Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция 5. Речевое искусство педагога
ПЛАН 1. Функции речи учителя: средство передачи знаний, информации, средство обучения и воспитания, средство общения. 2. Особенности речи учителя. 3. Речь и коммуникативное поведение учителя. 4. Понятие техники речи.
Речь учителя – это речь, приспособленная для решения специфических задач, которые возникают в пед. деятельности, общении. Речь учителя является одним из основных средств педагогической деятельности. Она не только раскрывает сущность того или иного предмета, но и выражает отношение учителя к явлениям, событиям, воздействует на формирование личностных качеств у воспитанников, раскрывает личность самого педагога: «Умен ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слова не сказал», – писал
Процесс восприятия и осознания речи учителя тесно связан с процессом слушания, на который приходится большая часть учебного времени, следовательно, процесс правильного восприятия учащимися учебного материала зависти от совершенства речи учителя. Речь учителя может быть двух видов: монолог (школьная лекция, комментарий, пояснение) и диалог (беседы с учениками в форме вопрос-ответ). Функции речи: 1) коммуникативная (установление отношений ученик-учитель); 2) презентация знаний; 3) организационная (организация учебно- практической деятельности учащихся); 4) психологическая (создание условий для психологической свободы учащихся); 5) обеспечение продуктами деятельности. Особенности педагогической речевой деятельности: 1) специально организована учителем; 2) конечным результатом является достижение поставленной цели; 3) отбор языковых и речевых средств осуществляется в зависимости от целей и потребностей; 4) строится на воспроизведении поведения, реакции, состояния учеников, информации, которую получают ученики от учителя; 5) речь учителя является предметом постоянного пед. анализа и совершенствования. Показатели коммуникативных критериев: 1) соответствие нормам и правилам пед. этики; 2) импровизация учителя; 3) экспрессивность его звучащей речь, уровни экспрессивности:
Техника речи: Дыхание: 1) физиологическое, 2) речевое: верхнее, грудное, диафрагменное и диафрагменно-реберное. Голос, особенности: сила, полетность, гибкость, подвижность, диапазон, тембр. Предупреждение причин нарушений голоса: после 3-4 часов работы речевой аппарат нуждается в 1 часе отдыха. Дикция: ясность и четкость произношения слов, слогов, звуков. Ритмика – темп и ритм. Интонация – пауза, темп и мелодия речи. Анализируя речь учителя, часто используют выражение «коммуникативное поведение». Это не просто процесс говорения, а такая организация речи и невербального поведения учителя, которая влияет на организацию эмоционально-психологической атмосферы пед. общения на характер взаимоотношений между учителем и учащимися, на стиль их деятельности. Уровень мастерства речевой деятельности определяется уровнем культуры его речи и направленностью его коммуникативного поведения. Восприятие и понимание речи педагога студентами связаны со сложным процессом учебного слушания, на которое, по подсчетам ученых, приходится приблизительно 25 — 50 % учебного времени. Поэтому качество понимания и восприятия учебного материала зависит от совершенства речи педагога. Обучаемые очень чутки к речевым особенностям педагога. Неправильное произношение каких-либо звуков вызывает у них смех, монотонная речь нагоняет скуку, а неоправданно громкая патетика в задушевной беседе воспринимается как фальшь и вызывает недоверие к педагогу. Поэтому педагогу необходимо научиться правильно владеть своим голосом — необходимым инструментом общения со студентами. Голосом называют то звучание, которое производит человек при помощи колебания связок, находящихся в горле. Это звучание и есть техническое обеспечение речи педагога. Понятно, что характер звука влияет на восприятие речи. Голос педагога играет огромную роль: он является средством, которое может повысить значимость речи, но нередко выступает и средством нивелировки значимости речи, превращает ее потенциальное позитивное влияние в нечто противоположное — в агента разлагающего воздействия. Голос может быть звучным, красивым, сильным, гибким, мелодичным, мягким, волнующим. Но столько же возможностей у голоса стать резким, отрывистым, слабым, тусклым, раздражающим. Выделим основные характеристики профессионального голоса педагога. Подчеркнем: основные характеристики — те, которые объективно востребованы особенностями профессиональной деятельности педагога. Артикуляционная чистота, обеспечивающая внятность речи педагога, зависит от работы органов речи (языка, губ, голосовых связок, мягкого нёба). Упражнения для развития данных органов обусловливают ясность и четкость, легкость и внятность произнесения звуков. Педагог не должен говорить громко — он должен уметь говорить так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не доставлял детям огромных усилий и сильного напряжения, чтобы каждое произнесенное слово звучало ясно и четко. Артикуляционная чистота обеспечивает голосу педагога такую характеристику, как внятность. Для того, кто работает с группой, с аудиторией, это чрезвычайно важно, так как открывает возможность, не говоря громко, быть услышанным всеми. Ритмика. Скорость и длительность звучания отдельных слов, а также продолжительность пауз в сочетании с ритмической организованностью, размеренностью речи составляют ее темпоритм. Это очень важный элемент речи, так как «интонация и паузы сами по себе, помимо слов, обладают силой эмоционального воздействия на слушателя» (К.С.Станиславский). Скорость речи зависит от индивидуальных качеств педагога, содержания его речи и ситуации общения. Оптимальный темп речи составляет около 120 слов в минуту. Длительность звучания отдельных слов зависит от значимости их в данном контексте: «Пустое слово сыплется как горох из решета, насыщенное слово поворачивается медленно, точно шар. наполненный ртутью» (К.С.Станиславский). Трудную часть материала педагог излагает в замедленном темпе, дальше можно говорить быстрее. Обязательно замедляется речь, когда нужно сформулировать вывод — определение, правило, закон. Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами, логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических — бесцветна. Паузы, темп и мелодика речи в целом составляют интонацию. Интонационная палитра голоса, обусловленная интонационной насыщенностью, позволяет педагогу очень скупыми лексическими способами отреагировать на случившееся или произвести лаконичное воздействие, наполненное богатыми отношениями. Интонационное ударение, выделяющее определенные сло- ва и фразы, понятия и суждения, термины и выводы, наделяет педагогическую речь ясностью и запоминаемостью. Умения ставить логическое ударение, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного, обеспечивают выразительность педагогической речи, так как в ее строении очевидны связи между словами, значимость произносимых слов, а также суть описываемого явления. Пример. Попробуем произнести одни и те же строчки при поочередной смене интонационного ударения в стихотворении Р. Бернса: - Где ты была сегодня, киска? - У королевы у английской. - Что ты видала при дворе? - Видала мышку на ковре. Изменяя ударение, мы замечаем, как изменяется смысл одних и тех же строчек при сохранении лексического набора. Интонационная палитра расширяет спектр педагогического влияния за счет ясной работы интеллекта студентов, обеспеченной интонационным богатством речи педагога. Мелодичность голоса придает ему индивидуальную окраску и решительным образом может влиять на эмоциональное самочувствие обучающихся. Мелодика голоса способна устрашать, ласкать, воодушевлять, увлекать, успокаивать, возбуждать. Данная характеристика порождается при опоре на гласные звуки. Именно гласные несут в себе мелодику, наполняя речь тонкими эмоциональными переливами. Мелодика голоса окрашивает высказанную мысль, вовлекая группу студентов в проживание ценностного отношения к явлению. Мелодичный голос педагога наполняется экспрессией, сообщает всему ходу деятельного взаимодействия со студентами разнообразную палитру эмоций и поэтому служит одним из самых сильных способов развития эмоциональной сферы личности студента. Можно проверить влияние мелодики голоса на восприятие сказанного простым способом: достаточно выбрать какое-либо слово и сначала произнести его, выделяя голосом согласные звуки, а потом, вторично произнося слово, — гласные звуки. Например, мы говорим «крокодил»: сначала «крокодил», затем «крокодил». Удивительно, как меняется восприятие слова — одиозное преобразуется в положительное. В качестве дополнительной характеристики отметим способность голоса педагога к разным регистрам. Низкий звук успокаивает, придает какую-то особую значимость речи. Высокие звуки (иногда говорят, что человек работает «на связках») вызыва- ют раздражение, утомляют. Педагог должен уметь переводить голос из верхнего регистра в нижний, свободно владеть широким диапазоном звучания голоса. Например, педагог говорит таинственно: «Однажды...» — и аудитория замерла в ожидании удивительных событий. Голос педагога звучит на нижнем регистре. Или: педагог произносит бытовую фразу о расположении учебных принадлежностей на столе. Голос звучит на верхних регистрах. Процесс восприятия и понимания речи учителя учащимися тесно связан со сложным процессом учебного слушания, на которое, по подсчетам ученых, приходится приблизительно от четверти до половины учебного времени. Поэтому ясно, что процесс правильного восприятия учащимися учебного материала зависит от совершенства речи учителя. Дети особенно чутки к речевым данным педагога. Неправильное произношение каких-либо звуков вызывает у них смех, монотонная речь нагоняет скуку, а неоправданная интонация, громкая патетика в задушевной беседе воспринимаются как фальшь и вызывают недоверие к учителю. Некоторые считают, что и голос, и его тембр – только природный дар человека. Но современная экспериментальная физиология утверждает, что качество голоса можно коренным образом улучшить. История также свидетельствует о разительных последствиях самоусовершенствования человека в данном направлении. Вероятно, все слышали о Демосфене и о том, как он, преодолев свои физические недостатки, стал выдающимся политическим ора: тором Древней Греции. Таким же образом готовил себя к публичным выступлениям и двадцатилетний Владимир Маяковский, который, набирая в рот камешки, произносил речи на берегу шумной реки Риони. Но методика Демосфена не лучшая для выработки ораторской техники. Она пример для нас в том плане, насколько важную роль играют большое желание, сильная воля человека и регулярность занятий. Сегодня разработана система упражнений по технике речи, которая, опираясь главным образом на опыт театральной педагогики и представляя собой комплекс навыков в речевом дыхании, голосообразовании и дикции, позволяет учителю донести до ученика все богатство содержания своего слова. ДЫХАНИЕ Дыхание выполняет физиологическую функцию – обеспечивает жизнедеятельность организма. Но одновременно оно выступает и энергетической базой речи. Речевое дыхание называется фонационным (от греческого phono — звук). В повседневной жизни, когда наша речь преимущественно диалогична, дыхание не вызывает трудностей. Но на уроке, особенно когда учителю приходится говорить длительное время, объясняя материал, читая лекцию, нетренированное дыхание дает о себе знать: может участиться пульс, покраснеть лицо, появиться одышка. Кратко изложим основные положения техники дыхания. Различают четыре типа дыхания в зависимости от того, какие мышцы принимают участие в дыхательном процессе. Верхнее дыхание совершается мышцами, поднимающими и опускающими плечи и верхнюю часть грудной клетки. Это слабое, поверхностное дыхание, активно работают лишь верхушки легких. Грудное дыхание осуществляется межреберными мышцами. Изменяется поперечный объем грудной клетки. Диафрагма малоподвижна, поэтому выдох недостаточно энергичен. Диафрагмальное дыхание осуществляется за счет изменения продольного объема, грудной клетки, вследствие сокращения диафрагмы (при этом наблюдается сокращение межреберных дыхательных мышц, но очень незначительное). Диафрагмально-реберное дыхание осуществляется за счет изменения объема в продольном и поперечном направлениях вследствие сокращения диафрагмы, межреберных дыхательных мышц, а также брюшных мышц живота. Это дыхание считается правильным, и его используют как основу для речевого дыхания. Рассмотрим механизм диафрагмально-реберного дыхания. Диафрагма, сокращаясь, опускается вниз, давит на внутренние органы, находящиеся в брюшной полости. В результате этого выпячивается верхняя часть живота, грудная полость расширяется в вертикальном направлении за счет опустившейся диафрагмы. Нижняя часть легких заполняется воздухом. Расширение грудной клетки происходит при вдохе вследствие активной работы межреберных мышц, раздвигающих грудную клетку и увеличивающих объем грудной полости в горизонтальном направлении. Легкие расширяются в своей средней части и наполняются воздухом. Подтягивание нижних стенок живота (косых мышц) служит созданию опоры для диафрагмы и частичному перемещению воздуха из средней и нижней частей легких в верхнюю, что способствует заполнению воздухом всего объема легких. Как совершается выдох? Диафрагма, расслабляясь, поднимается, вдаваясь в грудную полость, продольный объем которой уменьшается, а ребра опускаются, уменьшая поперечный объем грудной клетки. Общий объем грудной клетки уменьшается, давление в ней увеличивается, и воздух выходит наружу, В чем отличие фонационного дыхания от обычного? Вдох и выдох обычного дыхания осуществляется через нос, они короткие и равны по времени. Последовательность обычного физиологического дыхания — вдох, выдох, пауза. Для речи обычного физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение требуют большого количества воздуха, экономного его расходования и своевременного его возобновления. В речевом дыхании выдох длиннее вдоха. Иная и последовательность дыхания. После короткого вдоха — пауза для укрепления брюшного пресса, а затем длинный звуковой выдох. Звуки речи образуются при выдохе. Поэтому организация его имеет большое значение для постановки речевого дыхания и голоса, их развития и усовершенствования. Существуют специальные упражнения, развивающие и укрепляющие диафрагму, брюшные и межреберные мышцы. Например: Лежа на спине, сделать глубокий вдох через нос. Вы почувствуете, как воздух заполняет нижние доли легких, как шевельнулись мышцы брюшного пресса, раздвинулись нижние ребра. Надо попробовать сделать то же самое стоя. При этом необходимо следить, чтобы воздух оставался в нижней части легких, не поднимался в верхний отдел грудной клетки. Воздух надо все время направлять книзу. Голос Среди учителей встречаются люди, у которых голос поставлен самой природой, но эти случаи нечасты. Да и хороший голос при отсутствии специальной тренировки с годами деградирует, портится, изнашивается. И все же можно сказать, что каждый человек наделен голосом, который может стать сильным, гибким, звучным. Голосовой аппарат состоит из трех отделов: генераторного, энергетического, резонаторного. Генерация звука происходит в голосовых связках, щелях и затворах в полости рта, что обеспечивает дифференцировку звуков на тональные и шумовые. Резонаторная система — глотка, носоглотка, полость рта — обеспечивает статику и динамику речи. Энергетическая система, в которую входит механизм внешнего дыхания, обеспечивает скорость потока воздуха и его количество, подаваемого к органам фонации и необходимого для возникновения звука. Голос образуется в результате прохождения выдыхаемого воздуха через гортань, где после смыкания и размыкания голосовых связок возникает звук — голос. Каковы особенности голоса педагога? Прежде всего, это сила звука. Сила зависит от активности работы органов речевого аппарата. Чем больше давление выдыхаемого воздуха через голосовую щель, тем больше сила звука. Важное условие слышимости голоса — полетность. Этим термином специалисты определяют способность посылать свой голос на расстояние и регулировать громкость. Существенное значение имеет гибкость, подвижность голоса, умение легко изменять его, подчиняясь содержанию, слушателям. Подвижность голоса, прежде всего, касается его изменений по высоте. Высота — тональный уровень голоса. Человеческий голос может свободно изменяться по высоте в пределах примерно двух октав, хотя в обычной речи мы обходимся тремя — пятью нотами. Диапазон — объем голоса. Границы его определяются самым высоким и самым низким тоном. Сужение диапазона голоса ведет к появлению монотонности. Однообразие звучания притупляет восприятие, усыпляет. Хорошо поставленному голосу свойственно богатство тембральной окраски. Тембр — окраска звука, яркость, а также его мягкость, теплота, индивидуальность. В звучании голоса всегда присутствует основной тон и ряд обертонов, т. е. дополнительных звуков, более высокой, чем в основном тоне, частоты. Чем больше этих дополнительных тонов, тем ярче, красочнее, сочнее звуковая палитра человеческого голоса. Исходный тембр голоса может изменяться с помощью резонаторов. Различают два главных типа резонаторов: верхний (головной) и нижний (грудной). Трахея и большие бронхи — грудной резонатор. Черепная коробка, полости носа и рта – головной резонатор. Резонаторные ощущения в грудной клетке (а их можно обнаружить, если приложить руку к груди) и особенно в области головного резонатора помогают организовать работу голосовых связок таким образом, чтобы исходный тембр голоса, рождающийся в гортани, имел в себе те обертона, которые вызовут резонанс в головном и грудном резонаторах. Все эти свойства голоса вырабатываются специальными упражнениями. Воспитание голоса — процесс индивидуальный и трудоемкий. Он требует строго индивидуальной методики и контроля со стороны опытных специалистов. Сознательная тренировка голоса (изменение направленности звука в определенные места резонирования) может повлиять на изменение его тембра, снять неприятные оттенки (гнусавость, визгливость), снизить общий тон. Экспериментально доказано, что низкие голоса (по сравнению с высокими) лучше воспринимаются детьми, больше им нравятся, они сильно впечатляют. Несколько слов о гигиене голоса педагога. Как показывают специальные исследования, заболеваемость голосового аппарата у лиц «голосовых профессий» очень высокая. У учителей она составляет в среднем 40, 2%. Причины нарушений голоса различны. Выделяют четыре основные: повышенная ежедневная голосовая нагрузка, неумелое пользование голосовым аппаратом, несоблюдение правил гигиены, врожденная слабость голосового органа. Перенапряжение голосового аппарата, вызывающее нарушение голоса, обусловлено тем, что около 50% рабочего времени педагог говорит, причем во время урока громче обычного. Повышение интенсивности голоса связано с необходимостью перекрывать шум класса, который в среднем составляет 55—72 децибела, а интенсивность здорового голоса находится в пределах 65—74 децибелов. Перенапряжение связано и с неумелым пользованием голосовым аппаратом. Часто это можно констатировать буквально с первых слов приветствия, произнесенных после выдоха на так называемом остаточном воздухе, когда речь строится без достаточной дыхательной опоры. Если выдох укорочен, учитель чаще дышит, вдыхает ртом неувлажненный и неочищенный воздух, который сушит и раздражает слизистую оболочку гортани и глотки, что ведет к хроническим катарам. Чтобы предупредить развитие профессиональных заболеваний, важно заниматься гигиеной голоса, соблюдать определенные условия работы в школе. После окончания рабочего дня педагог должен в течение 2-3 ч избегать продолжительных разговоров. При необходимости речь должна быть более тихой, фразы короче (лаконичнее). При составлении расписания уроков следует учитывать, что утомление голосового аппарата возникает при преподавании в течение 3-4 ч работы и исчезает через 1 ч полного голосового покоя (это касается учителей со стажем до 10 лет). Учитель с большим стажем устает быстрее – через 2-3 часа и отдыхает дольше – до 2 ч. Надо обратить внимание и на здоровое состояние верхних дыхательных путей, нервной системы, режим питания. Голосовой аппарат очень чувствителен к острой, раздражающей пище. Слишком холодные, слишком горячие, острые блюда, алкогольные напитки, курение вызывают покраснение слизистой оболочки полости рта, глотки. Для избежания сухости в горле специалисты рекомендуют полоскать горло раствором соды и йода. Полезны и следующие советы: монотонная речь утомляет мышцы голосового аппарата, так как при такой речи функционирует только одна группа мышц. Чем более выразительна речь, тем она здоровее; вдыхание меловой пыли вредно, поэтому тряпка для доски всегда должна быть влажной; нельзя быстро ходить в холодные дни после голосовой работы, так как при интенсивных движениях дыхание учащается, становится более глубоким и больше холодного воздуха попадает в дыхательные пути. ДИКЦИЯ Для учителя четкость произношения — профессиональная необходимость, способствующая правильному восприятию учениками речи педагога. Дикция — это ясность и четкость в произношении слов, слогов и звуков. Она зависит от слаженной и энергичной работы всего речевого аппарата, который включает губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое нёбо, маленький язычок, гортань, заднюю стенку глотки (зев), голосовые связки. Активное участие в речи принимают язык, губы, мягкое нёбо, маленький язычок и нижняя челюсть, поэтому их можно тренировать. Если недостатки в речи органического происхождения, то помогут не учебно-тренировочные упражнения, а медицинское вмешательство: операция уздечки (перепонки под языком), применение специального устройства для выпрямления зубов, использование специальных зондов для придания правильного положения языку при произношении тех или иных звуков и т. п. Неорганические недостатки произношения — следствие невнимания к речи ребенка дома и в школе. Это картавость, сюсюкание, шепелявость, вялость или неясность речи, порождаемые неправильным пользованием речевым аппаратом. Частый дефект дикции —скороговорка, когда слова как бы наскакивают друг на друга. Невнятной речь бывает из-за звучания «сквозь зубы», съедания конечной согласной или звуков внутри слова. Некоторым свойственно нечеткое произношение свистящих и шипящих согласных из-за неподвижной верхней и вялой нижней губы. Совершенствование дикции связано прежде всего с отработкой артикуляции — движения органов речи. Этому служит специальная артикуляционная гимнастика, которая включает, во-первых, упражнения для разминки речевого аппарата и, во-вторых, упражнения для правильной отработки артикуляции каждого гласного и согласного звука. Полезные советы по исправлению некоторых дефектов речи можно найти в пособии для вузов по выразительному чтению. Так, сюсюкание, которое бывает, если человек очень сильно прижимает язык к внутренней стороне верхних зубов или кладет его на зубы, устранимо: надо учиться прятать язык за зубы. Звук «с» произносится при несжатых зубах: язык лежит внизу, едва касаясь нижних зубов. Полезны упражнения со спичкой в зубах. Есть и несложные упражнения по ликвидации шепелявости, картавости, вялости голоса, гнусавости. Естественно, быстро исчезнуть неправильные навыки, которые уже укоренились в речи, не смогут. Нужны труд, терпение, регулярная тренировка. РИТМИКА Скорость в целом и длительность звучания отдельных слов, слогов, а также пауз в сочетании с ритмической организованностью, размеренностью речи составляют ее темпоритм. Это очень важный элемент речи, так как «интонация и паузы сами по себе, помимо слов, обладают силой эмоционального воздействия на слушателя» (К. С. Станиславский). Скорость речи зависит от индивидуальных качеств учителя, содержания его речи и ситуации общения. Оптимальный темп речи русских составляет около 120 слов в минуту (англичан — от 120 до 150). Но, как показывают экспериментальные данные, в V—VI классах учителю лучше говорить не более 60, а в X — 75 слов в минуту. Длительность звучания Отдельных слов зависит не только от их длины, но и от значимости их в данном контексте. «Пустое слово сыплется, как горох из решета, — насыщенное слово поворачивается медленно, точно шар, наполненный ртутью» (К. С. Станиславский). Чем важнее слово, текст, тем медленнее речь. Трудную часть материала учитель излагает замедленным темпом, дальше можно говорить быстрее. Обязательно замедляется речь, когда нужно сформулировать тот или иной вывод — определение, правило, принцип, закон. Следует учитывать и степень возбуждения учащихся. Чем более возбужден ученик, тем медленнее и тише следует говорить учителю. Для достижения выразительности звучания следует мастерски пользоваться паузами, логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических – безжизненна. Паузы, темп и мелодика речи в совокупности составляют интонацию. Монотонная речь вызывает скуку, понижение внимания и интереса. Академик И. П. Павлов называл скуку «сном с открытыми глазами». Речь учителя должна привлекать своей естественностью, разговорным мелодичным рисунком и в отличие от обычной беседы быть контрастнее, выразительнее. Для развития интонационного богатства речи учителю могут помочь специальные упражнения. Итак, после объективной оценки своих речевых данных надо приступить к регулярным занятиям: (установить дыхание, отрабатывать дикцию, темпоритм, укреплять голосовые связки. Голос учителя должен быть ярким, сочным, звучным, четким, привлекать внимание, звать к мышлению, к действию, а не убаюкивать. Однако если деятельность педагога не одухотворена гражданскими чувствами, коммунистическими идеалами, то, как бы блестяще он ни владел техникой, его поведение, речь будут ничем иным, как фальшью, мнимой приподнятостью. Необходима внутренняя правда педагогической техники, выражающаяся во всем поведении педагога. Речь учителя является элементом его коммуникативного поведения. Коммуникативное поведение педагога – это не только процесс говорения, передачи информации, но и такая организация речи и соответствующего ей речевого поведения воспитателя, которые влияют на создание эмоционально-психологической атмосферы общения воспитателя и воспитанников, характер отношений между ними, стиль их работы. Назовем социально-педагогические условия эффективности речи учителя: · соблюдение закона риторики – качество речи определяется качеством и количеством мысли в ней на единицу занятого места и времени; · осознание педагогической задачи и цели речевого общения; · авторитетность учителя; · позитивный характер взаимоотношений с воспитанниками; · эмоциональная окраска ситуации; · убежденность и аргументированность; · новизна идей и мыслей; · выразительность – образность, яркость, эмоциональность; · общая речевая культура. Культура речи педагога заключается прежде всего в нормативном использовании слов и речевых оборотов, нормативном построении речи и ее фонетическом воспроизведении; · располагающий тон речи; · адекватность мимики, жестов, сопутствующих речи. Учителю для создания положительного эмоционального фона педагогического взаимодействия целесообразно чаще употреблять в речи слова поощрительного и эмоционального характера, не перенасыщать свою речь информацией, свести к необходимому минимуму категорические требования. Существуют следующие компоненты речевых способностей: · хорошая вербальная память; · богатство лексики; · правильный отбор языковых средств; · логическое построение и изложение высказывания; · умение ориентировать речь на собеседника. «Недостаточно, чтобы твои слова были сказаны к месту, надо, чтобы они были обращены к людям», – пишет С. Е. Лец; · высокий уровень антиципации (предвосхищения влияния речи на слушателей в данном контексте). Как управлять вниманием слушателей? Вот основные моменты, на которые следует обращать внимание: · содержание речи должно соответствовать интересам и установкам аудитории; · речь следует хорошо организовывать; · наличие проблемной или конфликтной ситуации в речи (разные точки зрения); · интонационное подчеркивание отдельных моментов речи; · повторение наиболее важных мыслей; · динамичность речи; · яркая аргументация; · временная мера (длительность речи соответствует возрастным, психологическим, интеллектуальным и общекультурным возможностям слушателей); · умение поставить себя на место слушателей; · наличие зрительного контакта; · тщательная отработка текста в свободном речевом оформлении; · речевое рефлексирование. Приемы восстановления или усиления внимания: голосовые приемы, паузы, жесты и движения, вопросы (риторические и прямые, требующие ответа), обращения к аудитории, элементы диалога и дискуссии, неожиданное прерывание речи и возвращение к мысли, наглядные средства, юмор. Техника речи – правильное дыхание; постановка голоса: полетность (длительность звучания, умение посылать голос на расстояние и регулирование громкости); гибкость и подвижность (разнообразие интонаций, широкий звуковой диапазон); тембр (окраска, яркость, звонкость, мягкость, теплота, индивидуальность обращенности); сила голоса (соразмерность голоса аудиторному пространству); высота – тональный уровень голоса; диапазон – объем голоса. Границы его определяются самым высоким и самым низким тоном; дикция (ясное и четкое произнесение звуков, слов, фраз); темпоритм (норма для общения с учащимися – 50–60 слов в минуту). Паузы в речи, темп и мелодика речи в совокупности составляют интонацию. В коммуникативном общении педагога значимым условием его успешности является умение воспитателя (учителя) слушать. О том, что учителя в подавляющем большинстве не умеют слушать других, свидетельствует, в частности, такой факт. Когда детям предлагают нарисовать учителя, они в большинстве своем рисуют говорящую голову без ушей. «Два уха и один язык нам даны для того, чтобы больше слушать и меньше говорить», – считал древнегреческий философ Зенон из Китиона. При выборе тактики общения с воспитанниками следует учитывать разнообразие проявлений личностных характеристик воспитанников как собеседников. С доминатным человеком, напористым, жестким, не чуждым агрессии, умеющим принимать решения и брать на себя ответственность, целесообразно держаться спокойно, стараясь напрасно не перебивать и не провоцировать на агрессию, но свою точку зрения высказывать твердо и убедительно. Недоминатного собеседника, деликатного, уступчивого, легко теряющегося, полезно чаще подбадривать, заинтересованно выслушивать, поддерживать в правильных выводах. Мобильного в общении человека, подвижного, легко перескакивающего с темы на тему, нередко экспрессивного, необходимо тактично поддерживать, возвращая к теме разговора. Ригидного, медлительного, не успевающего за сменой тем, не торопить, давать возможность до конца высказаться. Принципиально противоположного подхода ожидают общительные, активные экстраверты и, как правило, не очень разговорчивые, самоуглубленные интроверты. Немаловажными в педагогическом взаимодействии являются элементы шутки, юмора, легкой иронии. «Разговор – это здание, которое строят совместными усилиями», – писал А. Моруа. Речь учителя и сопровождающие ее невербальные способы общения оказывают сильное внушающее воздействие на воспитанников, родителей и других людей, с которыми общается учитель. Путем внушения могут быть вызваны ощущения, представления, эмоциональные состояния, волевые побуждения. Путем внушения можно оказать воздействие на соматовегетативные функции. Таким образом, технические приемы педагогической деятельности – значимые элементы педагогической технологии, реализация которых делает педагогическое взаимодействие эффективным[54].
Функции речи и коммуникативное поведение учителя Существует много видов профессиональной деятельности, которые непосредственно касаются человека, но есть среди них профессии врача, юриста, педагога, влияющих на ее судьбу. Вот почему каждая из этих профессий должна быть не только деятельностью, но и призванием. Преподаватель большому количеству людей дает возможность не только многое узнать, но и почувствовать ту особую эмоцию прикосновения к науке, к познанию, к педагогическому творчеству, по сути имеет ту же природу. Что столкновения с художественным творчеством на концертах и?? спектаклях с участием великих мастеров. Трудно переоценить значение этой эмоции в развитии личности молодого человека, его вкусов, пристрастий и всего того, что можно было бы назвать интеллектуальным, эстетическим и в конце концов просто духовным богатством. Лекции в студенческой жизни составляют лишь момент, но этого достаточно для того чтобы оставить в их памяти глубокие следы. Поэтому значение личности педагога в педагогическом процессе накладывает на него большую ответственность и требует большой постоянной работы над собой. Педагог обязательно должен много работать для совершенствования себя как преподавателя. Чтобы достичь совершенства, ему нужно постоянно не только изучать свой предмет, его историю, философию, но и усовершенствовать технику своего преподавания. В этом отношении деятельность преподавателя очень близка к деятельности актера. История науки знает много примеров, когда выдающиеся ученые были одновременно и блестящими лекторами, М.В.Ломоносов, Д.1.Менделеев, К.А.Тимирязев, Н.Н.Лузин, О.Ю.Шмидт - этот список можно было бы продолжить. К сожалению, не всем педагогический талант дается от рождения, и если его нет, его обязательно нужно воспитывать, развивать в себе. О.С.Макаренко надеялся, что придет время, когда будущих педагогов будут обучать тому, как войти в аудиторию, где и как стоять, как поздравить, как улыбнуться и даже как посмотреть на своих воспитанников. В последнее десятилетие проблема педагогического мастерства исследовалась многими учеными. В их работах исследуется проблема подготовки преподавателя творческого имеющий яркую индивидуальность, способного к непрерывному самовоспитания и самообразования. Педагогическое мастерство - это профессиональное умение оптимизировать все виды учебно-воспитательной деятельности, направить их на всестороннее развитие и совершенствование личности, обеспечивает высокую организацию педагогического процесса. Она характеризуется высоким уровнем развития специальных обобщенных умений, и, конечно, суть его - в личности преподавателя, его позиции, способности керувааты деятельностью на высоком уровне. Большое значение в этом контексте имеет владения преподавателем педагогической техникой. При любом подходе к определению содержания педагогической техники постоянно сохраняется ряд элементов, а именно: - Культура общения преподавателя со студентами, - Саморегуляция технической деятельности (самоконтроль, выдержка), управления внутренним самочувствием, - Овладение вниманием аудитории, - Выразительный показ чувств и отношений (мимика, пантомимика, внешний вид педагога), - Владение языком (голос, дыхание, дикция, грамотность, интонационная гибкость, эмоциональная выразительность и т.д.). Составной педагогического мастерства учителя является его речь. Это инструмент профессиональной деятельности педагога, с помощью которого можно решить различные педагогические задачи: создать искреннюю атмосферу общения в классе, установить контакт с учениками, сделать сложную тему урока интересной, а процесс ее изучения - привлекательным. Речь учителя является показателем его педагогической культуры, средством самовыражения и самоутверждения его личности. Владению речью как средством профессиональной деятельности нужно учиться. А.С. Макаренко отмечал, что учитель должен так говорить, чтобы дети почувствовали в его словах волю, культуру, личность. Речь учителя - это речь, приспособленное для решения специфических задач, возникающих в педагогической деятельности, общении. Речь учителя бывает в двух разновидностях - в монологе (монологическая речь) и диалоге. Наиболее распространенными формами монологической обучения учителя есть рассказ, школьная лекция, комментарий, объяснения, развернутые оценочные суждения Диалогическая речь широкого представления в различного рода беседах с учениками, которые строятся в форме вопросов и ответов. Для того, чтобы способствовать успешному выполнению педагогических задач, речь учителя должна соответствовать определенным требованиям, или как говорят ученые, обладать коммуникативными качествами. Требование правильной речи педагога обеспечивается ее нормативностью, то есть соответствием речи нормам современного литературного языка (акцентологическим, орфоэпическим, грамматическим, точностью словоупотребления, требование выразительной речи - образностью, эмоциональностью, яркостью). Требования к коммуникативным качествам речи учителя обусловлены, прежде всего, ее педагогическими функциями. Одна из основных функций речи учителя - обеспечение полноценной презентации (передачи) знаний. Известно, что имеется прямая зависимость между коммуникативными особенностями речи учителя, может сделать это восприятие доступным, интересным, а может затруднить его. О значимости этой функции учителя говорит тот факт, что знания часто закрепляются надолго в памяти учеников благодаря особенностям педагогической речи, сохранится эмоциональная окраска учительского голоса его интонации, ритмичность речи, характер произношения слов. Процесс восприятия понимания речи учителя учащимися тесно связан со сложным процессом учебного слушания, на которое по подсчетам ученых приходится приблизительно 1\4 - 1\2 части учебного времени. Поэтому ясно, что процесс правильного восприятия учащимися учебного материала зависит от совершенства речи учителя. Дети особенно чутки к речевым данным педагога. Неправильное произношение каких-либо звуков вызывает у них смех, монотонная речь нагоняет скуку, а неоправданная интонация, громкая патетика в задушевной беседе воспринимается, как фальшь и вызывает недоверие к учителю.
|