![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификация лесопарковых ландшафтов
Лесопарковые ландшафты или лесные пейзажи некоторые подразделяют на возбуждающие, прекрасные, привлекательные, приятные, нежные, интересные, оригинальные, выразительные, изменчивые, успокоительные, монотонные, унылые, отталкивающие, неприятные и безобразные. Такое разнообразие восприятий определяется главным образом составом и средней высотой древостоя, захламленностью, степенью различий в высотах составляющих деревьев, полнотой или сомкнутостью, характером размещения деревьев, подроста или подлеска, живого напочвенного покрова, нанорельефом, степенью крутизны склона, влажностью почвы, характером ее повреждения, просматриваемостью до смежных пейзажей, дальностью перспективы леса и т.п. Чтобы каждый пейзаж вызывал положительные эмоции, создают разнообразие их. Такое разнообразие объединяется в три типа ''лесопарковых ландшафтов'' (по Н.М. Тюльпанову): закрытые, полуоткрытые, открытые [ ]. Каждый тип лесопаркового ландшафта классифицируется на несколько видов, которым присущ свой шифр (табл. 22).
Таблица 22. - Классификация лесопарковых ландшафтов (по Н.М. Тюльпанову, 1965)
Отмечена некоторая связь многих лесопарковых ландшафтов с типами леса. Так, сосняки вересковые и брусничные образуют ландшафты 1а, 2а, 2б, 2в, а сосняки долгомошниковые и осоко-сфагновые только 1а. Чем плодороднее почва, тем большее разнообразие пейзажей создают древостои одной и той же породы. Серию 1а можно встретить почти во всех типах леса. Эффект своеобразия пейзажа начинает восприниматься со средневозрастных древостоев, а до этого рубки формирования направляются на регулирование состава древостоя. Серию 1б составляют обычно разновозрастные и сложные древостои. Деревья оставляются неравномерно. Благодаря куртинам подроста, ''окнам'' свет проникает до почвы, усиливая контрастность между этими местами и темными группами деревьев. Зеленый цвет продолжается непрерывной завесой от живого напочвенного покрова, через подрост и тонкомерные деревья к нижним ветвям деревьев I яруса деревьев. Эффекта такого пейзажа можно добиться рубками формирования даже в одновозрастных ельниках со II класса возраста. Серия 2а создается, например, в средневозрастных ветроустойчивых сосняках брусничных как для разрастания и усиления плодоношения брусники, так и для создания контрастного пейзажа рядом с высокополнотным древостоем. Если живой напочвенный покров играет и декоративную роль, не уступающую древостою, то эта серия создается и в других ветроустойчивых насаждениях. В этой серии хорошо просматриваются кроны, форма которых поразному влияет на психику отдыхающих. Остроконечные вершины активизируют настроение, поднимают дух человека. Но другим отдыхающим вместо торжественной настроенности хочется спокойного раздумья, чему способствуют овальные формы кроны. Да один и тот же рекреант в первые часы отдыха настроен бодро, поэтому в начале маршрута больше должно быть величественных пейзажей, усиливающих его восторг, бойцовские чувства. Но в конце маршрута с некоторой усталостью рекреанта больше будут удовлетворять мягкие очертания деревьев полуоткрытого пейзажа и тишина, глушь закрытого ландшафта с вертикальной сомкнутостью и даже небольшая лужайка, поляна. Серию 2б – разреженные древостои с мелкими лужайками, диаметром от 1-й до 2-х высот древостоя и неравномерным размещением деревьев - желательно создавать в сложной группе типов леса даже в молодняках II класса возраста. Куртины молодняка, чередующиеся с лужайками, очень живописны, эстетическое наслаждение придает в немалой степени травяной покров. Но при значительной посещаемости отдыхающих такой вид лесопаркового ландшафта в молодняках не создают: зеленый ковер вытаптывается, а сочетание грязных луж с кустами предстанет как безобразный пейзаж. Редины (серия 2в) формируют редко: для обзора групп сосен, берез, занимающих 10-20 % площади вдоль прогулочного маршрута или в пляжной зоне. ''Наставлением по рубкам ухода'' они даже не предусмотрены. Некоторые их относят к типу открытых пространств [ ], с чем нельзя не согласиться, так как этот пейзаж мало отличается от 3а, где