Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные источники истории Отечества и его историография. Хронология истории.






Изучение «Отечественной истории», как и других стран, базируется на исторических источниках, исследованием которых занимается специальная научная дисциплина – источниковедение.

В науке различают пять основных типов исторических источников:

1. Вещественные – памятники материальной культуры – археологические находки (орудия труда, предметы быта, монеты, архитектурные памятки и пр.).

2. Этнографические – памятки быта, культуры, обычаи народа.

3. Лингвистические – данные по истории развития языка.

4. Устные – народные песни, исторические думы, легенды, пересказы, народные пословицы и др.

5. Письменные – являются основою исторических знаний. Делятся на две группы: а) актовые материалы – источники, являющиеся результатом деятельности учреждений, организаций и официальных лиц – грамоты, договоры, протоколы, циркуляры, приказы, статистические данные, стенограммы; б) повествовательные памятки – летописи, воспоминания, дневники, письма, записи, публицистические, экономические, литературные произведения, газетные статьи, очерки, мемуары и др.

Историография (в переводе с греческого – опись истории) – дисциплина, которая изучает историю исторической науки. Эта наука о том, как возникла и развивалась историческая мысль, процесс накопления исторических знаний. Исследует разные направления, течения, школы, концепции исторической науки. Одновременно анализирует изучение исторических источников.

Школы: народническое направление. Основатель М.Максимович (1804-1873 гг.), продолжатели – О.Бодянский (1808-1877 гг.), Н.Костомаров (1817-1885 гг.), Антонович (1834-1909 гг.) и др. Суть народнического направления заключалась в первостепенности социально-экономических вопросов над национально-политическими, переподчинение интересов власти чаяниям народа.

Второе направление поддерживают государственники. Государственную школу основал В.К.Липинский (1882-1931 гг.). Историки-государственники считали, что важнейшую роль в организации политической, социально-экономической и культурной сферах должно занимать и занимает государство – его надстройка. Советская историография за основу брала классовую борьбу. Современная историческая школа берет за основу общечеловеческие ценности, основу которых составляют: 1) борьба за мир, 2) экология, 3) здравоохранение, 4) спорт, 5) общечеловеческая культура, духовность, религии, 6) меценатство и др.

Хронология истории или периодизация истории – это установление хронологически последовательных этапов в общественном развитии человечества. В их основу должны быть положены решающие факторы, общие для всех стран мира.

Существует множество хронологических схем, среди которых три наиболее характерных. Так, американский историк и этнограф Льюис Генри Морган, обосновываясь на критерии уровня развития продуктивных сил, выделил три эпохи в истории человечества: дикарство, варварство, цивилизация. К.Маркс, исходя из принципа материалистического понимания истории, в основу положил способ производства или формационную концепцию: первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую формации. Однако, такая периодизация истории человечества была воспринята не всеми обществоведами Запада.

В последнее время многие соглашаются с такой периодизацией: первобытная эпоха, стародавний мир, средневековье, новое время, новейшее время.

Литература

1. Курс лекций по истории Украины (редкол. В.А.Носков и др.). – Донецк: «ЕАИ Пресс», 1994. – С. 3-10.

2. Корпич Л.І, Багацький В.В. Історія України від найдавніших часів і до 21 століття: навчальний посібник. – Харків: «Одісей», 2001. – С. 4-27.

3. Болбат Т.В., Шевченко В.О. Конспект лекцій з курсу «Історія України»: Навч. посібник. – Донецьк: ДонДАУ, 2002. – С. 3-7.

 

 

Тема 2 «Приазовье и Подонье в древности (с древнейших времен и до V в. н.э.)

План.

1.Развитие первобытного общества. Древние кочевые племена на территории Донбасса (киммерийцы, скифы, сарматы и тд.).

2.Эпоха «великого переселения народов» на территории Донецкого региона. Формирование Великой Болгарии и Хазарского каганата.

 

1.Развитие первобытного общества. Древние кочевые племена на территории Донбасса киммерийцы, скифы, сарматы и тд.)

 

Данные археологии свидетельствуют, например, об интенсивном заселении Донецкого края, в частности, среднего течения Северского Донца, еще 40 тысячелетий тому назад, в эпоху камня и бронзы. Уникальные находки кремниевого рубила на территории Амвросиевки, Макеевки, Артемовска (города Донецкой области) свидетельствуют о возникновении здесь первых поселений около 150 тыс. лет тому назад. Эти безымян­ные поселения и племена, обозначенные лишь археологическими культурами, про­шли огромный путь в своем развитии.

Начиная с I тыс. до н.э., племена получают уже свои названия: киммерийцы, скифы, сарматы, готы, гунны. Двигаясь с Востока на Запад по территории Донбасса, они оседали здесь на столетия, оказывая значительное влияние на культуру и быт коренного насе­ления У племен, населявших Юго-Восточную Европу, произошли принципиальные изменения, связанные в первую очередь с открытием железа и освоением технологи его изготовления. Следы древнейшего производства железа открыты, например, в поселениях ранней срубной культуры вблизи Капитаново (Луганская область) и Воронеж (1500— 1400 гг. до н.э.).

Овладение технологией изготовления железа и орудий труда совпало с другим не менее важным событием — отделением скотоводства от земледелия и переходом к кочевому скотоводству. Этому во многом способствовало также изменение климата, который становился более сухим и жарким. В IX век до н.э. иссушение климата достигло своего апогея. В связи с этим Евразийские степи протянулись почти на 6 тысяч км, однако наиболее благодатная и плодородная их часть находилась на территории Донбасса, что и сыграло решающую роль в формировании здесь определенного типа культуры, психологии и цивилизации, особенно на ее юго-востоке. Сюда стали переселяться азиатские кочевники, сталкиваясь с местным населением — антами, как называли их византийские источники, хозяйство которых было связано с земледелием в речных долинах и лесных массивах. Однако столкновения вскоре переросли во все более увеличивающиеся примеры культурного и экономического симбиоза. Да иначе и не могло быть, поскольку кочевое хозяйство не могло существовать без связи с земледельческим, а торговый союз постоянно перерастал не только в военный, но и семейный. Например, что у многих русских князей, том числе у Александра Невского, женам были половчанки. При этом, правда, "... в течение всего средневековья южнорусские степи представляли собой отдельную не только естественно-географическую, но этнополитическую систему, которая хоть и взаимодействовала с лесостепной земледельческой, но никогда не составляла с не единого хозяйственного целого" [ПЛ. Толочко, с. 7].

Климатические изменения существенно повлияли на заселение территории Донецкого края, который практически в течение 15-ти веков находился под преимущественным влиянием культуры кочевников. Эта культура была спровоцирована движением тюркских племен гуннов с востока на запад в III — VII вв. н.э., извест­ным под названием Великого переселения народов.

Постоянная забота о сохранении пастбищ, а также стремление захватить скот, имущество и земли соседей определило во­енный уклад их жизни. Кочевники пребывали в состоянии постоянных военных действий, объединяясь с целью нападения или защиты. На первое место в общественной иерархии при таком укладе жизни выдвигались воины и вожди, опирающиеся на жрецов и родоплеменную знать, что создавало предпосылки для возникновения на территории Донбасса древних государств.

Культура кочевников для большинства обитателей Дикого поля с древнейших времен и вплоть до конца XVIII века была традиционной и естественной. Наличие здесь островков оседлого населения никак не означало, что оно в отличие от постоянно накатывающихся азиатских племен и народов было на сто процентов оседлым и только земледельческим, как, скажем, западные или северные славяне, проживающие в зоне Леса. " Вмещающим ландшафтом древних русичей были не столько лесные массивы, сколько лесостепи, ополья и речные долины. При крайне редком населении Руси в XII в. (около 5, 5 млн.) в ней практиковались переложные системы земледелия, требовавшие неполной оседлости; не исключалось и полукочевничество на основе скотоводческого хозяйства, особенно в степной зоне" [Л.Н. Гумилев, с. 172].

Кочевые племена, постоянно завоевывая и растворяясь либо в пришедшем до них, ли­бо в местном языковом и культурном субстра­те, обеспечивали " похожесть", казалось бы, разных народов и цивилизаций, удаленных друг от друга во времени и пространстве.

Наиболее могущественными народами раннего железного веке, проживающим на территории Дикого поля и олицетворяющими собой цивилизацию кочевников, были киммерийцы и скифы.

Древнейшим из известных народов пришедшим в Степь из Азии в конце эпох поздней бронзы — раннего железного ве­ка (I тыс. до н.э.) на смену более-менее оседлым скотоводам-земледельцам, были киммерийцы — представители ираноязычного этноса. Письменные упоминания о них мы находим еще у Гомера и географа древности Страбона.

Кочевой образ жизни киммерийцев и сплоченность во время войны в образовавшихся догосударственных союзах давали им безусловное преимущество по сравнению с народами, жившими родоплеменным строем, или государствами в период утраты ими единства. Прогрессивное для того времени кочевое скотоводство (главным образом ко­неводство, позволяющее обеспечивать высокую подвижность и одновременно продовольственную базу для населения) предполагало естественный торговый обмен с соседним земледельческим миром, но в то же время требовало расширения новых тер­риторий для выпаса скота.

Вот почему воинственность во имя самосохранения и выживания становится одной из главных движущих сил киммерийской цивилизации. Киммерийцы в УШ-УИ вв. до н.э. проникают через Закавказье на террито­рию Передней и Малой Азии, опустошая земли местных народов. Ассирийские кли­нописные таблички повествуют, например, о том, что в 714 г. до н.э. они разгромили войска урартского царя Русы I,

Археологические раскопки их захоронений, в том числе на территории Донбасса у сел Астахово, Беглица, Донское, Зимогорье, Кременевка, Ливищовка, Луганское, Приморское, Провалье, Черногоровка и др. свидетельствуют не только о высокой степени их промышленной, бытовой и хозяйствен­ной культуры, но и о не менее высокой степени военного искусства.

Вооружение киммерийского воина состояло из лука, меча, кинжала и копья. Воины принадлежали, как и у других кочевых народов, к высшему сословию. Захоронения в курганах с предметами быта и вооружения (посуды с Запада, мечей и украшений с Кавказа), поставленными над ними стелами.

Однако каким бы сильным ни был народ, если он не мог обеспечить себя всем необходимым без постоянного вливания людских и материальных ресурсов извне, он обязательно либо растворялся в традиционном местном населении, либо поглощался другим, более мощным кочевником пришедшим ему на смену.

Последнее произошло с киммерийцами, культура которых в VII в. до н.э. прекратила свое существование и логично вплелась в культуру других ираноязычных кочевников, пришедших из Азии, — скифов, влиявших несколько веков (вплоть до II в. до н.э.) на формирование Степи и дальнейшую судьбу Дикого поля. Согласно одной из теорий (теория пришельцев в отличие от автохтонной теории первоначально скифы обитали возле р, Аракс (Сыр-Дарьи или Аму-Дарьи), потом расширили свое влияние до Танаиса (Дона и Меотиды (Азовского моря), а позднее завоевали Северное Причерноморье до реки Истра (Дунай).

При появлении скифов, как сообща Геродот, киммерийцы отступили на Кавказ и в Переднюю Азию. В VII в. до н.э. оба народа находились в Передней Азии, наводя ужас на местное население.

Постепенно киммерийцы сходят с исторической сцены, и Геродот в основном свидетельствует только о скифах.

Будучи воинственными племенами, они совершали походы в Сирию, Палестину, дошли до владений Египта, что перекроило политическую карту Древнего Востока. В результате походов двух поколений скифов погибли, например, государства Урарту и деспотическая Ассирия. И это, несмотря на то, что кочевники не имели своего государственного образования.

Следы пребывания скифов в странах Древнего Востока хорошо прослеживаются в археологических памятниках Кавказа, где обнаружено скифское оружие и снаряжение верховых коней (УИ-У1 вв. до н.э.), Вавилона, Ассирии, Сирии, Палестины, Иранского Курдистана, где открыто богатейшее погребение скифского царя (к. VII в. до н.э.).

В VI в. до н.э. скифское владычество в Передней Азии прекратилось, после чего они вернулись в Причерноморье. Однако Древний Восток оказал глубокое влияние на формирование социальной структуры и культуры Скифии. Военное могущество скифов поднимало их вождей до уровня древневосточных владык, имеющих деспотическое правление и утопающих в роскоши.

Контакты скифов с великими цивилизациями Древнего Востока и Кавказа обогатили материальную культуру и искусство скифов. У них было первоклассное для того времени оружие и снаряжение, состоя­щее из железных доспехов, мечей, кинжалов, боевых топоров, копий с железными наконечниками, не имеющих аналогов в древнем мире по своей меткости и дальности полета лука и стрел. Исконно скифские мотивы, так называемый " звериный стиль", наблюдающийся в украшении оружия и одежды (изображения оленя, пантеры, бы­ка, кабана, лошади, барана, орла), обяза­тельно переплетались с художественными образами, заимствованными из искусства Древнего Востока (грифонами, львами, чудовищами). Даже сохранившиеся скульптурные изображения воинов-скифов, обнаруженные на курганах, подтверждают тезис об их высокой военной культуре, заимствованной во многом из древних восточных цивилизаций.

Так, на каменной статуе, обнаруженной близ села Ольховчик Шахтерского района Донецкой области, изображен скифский воин явно европеидного типа с атрибутами воинской силы и славы: коротким мечом — акинаком, футляром для лука, секирой и шлемом.

Воинское могущество скифских племен не смог поколебать даже персидский царь Дарий I, который безуспешно пытался разгромить Скифию в 513 г. до н.э.

В IV в. до н.э. во время правления царя Атея Скифия достигает предела свое могущества, объединив под своим началом все скифские племена. Образовав союз македонским царем Филиппом II (отцом Александра Македонского), Атей успешно ведет борьбу на западе с фракийцами, ргасширяя свои владения за Дунай. Однако позднее союз распался, отношения двух царств стали враждебными, переросшими в войну, что в конце концов и привело Скифию к гибели. В 339 г, до н.э. македоцы нанесли поражение кочевникам, от которого они так и не сумели оправиться...

Территорию северо-восточного Приазовья и современного Донбасса вплоть до Танаиса (Дона) населяли самые могущественные скифы — царские. Кроме них, в территориально-иерархической лестнице существовали еще эллино-скифы, аллазоны, скифы-пахари, скифы-земледельцы и скифы-кочевники. Последние из них представляли наиболее многочисленную группу народа-воина.

И все же полукочевой, полувоенный образ жизни скифских племен логично приводил их к необходимости заниматься также ремесленничеством, земледелием и скотоводством, что свидетельствует о начале перехода части населения к оседлости.

Рост экономического неравенства ускорил процесс разложения скифского общества, что, в свою очередь, привело к упадку его былого могущества, распаду и постепенному исчезновению Скифии.

В Ш-П вв. до н.э. скифов постепенно вы­тесняют сформировавшиеся в Поволжье племена сарматов, а границы земель кочевых скифов перемещаются за Днепр и в Крымские степи. В степях Приазовья и Причерноморья в течение шести веков устанавливается господство объединенных кочевых скотоводческих племен аланов, роксоланов, аорсов и языгов, названных на карте Птолемея (VI-VII в. н.э.) Сарматией — огромной территории по реке Танаис (Дон). Свидетельством пребывания здесь сарматов явля­ются их многочисленные захоронения: курганные могильники у с. Приморское, Шевченко, курганы у с. Усть-Каменка Днепропетровской области, у с. Новолуганское Артемовского района, у с. Васильевка Старобешевского района, в пос. Квашино Амвросиевского района, в пос. Острый Марьинского района, в пос. Чугуно-Креминка Шахтерского района Донецкой области и в с. Лимаревка Беловодского района Луганской области. В них обнаружены предметы вооружения из железа, конская сбруя, украшения, фрагменты римских амфор, серебряное зеркало, бронзовый котел, а также большое количество предметов, указывающих на кочевую культуру их обладателей.

Военное, торговое и мирное взаимодействие сарматов с Боспорским царством причерноморскими городами нашли свое отражение в их изобразительном искусстве надгробных каменных рельефах, терракотавых статуэтках, монетах, на которых изображаются пешие и скачущие воины с характарными для сарматов мечами, длинными копьями, развевающимися плащами и круглыми фаларами на крупах коней.

Учитывая близость языка скифов с сарматами (оба языка принадлежат к северо- восточной группе иранских языков и похожи на современный осетинский), Геродот отмечал их родство и преемственность во всем укладе жизни и культуры.

Сарматы " следуют за своими стадами — свидетельствует Страбон, — выбирали всегда местности с хорошими пастбищами зимой — в болотах возле Меотиды (Азовского моря), а летом — на равнинах". Вот почему, как и у скифов, жилищем для них служили кибитки из войлока.Признаком знатности для сармат были золотые гривны и венцы, а у женщин много численные украшения: диадемы, ожерелья серьги, браслеты, кольца, перстни, золота, вышивка одежды. Все это свидетельствует о высокой культуре прядения, ткачества, вышивания и кузнечного, кожевенного и бронзолитейного ремесла.

Развитие ремесел, кочевого хозяйства и выделение из военной среды касты вождей и знати стимулировало процесс имуществен­ного расслоения и способствовало развитию меновой торговли с античными городами. На многочисленные рынки в устье Дона сарматы поставляли рабов, скот, шкуры, продукты, по­лучая взамен из Боспора одежду, вино, амфо­ры, краснолаковую посуду и ювелирные из­делия; из Китая — шелк, бронзовые зеркала, изделия из нефрита; из Индии — бирюзу и корралы для ожерелий; из Ирана — полудра­гоценные камни сердолик и альмандин; из Египта — пастовые амулеты и золотые фибу­лы; из Средней Азии — фалары и костяные изделия; с Кавказа — хрустальные бусы. По­падали на сарматские рынки и изделия запад­ных стран: романские фибулы и браслеты, римские бронзовые ковши и стеклянные со­суды, чаши из драгоценных металлов.

Представляя большую военную и поли­тическую силу, с которой вынуждены были считаться европейские государства, вести с ними дипломатические переговоры, заклю­чать международные договоры и вступать в военные союзы, сарматы продолжали жить родоплеменным строем.

По мере продвижения сарматов на запад культура сарматов все более теряла свои этнические особенности и приобретала черты новых народов, с которыми они вступали в контакт. Ведя постоянные войны с государствами Кавказья и Римом, они постепенно утрачивали свое могущество. Во II в. н.э. на Дону сармат потеснили аланы, которые образовали мощный Аланский племенной союз, основная территория которого находилась на Северном Кавказе и распространялась до Аральского моря.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал