Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие юриспруденции и факторы, определяющие ее необходимость.






Термин «юриспруденция» имеет древнеримское происхождение(в древнеримских правовых текстах данный термин писался как «iuris prudentia», что в переводе на русский язык означает «знание права»: iuris-право, prudentia-).Однако явление, которое он обозначает, родилось задолго до возникновения Римского государства.

Юриспруденция -это совокупность теоретических знаний о праве, совокупность приёмов и способов формулирования, толкования и применения правовых норм.

Юриспруденция- форма общественной деятельности, связанная с обслуживанием связанного в обществе правового механизма.

В древнем мире могло пониматься под этим термином познание божественных и человеческих начал.(Аристотель-наука о вещах божеств.и вещах человеческих)

Ульпиниан-это постоянная и непрерывная воля воздавать каждому своё право.

Цельс-наука о добром и справедливом.

Михайловский-юриспруденция необходима для того, чтобы построить логически законченную систему понятий, лежащих в основе юридической науки и обобщить результаты наук в одно гармоничное целое, проникнутое единством.

В современной юрид.литературе слово «юриспруденция» употребляется в различных смыслах.Нередко его применяют в качестве синонима термина 2право».Иногда оно используется для обозначения правовой мысли и правового сознаний(Азаркин Н.М.Всеобщая история юриспруденции).Но чаще всего под юриспруденцией подразумевается юридическая наука.

Термин относится обыкновенно к науке или изучению права и сопровождает любое усилие определить, описать или концептуализировать природу права.

В России понятие юриспр. в 18-19 веках обозначалось терминами законоискусство, законоведение, правоучение, правоведение, правомудрие.

Такое разнообразие в сущности явления, называемого «юриспруденцией», уже само по себе свидетельствует о его объёмности и сложности.

Эта ситуация отражает сложный характер явления, называемого юриспр.Очевидно, что в его понятии скрыто несколько смыслов, которые необходимо иметь в виду при описании правовой культуры той или иной страны.

В самом широком смысле-это деятельность про обслуживанию механизма формирования, функционирования и развития права.

В узком это совокупность теоретических знаний о праве, совокупность приёмов и способов формулирования, толкования и применения правовых норм, их классификации и систематизации, приёмов и способов обработки правового материала.


 

2.Основные черты правовой культуры Древнего Египта: источники, характерные признаки.

Источники египетской юриспруденции:

- архив храма царяНеферикара Какаи (правивший 2475—2455 до н. э. или 2446 — 2427 до н. э.)

- архив жреца Хеканахт(НЕ В ТЕМУ Вот, например, текст из папируса Эбера настаивает, что если муж уважает свою жену и собирается зачать дитя, то он должен любить ее в позиции " глаза в глаза" – то бишь в той, в которой викторианским леди было еще и запрещено двигаться. Египтянкам двигаться не возбранялось, но в то же время отмечалось, что только наложницам к лицу чрезмерная прыть в любовных утехах. Надо думать, древнеегипетским супругам, уставшим от благопристойности, сами боги велели заводить этих самых наложниц. Ну, а те, кто победнее, довольствовались блудницами – ибо в них не было недостатка, особенно в периоды экономического подъема и, как ни странно, войн.

Само собой, и жена вскоре начинала скучать от притворства перед своим господином и тогда утешалась в объятиях какого-нибудь раба (кстати, для этих дел – как свидетельствует текст середины II тысячелетия до н.э. – дамам особенно рекомендовалось брать нубийцев ввиду их выносливости и неутомимости). Роль утешителя также нередко доставалась мужниному другу. В поэтической форме об этом сокрушается некто Хеканахт, доверивший свои скупые мужские слезы папирусу: " ты, кто ел и пил в моем доме, и был как брат мне... ты вонзил стрелу в живот мне, сойдясь с женой моей на ложе"...В утешение бедолаге Хеканахту можно заметить, что мало изменилось на свете за три тысячи лет, и он точно не одинок в своей печали.)

- архив города Ахетатон («Горизонт Атона») — город в Древнем Египте, на месте современного посёлка Амарна, построенный в XIV в. до н. э. фараоном Эхнатоном, который сделал его своей резиденцией и столицей Египта вместо Фив…

-международные договоры

 

Связь с мифологией

Жрецы выступали в качестве юристов. Это был удел избранных. Священники-пантифики-мостостроители между небом и землёй.

Право имеет мифологический характер.

Миф об Осирисе. https://sosionica.narod.ru/legende.html

Богиня Маат-богиня справедливости. Маат — древнеегипетская богиня, персонифицирующая истину, справедливость, вселенскую гармонию, божественное установление и этическую норму. Маат изображалась в виде сидящей женщины со страусиным пером на голове, иногда крылатой; также могла изображаться лишь посредством своего атрибута – пера или плоского песчаного предвечного холма со скошенной одной стороной, на котором она часто восседает, и который может изображаться под стопами и престолами многих других богов. В некоторых текстах богиня выступает как супруга Птаха, Тота.

 

На космическом уровне Маат символизировала собой великий божественный порядок и закон, дарованный вселенную Богом-творцом во время сотворения мира, согласно которому сменяют друг друга времена года, движутся в небесах звезды и планеты, существуют и взаимодействуют боги и люди. Представления о Маат являются осью всех представлений древних египтян о вселенной и этических основ их мировоззрения. Согласно традиции, как и другие боги, крылатая Маат в изначальные времена пребывала среди людей, греховная сущность которых заставила её последовать за своим отцом Ра на небеса.

Принцип Маат включает в себя как правильность и закономерность развития вселенной, так и сплоченность общества, а также, что особенно важно, ответственность царя и простого смертного за свои поступки. Установленный богом на земле, царь поддерживает Маат и посредством ритуалов, победоносных войн и личного благочестия уничтожает Исефет – ложь, хаос, разрушение. Поднося во время ежедневного богослужения в храме к лику божества статуэтку Маат, дочери солнца увенчанной страусовым пером, царь вновь из конкретного властителя становился воплощением самого принципа царственности, аккумулируя опыт многочисленных предков и создавая основу для жизни своих преемников.

Принципы Маат 42 негативных признания (папирус Ани)

Я не совершал греха. Я не совершал грабеж с применением насилия. Я не воровал. Я не убивал мужчин и женщин. Я не крал зерно. Я не похищал приношения. Я не воровал имущество бога. Я не произносил лжи. Я не увлекался пищей. Я не произносил проклятия. Я не совершал прелюбодеяния. Я не переспал с мужчинами. Я не заставил никого плакать. Я не ел сердца [т.е. я не огорчал бесполезно, или не чувствовал угрызения совести]. Я не нападал на любого человека. Я не человек обмана. Я не крал с обрабатываемых земель. Я не был шпионом. Я не оклеветал человека. Я не был сердит без уважительной причины. Я не развращал жену любого мужчины. Я не загрязнял себя. Я не терроризировал. Я не преступил [Закон]. Я не был разгневан. Я не закрыл уши от слов правды. Я не порицал. Я не человек насилия. Я не сеял вражду (или возмущал спокойствие). Я не действовал (или судил) с излишней поспешностью. Я не влезал в вопросы. Я не умножал свои слова в разговоре. У меня никого не обидел, я не сделал зла. Я не работал в колдовстве против короля (или хулы против короля). Я никогда не останавливал [потоки] воды. Я никогда не поднимал голос (говорил высокомерно, или в гневе). Я не проклинал его (или хулил) Бога. Я не выступал с высокомерием. Я не украл хлеб богов. Я не уносил торты Кенфу от духов умерших. Я не вырвал хлеб у ребенка, и не относился с презрением к Богу моего города. Я не убил крупного рогатого скота, принадлежащего к Богу.

Богиня Фемида- богиня правосудия, титанида, вторая супруга Зевса. Фемиду всегда изображают с повязкой на глазах, как символ беспристрастия, с рогом изобилия и весами в руках. Весы — древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки, совершённые смертными при жизни. Посмертная судьба людей зависела от того, какая чаша перевесит. Рог изобилия в руке Фемиды — символ воздаяния или не воздаяния представшему перед её судом.

 

Иносказательно: Фемида — правосудие, закон; весы Фемиды — символ правосудия; слуги (жрецы) Фемиды — слуги закона, судьи. Римляне заимствовали у греков богиню правосудия в своём мире, но вместо рога изобилия вложили в правую руку Юстициимеч. весы-так измеряется справедливость, правда.

Поучение гераклеопольского царя своему сыну. https://grachev62.narod.ru/hrest/chapt01.htm

Поученье Птахотема

Правосудие осуществляют фараон и чиновники.

Позже отмечается влияние египетской юстиции на греческую.

Кроме мифов существовала «Книга мёртвых2.

Правовая система основывалась на 3х китах-справедливость, истинность, праведность.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал