Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Фольклор Карелии
Выуже знаете, что такое фольклор. Вспомните, как переводится это слово? Назовите известные вам фольклорные жанры.
Рунопевцы помнили большое количество сюжетов и могли петь, не повторяясь, по нескольку дней кряду, например, от Архиппы Перттунена записано 4124 строк в течение двух с половиной дней. Запомнить такое количество песен помогала система поэтических повторов, среди которых повторы начальных фраз, одних и тех же слов, предложений, звуков, постоянные эпитеты, повторы самих действий и целых эпизодов. Отличительной чертой был и простой тип фразы, которая состояла преимущественно из существительных и глаголов с минимальным количеством прилагательных и наречий. Первым русским переводчиком карело-финских народных песен стал Федор Глинка (1786 - 1880). В 1827 – 1828 годах, находясь в ссылке в Петрозаводске, он встретился с финским ученым А. Шёгреном, со слов которого записал подстрочники двух карело-финских народных песен: «Вейнамена и Юковайна» и «Рождение арфы». Его переводы сохраняют повторы, звукопись, калевальскую метрику песен - четырехстопный хорей. Прочтите отрывок из песни «Рождение арфы», под арфой подразумевается кантеле:
Сам наш старый Вейнамена, Сам ладьи изобретатель, Изобрел и сделал арфу. Из чего ж у арфы обруч? Из карельския березы. Из чего колки у арфы? Из каленых спиц дубовых. Из чего у арфы струны? Из волосьев бурных коней. Вспомните, что вы знаете об эпосе «Калевала»?
- эпическая поэма, созданная на основе древних карельских и финских народных песен. Ежегодно, 28 февраля, отмечается День «Калевалы». Именно в этот день в 1835 году финский ученый и поэт Элиас Лённрот, создатель этой уникальной поэмы, передал рукопись в типографию, однако, окончательная версия была опубликована только в 1849 году. Э. Лённрот (1802 - 1884) родился в Саммати на юго-западе Финляндии в семье сельского портного. Элиас рано приобщился к крестьянским работам. Он ловил рыбу, ставил в лесу силки на птиц, капканы на зверя, помогал отцу в портняжном деле, плотничал и столярничал, делал лыжи и кантеле. Элиас рано научился читать. Хозяйка соседней усадьбы поднимала по утрам своих детей словами: «Эй, сони, вставайте! Элиас уже давно с книгой на дереве сидит». Мальчик обладал выдающимися способностями и феноменальной памятью. В школьные годы он выучил латинско-шведский словарь, именно знание латыни позволило ему стать учеником аптекаря и поступить в университет, где Лённрот сначала изучал филологию, а потом медицину. Долгие годы Лённрот работал врачом в городе Каяни. Отсюда он совершал длительные путешествия за народными песнями по Финляндии и Карелии. Во многих деревнях Лённрот встречался с десятками талантливейших рунопевцев, от которых записал много песен, послуживших основой «Калевалы». «Калевала» - огромное эпическое произведение, в котором использованы мотивы и фрагменты древних песен самых разных жанров: эпических, лирических, свадебно-обрядовых, охотничьих, пастушьих, песен-заклинаний, сказок, пословиц. В «Калевале» нашли отражение и мифологические песни карелов и финнов о сотворении мира из утиного яйца, о создании кантеле и волшебной игре на нем; о тайне рождения огня, железа; о загадках звездного неба; о волшебном сампо, дающем изобилие. Калевала в «Калевале» - поэтическая страна, где живут Вяйнямёйнен, искусный певец, смастеривший кантеле сперва из щучьих костей, потом из ствола березы; Илмаринен – умелый кузнец, сковавший чудесную мельницу сампо; Лемминкяйнен – беззаботный задира, приходящий на чужие пиры без приглашения. Калевале противопоставлена Похьела, где живет Ловхи (Лоухи) – умная и хитрая хозяйка этой страны, куда ездят герои за невестами и откуда похищают сампо.
