполнения мероприятий по предупреждению ЧС или снижению размеров ущерба и потерь от ЧС, выполнение неотложных мероприятий по защите работников, населения, сельскохозяйственных животных, растений, материальных ценностей от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, а также организацию и ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (АС и ДНР). План включает два раздела. Краткая оценка возможной обстановки на объекте при возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий. Выполнение мероприятий при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий. Источником ЧС техногенного происхождения являются аварии на промышленных объектах. Под промышленным объектом как источником ЧС понимают также объекты транспортные, хозяйственные, административные и другие, если они относятся к категории опасных. Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» вводит понятие опасного производственного объекта. К опасным отнесены объекты, на которых осуществляется использование: токсичных веществ с уровнем средней смертельной концентрации в воздухе менее 0, 5 мг/л; оборудования, работающего с высоким избыточным давлением (Ар > 0, 07 МПа по сравнению с атмосферным давлением при нормальных условиях); взрывчатых и горючих веществ; веществ, образующих с воздухом взрывоопасные смеси; оборудования, работающего при больших температурах или при температуре нагрева воды более 115 °С, и другие объекты. Вероятность возникновения ЧС на таких объектах необходимо учитывать как при их проектировании, так и на всех стадиях последующей эксплуатации. С целью осуществления контроля за соблюдением мер безопасности, оценки достаточности и эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на промышленных объектах Правительство РФ постановлением от 1 июля 1995 г. №675 «О декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации» ввело для предприятий, учреждений, организаций и других юридических лиц всех форм собственности, имеющих в своем составе производства повышенной опасности, обязательную разработку декларации промышленной безопасности. Приказом МЧС России и Госгортехнадзора России от 4 апреля 1996 г. №222/59 введен в действие Порядок разработки декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации. Декларация безопасности промышленного объекта является документом, в котором отражены характер и масштабы опасностей на промышленном объекте и выработанные мероприятия по обеспечению промышленной безопасности и готовности к действиям в техногенных чрезвычайных ситуациях. Декларация разрабатывается как для действующих, так и для проектируемых предприятий. Как итоговый документ декларация безопасности включает следующие разделы: общая информация об объекте; анализ опасности промышленного объекта; обеспечение готовности промышленного объекта к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций; информирование общественности; приложения, включающие ситуационный план объекта и информационный лист. Декларация безопасности действующего промышленного объекта с особо опасными производствами является обязательным документом, который разрабатывается организацией собственными силами (или организацией, имеющей лицензию на такой вид работ) и представляется в органы Ростехнадзора для получения лицензии на осуществление промышленной деятельности, связанной с повышенной опасностью производств. Опыт показывает, что ЧС на промышленных объектах в своем развитии проходят пять условных типовых фаз: первая — накопление отклонений от нормального состояния или процесса; фаза относительно длительная по времени, что дает возможность принятия мер для изменения или остановки производственного процесса и существенно снижает вероятность аварии и последующей ЧС;
вторая — фаза инициирующего события или фаза «аварийной ситуации»; фаза значительно короче по времени, хотя в ряде случаев еще может существовать реальная возможность либо предотвратить аварию, либо уменьшить масштабы ЧС; третья — процесс чрезвычайного события, во время которого происходит непосредственное воздействие на людей, объекты и природную среду первичных поражающих факторов; при аварии на производстве в этот период происходит высвобождение энергии, которое может носить разрушительный характер; при этом масштабы последствий и характер протекания аварии в значительной степени определяются не начальным событием, а структурой предприятия и используемой на нем технологией; эта особенность затрудняет прогнозирование развития наступившего бедствия; четвертая — фаза действия остаточных и вторичных поражающих факторов; пятая — фаза ликвидации последствий ЧС. Декларирование осуществляется для оценки достаточности и эффективности мер по предупреждению аварии и ликвидации ЧС на промышленном объекте. Промышленный объект относят к объектам с повышенной опасностью в следующих случаях. 1. Если на объекте находится вещество в количестве большем или равном указанному в табл. 14.1 предельному количеству. Таблица 14.1
2. Если опасное вещество, находящееся на объекте, относится к одному из видов, приведенных в табл. 14.2, и его количество больше или равно указанному.
3. Если на объекте применяется несколько опасных веществ разных видов опасности и количество каждого вещества меньше предельного, а сумма всех весовых отношений веществ на объекте к их предельному количеству больше или равна единице. Декларация определяет безопасность объекта на этапах его ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации. В целях обеспечения государственного контроля за качеством проектов строительства потенциально опасных объектов, аварии на которых могут иметь катастрофические последствия, выходящие за пределы района их размещения, а также отдельных технически особо сложных объектов установлен соответствующий перечень таких объектов: ядерно- и (или) радиационно опасные объекты (атомные электростанции, исследовательские реакторы, предприятия ядерного топливного цикла, хранилища временного и долговременного хранения ядерного топлива и радиационных отходов); объекты хранения и уничтожения химических и других опасных отходов; гидротехнические сооружения 1-й 2-го классов; объекты обустройства нефтяных месторождений на шельфах морей; магистральные газо-, нефте- и продуктопроводы с давлением более 6 МПа; крупные склады для хранения нефти и нефтепродуктов (свыше 20 тыс. т) и изотермические хранилища сжиженных газов; объекты, связанные с производством или переработкой жидкофазных или твердых продуктов, обладающих взрывчатыми свойствами и склонных к спонтанному разложению с энергией возможного взрыва, эквивалентной 4, 5 т тротила; предприятия по подземной и открытой (глубина разработки свыше 150 м) добыче и переработке (обогащению) твердых полезных ископаемых; тепловые электростанции мощностью свыше 600 МВт; морские порты, аэропорты с длиной основной взлетно- посадочной полосы 1800 м и более, мосты и тоннели длинной более 500 м, метрополитены; крупные промышленные объекты с численностью занятых более 10 тыс. человек. На промышленных объектах, для которых декларирование не является обязательным, но возникновение локальных аварий возможно, необходимо знать: показатели надежности и техногенного риска; остаточный ресурс работоспособности (износ техники); степень подготовки ИТР и операторов технических систем к безопасной работе. Оценивая состояние промышленного объекта как вероятного источника техногенной аварии, особо следует обращать внимание на склонность всех объектов к снижению их надежности в процессе эксплуатации. Средний уровень износа инженерных тепловых коммуникаций многих городов России составляет 6%, а около 25% полностью отслужили свой срок. Поэтому число аварий на 100 км коммунальных теплосетей ежегодно увеличивается и достигает нескольких сотен. Для сравнения: в Западной Европе число аварий в год не превышает 10.
|