![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мониторинг источника опасностей
Организация мониторинга источников загрязнения на объектах осуществляется с целью получения оперативной и систематической информации о состоянии окружающей среды, а также для обеспечения технологической и экологической безопасности на самих контролируемых объектах. По данным МИ можно оценивать не только собственно параметры окружающей среды, но и косвенно судить по их характеристикам о работоспособности, а также о характере режима функционирования («штатный» или аварийный) технологического оборудования на объекте, являющегося главным источником опасности для его персонала и проживающего вокруг населения. Мониторинг выбросов промышленных предприятии и транспортных средств сводится к определению их фактической величины и сопоставлению ее с величиной ПДВ. Применительно к промышленным предприятиям правила установления ПДВ определены ГОСТ 17.2.3.02― 78. Контролю подлежат выбросы, поступающие от дымовых труб, вытяжных систем плавильных и разливочных агрегатов, сушильных установок, нагревательных и электротермических печен кузнечно-прессовых и термических цехов, шихтовых двором, участков очистки и обрубки отливок, участков приготовления формовочных и стержневых смесей, цехов механическом обработки материалов, сварочных постов и оборудования для резки металлов и сплавов, отделений для нанесения химических, электрохимических и лакокрасочных покрытий и др. Организация МИ и решаемых ими задач наиболее наглядно может быть показана на примерах особо опасных промышленных объектов. Категория опасности предприятия имеет первостепенное значение для организации мониторинга источников загрязнения и во многом определяет его задачи. Соответствующие рекомендации по делению промышленных предприятий на категории опасности в зависимости от масс и видового состава выбрасываемых загрязняющих веществ предписывают оценивать категории опасности предприятий (КОП) по соотношению:
где М ― масса выбросов i-гo вещества, т/год; ПДК, ― среднесуточная ПДК i-гo вещества, мг/м³, в воздухе населенных мест; n ― количество загрязняющих веществ (по перечню), выбрасываемых пред приятием; аi ― коэффициент, учитывающий класс опасности i-го вещества (1-й класс ― а = 1, 7; 2-й класс ― а = 1, 3; 3-й класс а = 1, 0; 4-й класс -а = 0, 9). При отсутствии официально принятой среднесуточной ПДК для расчетов берут максимальную разовую ПДК или соответствующий ориентировочный безопасный уровень вредности (ОБУВ), или уменьшенные в 10 раз ПДК воздуха рабочей зоны. При всех Mi/ПДКi< 1 значения КОП не рассчитывают, а предприятие вообще не учитывают как опасное. При таком подходе категория опасности предприятия оценивается суммой категорий опасности загрязняющих веществ. Сами предприятия при этом делятся на четыре категории опасности: · особо опасные (1-я категория) ― при КОП > 1 000 000; · опасные (2-я категория)-при КОП от 10 000 до 1000 000; · малоопасные (3-я категория) ― при КОП от 1000 до 10 000; · практически безопасные (4-я категория) ― при КОП < 1000. Предприятия 1-й категории опасности относительно малочисленны. Но имеют или высокие значения валовых выбросов, или (и) выбросы загрязняющих веществ 1-го класса опасности. Поэтому они являются самыми высоко опасными (особо опасными). К ним в первую очередь относят объекты, связанные с производством, хранением, переработкой и уничтожением аварийно химически опасных веществ, высокотоксичных промышленных отходов и отравляющих веществ. Для повышения надежности система мониторинга ОПО обычно дублируется: · на подсистему автоматических приборов контроля загрязняющих веществ; · подсистему пробоотбора и лабораторного анализа проб, взятых вблизи источника загрязнения. Обе подсистемы работают во взаимодействии, дополняя друг друга и увеличивая эффективность и надежность всей системы в целом. Подсистема приборов автоматического контроля охватывает практически все источники загрязнения, представляющие опасность для работающего персонала и окружающей среды, а также проживающего вокруг объекта населения. К ее основным функциям относятся: · сигнализация о превышении допустимого уровня (обнаружение) и измерение концентраций вредных веществ (определение) вблизи источника загрязнения, а также в зоне пром-площадки и СЗЗ; · обнаружение мест утечек опасных веществ в окружающую среду и формирование исходных данных для прогноза об их распространении в случае аварии; · контроль за техническими параметрами природоохранного оборудования и сооружений, а также других экологически значимых параметров технологических процессов; · диагностика и контроль за характеристиками элементом самих контрольно-измерительных приборов и автоматики; · обработка, систематизация, протоколирование, отображение и хранение аналитической информации; · формирование и передача информации диспетчеру предприятия на центральный пульт управления, а также на вышестоящий государственный уровень.
