Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Функции общения. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Мышлени е — активный процесс отражения объектив ного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п. Понятия " индивид", " индивидуальность", " личность" в научной и популярной литературе употребляются как близкие по значению, но они не являются синонимами. Индивид (от лат. individuum - неделимый, неразделенный) - это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д. (человек как отдельная особь среди других людей). Индивидуальность - это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающая исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности (человек как один из многих, но с учетом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер и т. д.). Личность (от лат. persona - особа) - это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни (человек с социально значимыми качествами). Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации Социализацией называется осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями. От социализации следует отличать адаптацию (ограниченный во времени процесс привыкания к новым условиям существования), обучение (процесс приобретения индивидом новых знаний об окружающем мире), взросление (социопсихологическое становление человека в узком возрастном диапазоне от 10 до 20 лет). Становление личности человека в процессе социализации происходит при помощи так называемых агентов и институтов социализации. Под агентами социализации понимаются конкретные люди, ответственные за обучение других людей культурным нормам и оказание им помощи в освоении различных социальных ролей. Различают агентов первичной социализации (родители, братья, сестры, близкие и дальние родственники, друзья, учителя и т. д.) и а гентов вторичной социализации (должностные лица вуза, предприятия, сотрудники телевидения и т. д.). Агенты первичной социализации составляют ближайшее окружение человека и играют важнейшую роль в процессе формирования его личности, агенты вторичной социализации оказывают менее важное влияние. Институты социализации - это социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Как и агенты, институты социализации также подразделяются на первичные и вторичные. Примером первичного института социализации могут служить семья, школа, вторичного - средства массовой информации, армия, церковь. Первичная социализация личности осуществляется в сфере межличностных отношений, вторичная - в сфере отношений социальных. Агенты и институты социализации выполняют две основные функции: В период вторичной социализации личность может быть субъектом процессов десоциализации и ресоциализации. Десоциализация представляет собой утрату или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм поведения, социальных ролей, привычного образа жизни. Ресоциализацией называется противоположный процесс восстановления утраченных ценностей и социальных ролей, переобучение, возвращение индивида к нормальному (старому) образу жизни.
Самопознание - изучение личностью собственных психических и физических особенностей. Самопознание может быть опосредованным (совершается путем анализа собственной деятельности) и непосредственным (выступает в форме самонаблюдения). Познание себя путем познания других. Ребенок вначале не выделяет себя из окружающего мира. Но в возрасте 3-8 месяцев он постепенно начинает различать себя, свои органы и тело в целом среди окружающих его предметов. Этот процесс называется самоузнавание. С него и начинается самопознание. Взрослый является основным источником знаний ребенка о самом себе - он дает ему имя, приучает откликаться на него и т. д. Познание свойств собственной личности протекает в процессе деятельности и общения. В общении люди познают и оценивают друг друга. Эти оценки сказываются на самооценке личности. Самопознание путем анализа собственной деятельности и поведения. Анализируя и оценивая достижения в определенной области, учитывая затраченные на работу время и усилия, можно определить уровень собственных способностей. Оценивая свое поведение в обществе, человек познает нравственно-психологические особенности собственной личности Более широкий круг общения с другими людьми дает большую возможность сравнивать и познавать положительные и отрицательные свойства собственной личности. Самопознание путем самонаблюдения. На основе ощущений и восприятия начинает формироваться образ " Я". У молодых людей этот образ складывается прежде всего из представлений о собственной внешности. Основные формы самонаблюдения: личные дневники с записями размышлений, переживаний, впечатлений; анкеты; тесты. Важным средством познания является самоисповедь - полный внутренний отчет человека перед самим собой о том, что происходит с ним и в нем. Исповедь человека перед самим собой помогает ему оценить собственные качества, утвердиться или изменить оценку своего поведения, получить опыт на будущее. Самопознание тесным образом связано с таким явлением, как рефлексия (лат. reflexio - обращение назад), отражающим процесс размышления индивида о происходящем в его сознании. Рефлексия включает не только собственный взгляд человека на себя, но и учитывает то, каким видят его окружающие, особенно значимые для него отдельные личности и группы. Для постижения собственного " Я" не обязательно проводить психологические эксперименты. Самопознание может осуществляться через самонаблюдение, самоанализ и в процессе общения, игры, труда, познавательной деятельности и т.д.
|