Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Изобразительно-выразительные средства языкаСтр 1 из 3Следующая ⇒
ПАМЯТКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-11 КЛАССОВ Составила Чижик Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы
Вязьма Рецензия Рецензия – это анализ произведения, эпизода, его содержательной стороны и художественных достоинств, авторской идейно - нравственной позиции, то есть критический разбор. Рецензия – это отзыв, цель которого – стремление разобраться в прочитанном, где высказывается не только своя оценка произведения или эпизода, но и частичный его анализ: обращается внимание на особенности раскрытия идейного содержания произведения или эпизода, на роль отдельных художественно-выразительных средств. Чтобы грамотно написать рецензию, необходимо хорошо владеть материалом, ориентироваться в нём. В противном случае рецензия получится неубедительной! Приблизительная схема работы над сочинением – рецензией 1. Внимательно прочитайте (или перечитайте) рецензируемый текст. 2. Укажите тему, главную мысль текста, как автор раскрывает их в этом тексте. 3. Каково отношение автора к поднятой в тексте проблеме? Каково ваше отношение? 4. В чём художественное своеобразие текста, какими средствами автор достигает выразительности? 5. Ваша общая оценка прочитанного. 6. Главное: высказывайте своё мнение, рассуждайте, анализируйте, не подменяйте пересказом содержание.
План самостоятельного анализа художественного произведения 1. История создания: когда написано произведение, какое место занимает оно в творчестве автора, какие явления эпохи отражены. 2. Тема: избегая пересказа содержания, коротко сказать, что изображается в произведении. 3. Проблема: основной вопрос (или вопросы), который ставится и решается в произведении. 4. Идея: ответ, который даёт писатель на поставленный вопрос, то есть главная мысль произведения. Показать, как с главной идеей связаны второстепенные. 5. Направление, творческий метод: назвать метод (реализм, романтизм, сентиментализм и т.п.), показать, какие характерные для данного направления черты присущи ему. 6. Основные образы: дать групповые характеристики, выделить индивидуальное своеобразие главного героя каждой группы. 7. Художественное своеобразие: 1) род (эпос, лирика, драматургия), жанр. Например, «Поднятая целина» - произведение эпическое, роман; 2) сюжет, композиция. Найти основные элементы сюжета (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка), охарактеризовать построение сюжета; 3) пейзаж (своеобразие пейзажа и его роль в раскрытии характеров и идеи произведения); 4) поэтика (привести примеры эпитетов, сравнений, метафор, показать их художественную роль в создании картин и образов; 5) язык героев и автора (показать индивидуальное своеобразие языка героев, его роль в обрисовке характера, употребление книжных и разговорных слов, архаизмов и историзмов, неологизмов, диалектизмов; 6) особенности стиха (каким стихотворным размером написано, какие рифмы). 8. Значение произведения: место произведения и его значение для развития литературы и общественной жизни своего времени и последующих эпох.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА ТРОП – употребление слова или выражения в переносном значении. ГИПЕРБОЛА – художественное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета. «В сто сорок солнц закат пылал» (В.Маяковский). ИРОНИЯ – троп, состоящий в употреблении с целью насмешки слова или выражения в значении, противоположном буквальному. «Гвоздин, хозяин превосходный, / Владелец нищих мужиков» (А.С. Пушкин). ЛИТОТА – художественное преуменьшение тех или иных свойств изображаемого предмета. «В больших сапогах, в полушубке овчинном, / В больших рукавицах… а сам с ноготок!» (Н.А.Некрасов). МЕТАФОРА – перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства, скрытое сравнение. «Покатились глаза собачьи/ Золотыми звёздами в снег» (С.А. Есенин). МЕТОНИМИЯ – перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их смежности (материал - изделие из него, содержимое - содержащее, продукт -его производитель, действие-орудие действия и т.д.). «И вы, мундиры голубые, / И ты, послушный им народ» (М.Ю. Лермонтов). ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – троп, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевлённые предметы или отвлечённые понятия, разновидность метафоры. «Зима не даром злится, / Прошла её пора - / Весна в окно стучится / И гонит со двора» (Ф.И.Тютчев). ПЕРИФРАЗ – оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. «Улыбкой ясною природа/ Сквозь сон встречает утро года» (А.С.Пушкин). СИНЕКДОХА – перенесение значения одного слова на другое на основе количественных соотношений: часть вместо целого, целое вместо части, единственное число вместо множественного и т.д. «И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий/ Тунгус, и друг степей калмык» (А.С.Пушкин). СРАВНЕНИЕ – сближение двух предметов или явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого. «как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория». (М.А.Шолохов). ЭПИТЕТ – художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность. «Отговорила роща золотая/ берёзовым весёлым языком» (С.А.Есенин). СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ – обороты речи, строящиеся на отступлении от привычного речевого стандарта и придающие выразительность художественной речи. АНАФОРА – единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких стихов, строф, фраз. «Люблю тебя, Петра творенье, / Люблю твой строгий, стройный вид» (А.С.Пушкин). БЕССОЮЗИЕ – (асиндетон) – пропуск союзов между однородными членами, придающий художественной речи компактность, стремительность, динамичность. «Швед, русский – колет, рубит, режет, / Бой барабанный, крики, скрежет…» (А.С.Пушкин). ГРАДАЦИЯ – цепь понятий или определений с постепенным нарастанием или убыванием значимости». «Не жалею, не зову, не плачу…» (С.А.Есенин). ИНВЕРСИЯ – нарушение привычного, естественного для русского языка порядка слов. «Швейцара мимо он стрелой/ Взлетел по мраморным ступеням» (А.С.Пушкин). МНОГОСОЮЗИЕ – (полисиндетон) – намеренный повтор союза обычно в начале смежных строк. «Ох, лето красное! / Любил бы я тебя, / Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи». (А.С.Пушкин). ПЛЕОНАЗМ – употребление слов, излишних для выражения мысли, с целью усиления выразительности речи. «Мария Годунова и её сын Фёдор отравили себя ядом. Мы видели их мёртвые трупы». (А.С.Пушкин). РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС – оборот, в котором эмоциональная значимость высказывания подчёркивается вопросительной формой, хотя на этот вопрос ответа не требуется. «Куда ты скачешь, гордый конь, / И где опустишь ты копыта?» (А.С.Пушкин). РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ – обращение, носящее условный характер, сообщающее поэтической речи нужную информацию: торжественную, патетическую, ироническую. «А вы, надменные потомки, / Известной подлостью прославленных отцов…» (М.Ю.Лермонтов). СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ – торжественное или сходное построение смежных фрагментов художественного текста (чаще – стихотворных строк или строф). «Я звал тебя, но ты не оглянулась, / Я слёзы лил, но ты не снизошла». (А.Блок). ЭЛЛИПСИС – стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо слова, легко восстанавливаемого из контекста. «Зверю – берлога, / Страннику – дорога, / мёртвому – дроги, / Каждому – своё». (М.И.Цветаева). ЭПИФОРА – повтор слов или сочетания слов в конце смежных стихов, строф или фраз. «Деточка, / Все мы немножко лошади, / Каждый из нас по-своему лошадь» (В.Маяковский). ПЕРИОД – (от греч. обход, окружность) – большое сложное законченное предложение, разделённое отчётливой паузой на 2 части, которые произносятся с повышением голоса. «как плавающий в небе ястреб…, так Тарасов сын Остап налетел вдруг на хорунжего». (Н.В.Гоголь). ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ – экспрессивный синтаксический приём письменного литературного языка: предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения («И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь». (П.Г.Антокольский).
|