Характерной особенностью мониторинга источников загрязнения на особо опасном объекте является сочетание двух одновременно решаемых задач: обеспечение безопасности персонала и окружающей среды. На рис. 18.1. приведена схема мониторинга ООП по уничтожению отравляющего вещества. Капсула с ОВ окружается герметичным или полу герметичным вентилируемым и контролируемым защитным боксом, находящемся также в полугерметичном вентилируемом и контролируемом рабочем помещении, расположенном на охраняемой и контролируемой рабочей территории (промплощадке), вокруг которой создается контролируемая санитарно-защитная зона (СЗЗ), Система мониторинга особо опасного объекта соответствует его структуре. Мониторинг источников имеет широкое распространение, поскольку органами ростехнадзора в последние годы зарегистрировано более 200 тыс. ОПО. В отдельных случаях мониторинг источников проводят с применением аэрокосмической техники и методов неразрушающего контроля технических систем. Аэрокосмический мониторинг. Для мониторинга протяженных объектов (так называемых линейных объектов, у которых размеры по одной координате значительно больше, чем по другой, ― трассы железных и шоссейных дорог, нефте-, газопроводы) и объектов, занимающих большие площади, применение методов наземного мониторинга требует слишком большого числа участников и аппаратуры, усложняет систему временной синхронизации измерений и требует значительных материальных затрат.
Рис. 18.1. Схема мониторинга особо опасного объекта по уничтожению ОВ: ДСЗ ― датчик санитарно-защитной зоны; ДПП ― датчик пром-площадки; ДРП ― датчик рабочих помещений; ДРБ ― датчик рабочих блоков; ДТК ― датчик технологических капсул мониторинга таких объектов используют систему комплексов дистанционного зондирования. К ним относятся: · искусственные спутники Земли (ИСЗ); · высотные самолеты-лаборатории (высота полетов измерений Н> 1― 2 км); · низколетающие самолеты-лаборатории (> 50― 100 м); · вертолетные лаборатории.
Для исследования состояния природных ресурсов и решения экологических задач в России и за рубежом применяется большое число различных типов самолетов-лабораторий и ИСЗ. Использование ИСЗ, летающих на высотах 300― 600 км, для экологического контроля имеет определенные ограничения из-за наличия облачности над снимаемым районом и узкой полосы съемки с высоким разрешением относительно межвиткового расстояния (~ 150 км). Для большинства ИСЗ проход над одним и тем же районом проходит обычно с двухнедельным периодом, в течение которого могут существенно измениться состояние облачности и наземная ситуация (например, в случае наводнения). Поэтому при проведении дистанционного экомониторинга следует опираться на аэромониторинг и привлекать материалы космической съемки, когда она позволяет дополнительно получить необходимую информацию. Самолетные средства дистанционного зондирования более мобильны по сравнению с ИСЗ. Они также дают больший объем информации и в целом ряде случаев позволяют получить данные с высоким пространственным разрешением. Следует сказать, что аппаратура дистанционного зондирования предназначена в основном для картирования характеристик подстилающей поверхности и редко используется для так называемых трассовых измерений, которые дают информацию о поверхности только по одной координате ― вдоль линии полета и в фиксированной полосе сбора информации по другой координате. По разрешающей способности съемки с ИСЗ в оптическом и радиодиапазоне (радиолокация) приближаются к съемкам с борта высотных самолетов-лабораторий: черно-белые снимки высокого разрешения (2 м и более) с космических аппаратов серии «Космос» в полосе 18 км, а также с разрешением 3― 5 м в полосе 37, 5 км. Съемки с вертолетов также имеют свои ограничения из-за сильных угловых колебаний, что не позволяет проводить качественную плановую фотосъемку. Вертолеты используются обычно для проведения телевизионной съемки. Таким образом, дистанционная съемка с борта самолетов-лабораторий является в большинстве случаев основным вариантом для целей экомониторинга. Высотная аэрокосмическая съемка позволяет определять и картировать следующие явления: · загрязнение нефтепродуктами и некоторыми цвето-контрастными веществами (торф, взвеси почвы и грунта, буровые растворы для нефте- и газодобычи и др.) водных акваторий; · разлив нефти по поверхности; · заболевание деревьев в лесах; · территории лесных пожаров с выделением выгоревших зон и зон горения; затопления и подтопления.
При комплексном мониторинге с использованием дистанционного зондирования и наземных измерений для большинства изучаемых территорий можно построить их экологические карты со значительными набором экологически значимых параметров. Линейные объекты (трассы железных и шоссейных дорог, трассы нефте-, газо- и других продуктопроводов, каналы, ЛЭП) требуют систематического наблюдения и контроля для обеспечения их безопасной эксплуатации. Так, например, для контроля трасс нефте- и газопроводов и дорог с целью определения их безопасности и экологических характеристик контроль следует проводить два-три раза в год ― в период наиболее сильных деформаций грунта во время весеннего и осеннего оттаивания и замерзания, а также во время летнего паводка. При реализации космического мониторинга Министерство природных ресурсов и экологии РФ взаимодействует с Российским авиационно-космическим агентством и Министерством обороны РФ. Для наблюдения за состоянием сложных и энергоемких технических систем (элементы конструкции атомных реакторов, подземные нефте- и газопроводы и т.п.) активно разрабатываются и применяются средства неразрушающей диагностики. Основное преимущество такого метода кон-т-роля состоит в возможности выявления дефектов конструкций непосредственно в процессе их эксплуатации и при профилактических осмотрах. Средства и методы неразрушающего контроля весьма эффективны и экономически целесообразны.
Контроль за безопасностью оборудования и продукции. Для исключения эксплуатации оборудования, не соответствующего требованиям безопасности, производится соответствующая проверка оборудования как перед его первичным задействованием, так и в процессе эксплуатации. Применительно к оборудованию повышенной опасности проводятся специальные освидетельствования и испытания. При поступлении нового оборудования и машин на предприятие они проходят входную экспертизу на соответствие требованиям безопасности. Она проводится отделом главного механика с привлечением механика того подразделения (цеха), где его планируют использовать. В случае проверки энергетических систем в ней участвуют также главный энергетик и энергетик указанного выше подразделения. Если оборудование не соответствует предъявляемым требованиям, оно не допускается к использованию, при этом составляется рекламация в адрес завода-изготовителя. Ежегодно отдел главного механика проверяет состояние всего парка станков, машин и агрегатов цеха. Особое внимание уделяется компрессорным устройствам, грузоподъемному оборудованию, лифтам, газопроводам и т.п. При постановке новой продукции на производство устанавливают режим, позволяющий обеспечить выполнение всех действующих требований безопасности и экологичности. В техническое задание не допускается включать требования, которые противоречат требованиям законов РФ и нормативных документов органов надзора за безопасностью, охраной здоровья и природы. Согласно этому в процессе разработки документации проверка новых технических решений, обеспечивающих достижение новых потребительских свойств продукции, должна осуществляться при лабораторных, стендовых и другие исследовательских испытаниях моделей, макетов, натурш составных частей изделий и экспериментальных образцов продукции в целом в условиях, как правило, имитирующих реальные условия эксплуатации. Опытные образцы (опытную партию) или единичную продукцию (головной образец) подвергают приемочным испытаниям в соответствии с действующими стандартами или типовыми программами и методиками испытаний, относящимся к данному виду продукции. Приемочные испытания проводят по программе и методике, подготовленным разработчиком и согласованным с заказчиком или одобренным приемочной комиссией. В приемочных испытаниях независимо от места их проведения вправе принять участие изготовитель и органы, осуществляющие надзор за безопасностью, охраной здоровья и природы, которые должны быть заблаговременно информированы о предстоящих испытаниях. Оценку выполненной разработки и принятие решения о производстве и (или) применении продукции проводит приемочная комиссия, в состав которой входят представители заказчика (основного потребителя), разработчика, изготовителя. При необходимости к работе комиссии могут быть привлечены эксперты сторонних организаций, а также органы, осуществляющие надзор за безопасностью техники, охраной здоровья и природы. В мировой практике на промышленных объектах были проведены исследования соотношений инцидентов различной степени серьезности, направленные на выявление связи между крупными и мелкими происшествиями, а также другими опасными событиями. Были сделаны следующие важные выводы: · в каждом исследовании прослеживалась связь между разными типами событий, менее тяжелые происшествия регистрировались гораздо чаще, чем более тяжелые; · каждый раз была опасность того, что «происшествия без травм» и «опасные ситуации» могли перерасти в более серьезные; · представленные ниже цифры, соответствующие количеству случаев потери контроля, послужили материалом для разработки методов улучшенного контроля.
В результате получено следующее соотношение: на 1 тяжелое происшествие (с потерей трудоспособности) приходятся 10 происшествий с легкими последствиями (любая травма, не приводящая к потере трудоспособности), 30 случаев нанесения материального ущерба (все типы), 600 происшествий без видимых травм и материального ущерба, т. е. 1: 10: 30: 600. Таким образом, предотвращение самых легких происшествий косвенным образом влияет и на количество происшествий с тяжелыми последствиями. Более того, в последнее время в мировой практике принято учитывать и оценивать опасность возникновения аварийной ситуации и регистрировать происшествия, которые произошли, но не привели к аварии, инциденту или несчастному случаю. Регистрация и анализ происшествий, которые в реальности не привели к более тяжелым последствиям, служат основой для снижения аварийности и травматизма. В качестве методического примера приведем данные, представленные в табл. 18.1.
Таблица 18.1
|