(По А. Мишину)
Былины
Русское население, проживающее на территории Карелии, прославило себя в былинном творчестве. Былины – стихотворные сказания о богатырях, их подвигах и деяниях. Богатыри - главные действующие лица былин. Они та могущественная и непобедимая сила, которая совершает подвиги ради мира и благополучия Русской земли. Каждый из богатырей – личность исключительная: они необычно рождаются и уже в детстве обретают неимоверную силу, легко побеждают своих врагов, совершают необыкновенные поступки. У каждого богатыря - свое имя, своя биография, свой круг действий и подвигов. И все это есть в былинах, записанных на территории Карелии: они рассказывают и об Илье Муромце (былины «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище», «Илья Муромец и Калин-царь»), и о Добрыне Никитиче («Добрыня и Змей», «Добрыня и Настасья», «Добрыня и Василий Казимирович», «Добрыня и Попович Алеша»), и о Волхе Всеславьевиче, о Вольге и Микуле, Святогоре, Дунае, Сухмане, Михайле Потыке, Ставре Годиновиче, Дюке Степановиче, местном богатыре Рахте Рагнозерском и многих других героях русских былин. Особо стоит былина «Садко», самый развернутый и совершенный вариант которой записан именно в Карелии. Он объединяет три сюжета о Садко: «Бедный гусляр Садко благодаря своему искусству чудесным образом получает богатство», «Садко состязается с новгородскими купцами» и «Садко у Морского царя». В отличие от перечисленных былин, которые мы называем героическими, эта былина сказочного характера. Она относится к новгородским былинам, так как ее центр не Киев, а древний Новгород, славившийся высокой художественной культурой, рыбным промыслом и морской торговлей. И главный герой – не богатырь и не воин, а художник, который благодаря своему таланту музыканта из бедного купца превращается в богатого. Трижды богатые купцы не зовут его на почé стен пир, трижды он идет к Ильмень-озеру, играет на своих гуслях яровчатых, вызывая восхищение самого водяного, а затем Морского царя. Из глубокой древности идет этот мотив вознаграждения, как позднее и мотив путешествия в подводный мир и жертвоприношения морю. А й как начал играть во гусли во яровчаты, А играл он с утра как день теперь до вечера. А й по вечеру как по позднему А й волна уж в озере как сходилася, А как ведь вода с песком теперь смутилася, А й как тут вышел царь водяной теперь со озера, А й как сам говорит царь водяной да таковы слова: - Благодарим-ка, Садко да новгородский! А й спотешил нас теперь да ты во озере, А у меня было да как во озере, А й как у меня столованье да почестен пир, А й как всех развеселил да на честном пиру А й любезныих да гостей моих. А й как я не знаю теперь, Садко, тебя да чем пожаловать: А ступай, Садко, теперь да во свой во Новгород, А й как завтра позовут тебя да на почестен пир, А й как будет у купца столованье почестен пир, Ай как много будет купцов на пиру много новгородскиих.
На пиру Садко выигрывает у новгородских купцов богатство, которое использует на благо родного города: А й как выстроил он палаты белокаменные, А й как сделал Садко да в своих он палатушках, А й как обделал в теремах всё да по-небесному: А й как на небе пекет да красное уж солнышко - В теремах у него пекет да красно солнышко; А й как на небе светит млад да светел месяц - У его в теремах да млад светел месяц; А й как на небе пекут да звезды частые - А у его в теремах пекут да звезды частые. А й как всем изукрасил Садко свои палаты белокаменные… Необычны не только герои былин, но и былинный стих, который не похож на привычные стихи, необычен и язык былины. Это совершенно особый художественный мир, который не встречался вам в литературных произведениях. Вопросы и задания: Что такое руна? Кого называли рунопевцами? Проставьте ударения в приведенном отрывке, выразительно прочитайте его. Когда отмечается День «Калевалы»? С каким событием это связано? Подготовьте рассказ об Э. Лённроте. Каких героев «Калевалы» вы знаете? Выразительно прочитайте песни о героях «Калевалы»? Найдите в тексте «Калевалы» фрагменты древних мифов, прочитайте их. Выучите наизусть понравившийся вам отрывок из песни. В чем заключается своеобразие былинного стиха? Научитесь читать былину выразительно. Какие особенности поэтической традиции характерны как для рун, так и для былин? Покажите это на примерах.
|