Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации при подготовке к семинарскому (практическому) занятию.






МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НОЯБРЬСКИЙ ИНСТИТУТ НЕФТИ И ГАЗА

(ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(Филиал ТюмГНГУ в г. Ноябрьске)

 

ОТЧЕТ

По практическим работам по дисциплине

«История»

 

Выполнил:

студент 3 курса,

группы АТХт-10-(9)-1

А.С.Тыква

 

Проверил

преподаватель

 

_____________С.В. Кручинин

 

Ноябрьск, 2013

 

Методические рекомендации при подготовке к семинарскому (практическому) занятию.

 

Цель семинарских (практических) занятий - закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях, формирование навыков работы с литературой, организации учебного материала и выступления с докладом и сообщением.

Студент должен уметь:

  • Грамотно использовать учебную и методическую литературу при подготовке к семинарскому занятию;
  • Составлять конспект устного выступления;
  • Кратко и ясно излагать учебный материал, пользуясь литературным языком;
  • Отвечать на уточняющие и конкретизирующие вопросы;
  • Обобщать учебный материал и делать выводы.

Подготовка к практическому занятию заключается в самостоятельном изучении студентом рекомендованной учебной литературы и источников по заявленным вопросам и подготовке конспекта устного выступления.
Семинарское (практическое) занятие может проводиться в форме обсуждения подготовленных вопросов (докладов) или иной форме (дискуссия, коллоквиум и др.).
На семинарском (практическом) занятии может быть проведена тестовая проверочная работа для контроля знаний, полученных студентами.
Студенты, успешно справившиеся с учебной программой и контрольными работами, допускаются к экзамену (зачету).
Студент, пропустивший или не подготовившийся к семинарскому занятию, обязан ликвидировать учебную задолженность, представив преподавателю на проверку конспект по пропущенной теме.

Оценка «отлично» ставится, если учащийся:

а) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов, измерений или расчетов;

б) самостоятельно и рационально выбрал необходимое оборудование, инструменты;

в) в отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи и сделал вывод;

г) соблюдал технику безопасности при выполнении работы.

Оценка «хорошо» ставится в том случае, если студент выполнил требования к оценке «отлично», но:

а) опыт проводился в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

б) было допущено 2 – 3 недочета или одна негрубая ошибка.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если работа выполнена не полностью, объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и выводы, и если в ходе работы были допущены следующие ошибки:

а) опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большой погрешностью;

б) две ошибки не принципиального значения для данной работы, но повлиявших на результат выполнения;

в) не выполнен или выполнен неверно вывод по работе.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если:

а) работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

б) опыты, измерения, наблюдения производились неправильно;

в) в ходе работы или в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «удовлетворительно».

 

 

Практическое занятие № 1.

(4 часа)

Тема: СССР во второй половине 80-х – начале 90-х гг. Перестройка и распад СССР.

 

План занятия:

 

1. СССР в первой половине 1980-х гг. Приход к власти М.С. Горбачева.

2. Экономические преобразования М.С. Горбачева и их итоги.

3. Политические преобразования конца 1980-х гг.

4. Внешняя политика СССР во второй половине 80-х гг.

5. Состояние союзной государственности на рубеже 80-х – 90-х гг.

6. События августа 1991 г. и распад СССР.

Источники:

 

1. История государства и права России в документах и материалах. 1930 – 1990-е гг. / Авт.-сост. И.Н. Кузнецов. – М., 2000.

2. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. Учебное пособие / Авт.-сост.: А.С. Орлов, В.А. Георгиев и др. – М., 2000.

3. Горбачев М. С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира. М., 1987.

 

 

Литература:

 

1. Александров Ю.Г. Переходная экономика: российская версия. М., 1999.

Боффа Дж. От СССР к России. История неоконченного кризиса 1964–1994. М., 2006.

2. Власть и оппозиция. Российский политический процесс ХХ столетия. М., 2005.

3. Горбачев-Ельцин: 1500 дней политического противостояния. /Сост. Л. Доброхотов. М., 2002.

4. Мигранян А. Россия в поисках идентичности. 1985–1995. М., 2007.

На пороге кризиса: нарастание застойных явлений в партии и обществе. М., 2010.

5. Павлов В. Август изнутри. Горбачев-путч. М., 2003.

6. Рыжков Н. И. Десять лет великих потрясений. М., 2009.

7. Согрин В. Политическая история современной России. 1985 – 2001. От Горбачева до Путина. М., 2010.

8. Шмелев Н., Попов В. На переломе: перестройка экономики в СССР. М., 2009.

9. Шубин А.В. Золотая осень, или Период застоя СССР в 1975–1985 гг. М., 2005.

 

 

Методические рекомендации.

 

Во время работы над данной темой студенты должны проанализировать причины, которые вызвали перестройку и привели к распаду СССР, остановиться на деятельности М.С. Горбачева.

Работая над первым вопросом, необходимо охарактеризовать социально-экономическую, политическую и духовную ситуацию в СССР в первой половине 1980-х гг. Сформулируйте, какие внутренние и внешнеполитические проблемы существовали в СССР к середине 1980-х гг. Далее следует обратиться к приходу М.С. Горбачева во власть, проанализировать, чем его фигура выделялась на фоне советских руководителей конца 1970 – начала 1980-х гг. Раскрыть понятие «перестройка», выяснить, какой смысл вкладывал М.С. Горбачев в этот термин.

Во втором вопросе следует рассмотреть основные экономические преобразования периода перестройки: курс на ускорение производства, развитие частной инициативы и предпринимательства, кооперативное движение, хозяйственную самостоятельность предприятий. Отдельно необходимо остановиться на причинах антиалкогольной компании, проанализировать, к каким социальным и экономическим последствиям она привела. Проанализировать причины экономического и продовольственного кризиса конца 80-х гг. и рассмотреть планы дальнейшего преобразования советской экономики (концепция «регулируемого рынка» Л. Абалкина и проект С.С. Шаталина и Г.А. Явлинского).

Переходя к политическим преобразованиям конца 80-х гг. следует выяснить их связь с экономическим положением СССР. Старт политической реформе был дан на XIX Всесоюзной конференции КПСС летом 1988 г. Следует рассмотреть положения о внесении изменений и дополнений в Конституцию СССР, обратиться к первым в СССР альтернативным выборам в Верховный Совет в 1989 г. и к введению в стране поста президента в 1990 г. Далее следует рассмотреть процесс политического противостояния между партийным руководством во главе с М.С. Горбачевым и «демократической фракцией» Б.Н. Ельцина.

Отдельно следует остановиться на внешнеполитической деятельности М.С. Горбачева. Поясните, что означала стратегия «нового мышления», как она проявилась во взаимоотношениях с западными странами. Выясните, какие важные решения были приняты во время серии встреч лидеров СССР и США в Рейкьявике и в Женеве. Проанализируйте договоры о сокращение вооружений. Как складывались взаимоотношения внутри Варшавского блока? Какова была роль М.С. Горбачева в объединении Германии. Почему было принято решение о выводе советских войск из Афганистана. Особое внимание следует уделить проблеме окончания холодной войны: почему, когда и как она закончилась, кто оказался победителем.

Чтобы разобраться в проблеме распада СССР, необходимо исследовать причины системного кризиса в конце 80-х годов, процесса децентрализации СССР. Для этого следует рассмотреть события в союзных республиках – Литве, Грузии, Абхазии, Южной Осетии, Таджикистане, отметив два процесса: национальные движения за выход ряда республик из состава СССР и межнациональные конфликты. Что такое парад «суверенитетов»?

В последнем вопросе занятия необходимо обратиться к событиям 1991 г., которые привели к окончательному распаду СССР. Во-первых, рассмотреть, каковы были результаты референдума о сохранении СССР в марте 1991 г., как проходили переговоры о новом союзном договоре в Ново-Огареве в июне-июле 1991 г. Далее надо обратиться к событиям ГКЧП 19-23 августа 1991 г. Почему советское руководство пыталось предотвратить подписание нового союзного договора, каковы были планы членов ГКЧП? Почему их действия были негативно восприняты в обществе, а борьба с оппозицией закончилась поражением ГКЧП? Объясните, как августовские события повлияли на процесс распада СССР. Почему именно Беловежское соглашение 8 декабря 1991 г. поставило точку в существовании СССР? На каких принципах было создано СНГ?

В заключении необходимо сделать общий вывод об итогах и значении перестройки, роли М.С. Горбачева. Для этого целесообразно познакомиться с различными точками зрения на причины и значение распада СССР. Попытайтесь ответить на вопрос: была ли альтернатива распаду союзного государства?

Объем работы 15-20 страниц.

Работа с историческими источниками.

Задание:

Прочитайте документ. Ответьте на вопрос: почему члены ГКЧП отстранили М.С. Горбачева от власти, как они оценивали итоги перестройки и какой план развития предлагали. Почему они не смогли это осуществить?

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал