![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. (продолжительность – 5 минут) ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
(продолжительность – 5 минут)
Подытоживая сказанное, отметим основные выводы, которые можно сделать из содержания лекции: 1. Философская антропология – это один из важнейших разделов философии, предметом которого является человек как целостное, многоуровневое существо, взятое во всем богатстве своих душевных и телесных, природных и социальных характеристик. 2. Центральной проблемой философской антропологии является проблема сущности (природы) человека, которая имела несколько вариантов решения. Классические представления о сущности человека считают, что его главными качествами являются социальность, труд, язык, нравственность и разум. Неклассические трактовки человека, появившиеся в 20-м веке, делают акцент на противоречивости и самодетерминированности как главных качествах человека. 3. Далее сущность человека раскрывается через такие понятия, как индивид, индивидуальность и личность. Индивид – это единичный человек, носитель личности, индивидуальность – уникальное для каждого индивида сочетание личностных черт, личность – это человек, как существо, наделенное волей, свободой, способное нести ответственность за свои поступки. 4. По вопросу о жизни и смерти в культуре также существует две противоположные позиции. В буддизме и стоицизме жизнь рассматривается как череда страданий, а смерть – как избавление от них, переход в иное, лучшее существование. В большинстве других направлений жизнь, напротив, воспринимается как великий дар, а смерть как наказание. Наиболее радикальным «критиком» смерти является Н.Ф. Федоров, полагавший, что смерть – главное зло нашей жизни, а ее преодоление, установление бессмертного порядка бытия – центральная задача, «общее дело» всего человечества. 5. Проблема смысла жизни получила наиболее глубокую разработку в логотерапии В.Франкла, в рамках которой показывается, что существует три основных пути обретения смысла: в созидательной деятельности, любви и преобразовании страдания в достижение.
[1] Древнегреческому софисту Протагору принадлежит мысль о том, что «человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». Сократ же свое философское кредо выразил словами: «Меня интересуют не деревья в лесу, а люди в городе, ибо первые не могут меня ничему научить, тогда как у каждого из людей я могу чему-то научиться». [2] Персонализм -- философское направление, признающее личность первичной творческой реальностью. Сформировался в кон. XIX века в России (Н.А. Бердяев, Л. Шестов), получил развитие в 30-х гг. XX века во Франции (Э. Мунье, Ж. Лакруа, П. Рикер). [3] Философская антропология (в узком смысле) — идеалистическое течение в западноевропейской философии XX века, преимущественно немецкой, основанное в 1920-х гг. Максом Шелером (1874-1928) и Хельмутом Плеснером (1892-1985). [4] Здесь нелишне напомнить, что родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант считал вопрос о сущности человека центральным для философии в целом. Именно к вопросу: что есть человек? сводятся три других основных вопроса кантовской метафизики: что я могу знать? что я должен делать? на что я могу надеяться? [5] Имеется в виду работа Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», увидевшая свет в 1876 году. [6] Этология -- наука, изучающая поведение животных в естественных условиях. [7] Фромм Э. Иметь или быть? – М.: Прогресс, 1990, с. 237. [8] Согласно Р. Кэттелу, черта — это предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Главная особенность черты – устойчивость. [9] Гельвеций в работе «О человеке» настаивает, что «у всех одинаковые умственные способности». [10] «Злому, -- пишет Шопенгауэр, -- его злоба настолько же врождена, как змее её ядовитые зубы и её ядовитый мешок, и он столь же мало может измениться, как и она» // Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. – М.: Республика, 1992, с. 8. [11] Экстраверсии / интроверсии примерно соответствуют общительность / замкнутость, а «силу Сверх-Я» несколько огрубляя можно отождествить с совестью. [12] Бихевиоризм – направление в американской психологии XX века (Д. Уотсон, Б. Скиннер и др.), считающее единственным предметом психологии поведение, основным методом – эксперимент, и рассматривающее человека как сложную машину, целиком детерминированную внешними факторами.
|