Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава II. Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов






А. П. Лопухин

 

Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов

Пятая книга Моисеева. Второзаконие.

 

 

КНИГА ВТОРОЗАКОНИЕ

 

Название книги.

Ее содержание.

 

В еврейском тексте пятая книга Моисея называется: 1) «Елле-гаддебарим» («Сии слова»), или сокращенно: «Дебарим», - соответственно начальным словам книги; совместно с этим, на языке раввинов: 2) «Мишнегапфа» («Повторение закона»), - по характеру своего содержания; 3) «Сефер токахот» («Книга обличений»), по той же причине. На характер содержания книги указывают ее названия и в переводах: греческом, латинском, славянском, русском. В греческой Библии пятая книга Моисея носит название: «Δ ε υ τ ε ρ ο ν ύ μ ι ο ν» («Второзаконие»), в латинской: «Deuteronomium («Второзаконие»), в славянской и русской «Второзаконие».

Господствующим содержанием книги Второзакония является воспроизведение исторического и законодательного элемента книг: Исход, Левит, Числ (с включением, по местам, некоторых новых законодательных положений). Цель воспроизведения - возобновление в памяти молодого еврейского поколения поучительных моментов божественного промышления об избранном народе и данных ему законов. Ту же поучительную цель имеют и обличительно-увещательные речи пророка, помещенные в заключение Второзакония. В общем, Второзаконие представляет подробное предсмертное завещание мудрого и опытного вождя, наделенного вдохновением свыше, молодому, неустойчивому, еврейскому народу.

Время и место произнесения речей Второзакония отмечены в первых стихах первой главы книги.

 

ВТОРОЗАКОНИЕ

 

Глава I

 

Моисей напоминает еврейскому народу повеление выступить от Синая к Ханаану. - Избрание 1000-начальников, 100-начальников, 50-начальников, 10-начальников. - Отправление соглядатаев Ханаанской земли. - Ропот народа и суд правды Божией. - Самовольное вторжение в южные пределы Ханаана и поражение при Хорме.

 

1. Сии суть слова, которые говорил Моисей всем Израильтянам за Иорданом в пустыне на равнине против Суфа, между Фараном и Тофелом, и Лаваном, и Асирофом, и Дизагавом,

 

2. в расстоянии одиннадцати дней пути от Хорива, по дороге от горы Сеир к Кадес-Варни.

 

1–2. Имеется в виду южная часть Восточного Заиорданья и прилегающая к нему пустыня. Евр. Dej-zagab (рус.: Дизагав) передано у LXX нарицательным: «χ α τ α χ ρ ύ σ ε α» (слав.: «златыми рудами»).

 

3. Сорокового года, одиннадцатого месяца, в первый (день) месяца говорил Моисей (всем) сынам Израилевым все, что заповедал ему Господь о них.

 

4. По убиении им Сигона, царя Аморрейского, который жил в Есевоне, и Ога, царя Васанского, который жил в Аштерофе в Едреи,

 

3–4. «Сороковой год» - по выходе евреев из Египта.

 

5. за Иорданом, в земле Моавитской, начал Моисей изъяснять закон сей и сказал:

 

5. «Изъяснять закон». Второзаконие не есть кодификация каких-либо новых в отношении к изложенным в книгах Исход, Левит, Числ законам постановлений: оно представляет собою нравственно-назидательное воспроизведение, в большинстве случаев, тех же законов, что записаны и в означенных книгах. «По истечении сорока лет, - замечает блаж. Феодорит, - когда по Божественному определению изгибли осужденные (умереть в пустыне), Бог повелевает исчислить детей их, достигших того же возраста, в каком были отцы во время первого исчисления. Этих-то детей, вводя в обетованную землю, Бог, через пророка, учит тому закону, который дан был беззаконным отцам их» (Толк. на кн. Втор. вопр. 1).

 

6. Господь, Бог наш, говорил нам в Хориве и сказал: «полно вам жить на горе сей!

 

7. обратитесь, отправьтесь в путь и пойдите на гору Аморреев и ко всем соседям их, на равнину, на гору, на низкие места и на южный край и к берегам моря, в землю Ханаанскую и к Ливану, даже до реки великой, реки Евфрата;

 

8. вот, Я даю вам землю сию, пойдите, возьмите в наследие землю, которую Господь с клятвою обещал дать отцам вашим, Аврааму, Исааку и Иакову, им и потомству их».

 

6–8. Вспоминается то время, когда, после объявления закона и устройства скинии, Господь повелевает народу идти к южным границам обещанной ему земли (Чис X: 12).

 

9. И я сказал вам в то время: не могу один водить вас;

 

10. Господь, Бог ваш, размножил вас, и вот, вы ныне многочисленны, как звезды небесные;

 

небесные;

 

11. Господь, Бог отцов ваших, да умножит вас в тысячу крат против того, сколько вас теперь, и да благословит вас, как Он говорил вам:

 

12. как же мне одному носить тягости ваши, бремена ваши и распри ваши?

 

13. изберите себе по коленам вашим мужей мудрых, разумных и испытанных, и я поставлю их начальниками вашими.

 

14. Вы отвечали мне и сказали: хорошее дело велишь ты сделать.