древесно-кустарниковая растительность занимает менее 10 % площади [ ]. Это могут быть поляны с могучими дубами, соснами или шатровидными елями. Эффект воспринимается со среднего возраста деревьев (Моисеев, Тюльпанов и др., 1977). Таким образом, в отличие от традиционных рубок ухода и главных рубок или обновления основной целью пейзажных рубок является повышение эстетических качеств насаждений, достигающей иногда и сопутствующими культурами при сохранении их устойчивости. Поэтому, несмотря на потери прироста древесины, создаются полуоткрытые пейзажи с обязательной максимальной производительностью зеленой массы, за счет развития живого напочвенного покрова, подлеска или подроста. Но появление подроста для лесовозобновления не является задачей пейзажных рубок. Это задача последующих рубок обновления. Западноевропейские лесоводы считают оптимальной для рекреационных лесов полноту 0, 7, а с учетом второй функции – получение высокого древесного прироста, связанного с устойчивостью древостоя, - 0, 8. В последние десятилетия и в нашей стране изменилась точка зрения на густоту рекреационных лесов и считается нормальным на 60-80 % площади (меньше к северу) формировать закрытые типы лесопарковых пейзажей с полнотой древостоев 0, 7 и выше (по сомкнутости 0, 6 и выше). Третий тип пейзажей (открытый) должен занимать по рекреационному маршруту вместе с водоемами 15-20 % площади (без них 10-15 %). Он формируется путем проведения сплошных ландшафтных рубок с образованием новых полян отдыха или для изменения конфигурации имеющихся открытых пространств, иногда для раскрытия перспектив леса в виде устройства далеко уходящей широкой трассы и т.п. К открытым пейзажам следует относить и погрузочные площадки (верхние склады) после различных выборочных рубок (ландшафтных, санитарных, проходных рубок, прореживаний, рубок обновления, переформирования и др.), и сады, и огороды в лесу. Для оценки красоты пейзажа разработаны показатели, шкалы, некоторые из которых заслуживают критики. Так, высший балл (5) дают некоторым местам с расстоянием обзора более 40 м или с числом красок ландшафта от трех и выше (Система рубок…, 1979). По этим показателям сильно подверженные рекреацией древостои с сухостоем получат больше баллов, так как мертвые черные и серые деревья повышают своим видом число красок, повреждения подлеска, подроста отдыхающими повышают просматриваемость леса. Аккумулируя и развивая предложения предшественников, составили таблицу оценки эстетичности закрытых, полуоткрытых пейзажей и лесных полян (табл. 23). При среднем (из десяти показателей) балле 4, 0 и выше участки не назначаются в рубку. С каждым приемом рубки средний балл должен повышаться не менее чем на 0, 5. При ландшафтной таксации пользуются упрощенной классификацией эстетической оценки ландшафтов по трем классам.
Таблица 23. - Оценка эстетичности пейзажа
Продолжение таблицы 23
1 класс – хвойные и лиственные насаждения, не имеющие примеси ольхи и осины, II и более высоких классов бонитета на повышенных хорошо дренированных местах со свежими или сухими почвами, хорошо обозримы и проходимы, валежник и мертвые деревья отсутствуют; привлекательные и доступные для отдыха не покрытые лесом площади; доступные для купания водоемы. 2 класс – слабодренированные почвы с древостоями средних классов бонитета (III - IV) или имеющие в составе ольху и осину не более 5 единиц, или с объемом до 5 м3/га захламленности и сухостоя; не покрытые лесом площади с влажной почвой или кочковатой поверхностью; водоемы с низкими, но доступными берегами. 3 класс – насаждения с преобладанием ольхи и осины, а также другие древостои низших классов бонитета на сырых и мокрых почвах или при наличии захламленности и сухостоя более 5 м3/га; заболоченные открытые пространства; водоемы, недоступные для посещения и отдыха. Первый класс соответствует проектируемому, во втором – требуются мероприятия (в т.ч. рубки формирования) по улучшению ландшафта, а в 3 классе эстетической оценки в большинстве случаев намечаются специальные мероприятия, если такие участки не единичны и не требуют охраны или оставлены для биоразнообразия и как уголки родной дикой природы.
|