 

15. И взял я главных из колен ваших, мужей мудрых, (разумных) и испытанных, и сделал их начальниками над вами, тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками, десятиначальниками и надзирателями по коленам вашим.

 

16. И дал я повеление судьям вашим в то время, говоря: выслушивайте братьев ваших и судите справедливо, как брата с братом, так и пришельца его;

 

17. не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушивайте: не бойтесь лица человеческого, ибо суд - дело Божие; а дело, которое для вас трудно, доводите до меня, и я выслушаю его.

 

18. И дал я вам в то время повеления обо всем, что надлежит вам делать.

 

9–18. Моисей говорит о назначении подчиненных ему начальников из народа, по совету Иофора (Исх XVIII: 13–26).

По расчислению раввинов, на 600 000 человек, вышедших из Египта (Исх XII: 37), начальствующих лиц было назначено: 60 000 десятников, 12 000 пятидесятников, 6000 сотников, 600 тысяченачальников, - всего 78 600 человек.

В комментируемом месте не имеются в виду те 70 старейшин, которые избраны были разделять с Моисеем бремя высшего народного правления и которые, как ближайшее помощники пророка, озарены были духом пророчества (Чис XI: 11–17, 24–29).

 

19. И отправились мы от Хорива, и шли по всей этой великой и страшной пустыне, которую вы видели, по пути к горе Аморрейской, как повелел Господь, Бог наш, и пришли в Кадес-Варни.

 

20. И сказал я вам: вы пришли к горе Аморрейской, которую Господь, Бог наш, дает нам;

 

21. вот, Господь, Бог твой, отдает тебе землю сию, иди, возьми ее во владение, как говорил тебе Господь, Бог отцов твоих, не бойся и не ужасайся.

 

22. Но вы все подошли ко мне и сказали: пошлем пред собою людей, чтоб они исследовали нам землю и принесли нам известие о дороге, по которой идти нам, и о городах, в которые идти нам.

 

23. Слово это мне понравилось, и я взял из вас двенадцать человек, по одному человеку от (каждого) колена.

 

24. Они пошли, взошли на гору и дошли до долины Есхол, и обозрели ее;

 

25. и взяли в руки свои плодов земли и доставили нам, и принесли нам известие и сказали: хороша земля, которую Господь, Бог наш, дает нам.

 

26. Но вы не захотели идти и воспротивились повелению Господа, Бога вашего,

 

27. и роптали в шатрах ваших и говорили: Господь, по ненависти к нам, вывел нас из земли Египетской, чтоб отдать нас в руки Аморреев и истребить нас;

 

28. куда мы пойдем? братья наши расслабили сердце наше, говоря: народ тот более, (многочисленнее) и выше нас, города там большие и с укреплениями до небес, да и сынов Енаковых видели мы там.

 

29. И я сказал вам: не страшитесь и не бойтесь их;

 

30. Господь, Бог ваш, идет перед вами; Он будет сражаться за вас, как Он сделал с вами в Египте, пред глазами вашими,

 

31. и в пустыне сей, где, как ты видел, Господь, Бог твой, носил тебя, как человек носит сына своего, на всем пути, которым вы проходили до пришествия вашего на сие место.

 

32. Но и при этом вы не верили Господу, Богу вашему,

 

33. Который шел перед вами путем - искать вам места, где остановиться вам, ночью в огне, чтобы указывать вам дорогу, по которой идти, а днем в облаке.

 

34. И Господь (Бог) услышал слова ваши, и разгневался, и поклялся, говоря:

 

35. никто из людей сих, из сего злого рода, не увидит доброй земли, которую Я клялся дать отцам вашим;

 

36. только Халев, сын Иефонниин, увидит ее; ему дам Я землю, по которой он проходил, и сынам его, за то, что он повиновался Господу.

 

37. И на меня прогневался Господь за вас, говоря: и ты не войдешь туда;

 

38. Иисус, сын Навин, который при тебе, он войдет туда; его утверди, ибо он введет Израиля во владение ею;

 

39. дети ваши, о которых вы говорили, что они достанутся в добычу врагам, и сыновья ваши, которые не знают ныне ни добра ни зла, они войдут туда, им дам ее, и они овладеют ею;

 

40. а вы обратитесь и отправьтесь в пустыню по дороге к Чермному морю.

 

19–40. Ср. Чис ХIII; XIV: 1–39; XX: 12.

 

41. И вы отвечали тогда и сказали мне: согрешили мы пред Господом, (Богом нашим,) пойдем и сразимся, как повелел нам Господь, Бог наш. И препоясались вы, каждый ратным оружием своим, и безрассудно решились взойти на гору.

 

42. Но Господь сказал мне: скажи им: не всходите и не сражайтесь, потому что нет Меня среди вас, чтобы не поразили вас враги ваши.

 

43. И я говорил вам, но вы не послушали и воспротивились повелению Господню и по упорству своему взошли на гору.

 

44. И выступил против вас Аморрей, живший на горе той, и преследовали вас так, как делают пчелы, и поражали вас на Сеире до самой Хормы.

 

41–45. Ср. Чис XIV: 40–45.

 

45. И возвратились вы и плакали пред Господом: но Господь не услышал вопля вашего и не внял вам.

 

46. И пробыли вы в Кадесе много времени, сколько времени вы там были.

 

Глава II


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал