Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






V Музыка 20-го века - общее обозначение группы течений в искусстве конца 19 и нач. 20 вв., в частности Модернизма, выступающего под девизом современности, новаторства.






V Барокко - стиль вычурный, причудливый. В музыке эпохи Барокко расцветают такие полифонические формы, как инвенции, прелюдии. Высшего развития и кристаллизации достигает форма фуги.

V Романтизм - идейное и художественное движение, возникшее в европейских странах на рубеже 18-го и 19-го веков и получившее отражение в различных областях науки и искусства.

V Импрессионизм - художественное течение, провозгласившее основной целью искусства передачу мимолетных впечатлений, чувственных, субъективных настроений художника. Музыкальный Импрессионизм сложился на рубеже 80-90-х гг. во Франции.

V Конструктивизм - в области музыки Конструктивизм находит выражение в комбинировании жестких, резко диссонирующих созвучий, синкопированных, ломанных ритмических фигур.

V Неоклассицизм - течение в музыкальном творчестве 20 в., стремящееся возродить художественные образы, формы и стилистические приемы музыки классического периода, к которой в данном случае относят различные музыкальные школы 18 в. и более ранних веков.

v Музыка 20-го века - общее обозначение группы течений в искусстве конца 19 и нач. 20 вв., в частности Модернизма, выступающего под девизом современности, новаторства.

 

После все этих направлениях и сочетаниях появляется совершенно новое направление под названием джаз. Как род музыки сложился на рубеже 19 и 20 вв. в результате синтеза элементов двух музыкальных культур - европейской и африканской (см. выше). Но что самое основное, что можно отметить – это поли ритмичность, многократную повторяемость основного мотива, вокальную экспрессивность, импровизационность, которые проникли в джаз вместе с распространёнными формами негритянского музыкального фольклора - обрядовыми плясками, рабочими песнями, спиричуэл и блюзами, рэгтаймом.

Блюз - в целом большинство музыкантов и музыковедов считают блюз одной из основных составных частей джаза. Тем не менее, это не полная его основа, а лишь часть ее. И исполнение джаза практически полностью отличается от исполнения блюза. Именно из-за того, что многие считают блюз не самой важной составляющей частью джаза, следует и еще один, не очень корректный вывод. А именно то, что блюз является не очень удачным предшественником джаза. А те блюзовые композиции старых времен, которые все еще исполняются музыкантами, считают старыми образцами и компонентами первоначального джазового исполнения. Но, начиная с 1950, года отношение к блюзу начинает в корне меняться, и вместо посредственного джаза старого исполнения полностью воспринимается полноценный, страстный блюз. Течение блюза начинает отделяться и отдаляться от джаза и иных жанров музыки, становясь самостоятельно полноценным жанром, который любим очень многими и по сей день.

Исполнение блюза в целом зависит не столько от музыкального сопровождения, хотя оно очень важно, сколько от текста исполняемой композиции.

 

 

Второе направление джаза это спиричуэл. Спиричуэл – это особое музыкальное направление, ставшее основой джазовой музыки, так любимой в наши дни.
Этот музыкальный жанр появился на закате 19 века в США. Тогда он представлял собой некую достаточно сложную модификацию невольничьих негритянских песен.
Интересна тематика песен этого жанра. Как правило, это библейские сюжеты в оригинальной народной обработке. Песни спиричуэл имеют удивительную структуру: они построены в форме вопросов и ответов. Спиричуэл (духовные гимны) как форма искусства, чьи ритмы и настроения дважды пересекли Атлантику, доказали свою жизнеспособность. Они уходят корнями в черную Африку; большей частью, их сочиняли чернокожие рабы в Америке. В своем более «мягком» варианте они были приняты белыми американцами и европейцами и находятся в тесном родстве с фольклорными песнями и евангельскими гимнами.

Угнетенные народы многих стран по-прежнему находят в спиричуэле верное средство обращения к Богу за помощью в этой и последующей жизни. Но их ценят не только бедные и гонимые; евангельское хоровое песнопение никогда не пользовалось большей популярностью, чем сейчас. В протестантской церкви негры, познакомившись с этими гимнами, быстро усваивали гармонию и вводили в хоровое пение элемент импровизации.
Таким образом, появлялись новые песнопения.
Иногда в них выражались бунтарские настроения. Фольклористы начали записывать и исполнении они впервые прозвучали в октябре 1871 г. вовремя турне по стране университетского ансамбля.
Спиричуэл часто звучит с эстрады в сольном исполнении. Среди исполнителей — академическая певица Мариан Андерсон. Мариан Андерсон - американская оперная и концертная певица (контральто). По происхождению негритянка. После получения 1-й премии на конкурсе вокалистов в Нью-Йорке, начала концертную деятельность. Гастролировала во многих странах. Обладая красивым, мощным голосом необычайно большого диапазона, выдающейся музыкальностью. Исполняет различные по характеру и стилю произведения. В её репертуаре произведения И. С. Баха, Л. Бетховена, И. Брамса, Г. Малера, Дж. Гершвина, Ф. Шуберта, Р. Шумана и других композиторов, негритянские народные песни. Была первой негритянской певицей, выступавшей в театре «Метрополитен-опер». Еще одни исполнители спиричуэл Розетта Тарп. Розетта Тарп - Сестра Розетта Тарп была абсолютно уникальным исполнителем. Будучи изначально певицей госпела, она не видела разницы между священным и личным, она пела о духовном с чувством блюза, и обрушивалась на блюз со страстью госпела. Ей хватило таланта вывести госпела из церквей в клубы и концерт-холлы в 30 и 40 годах прошлого столетия, самостоятельно создавая концепцию поп-госпела. Спиричуэл являются одной из самых распространенных форм музыкального фольклора северо-американских негров. Они сочетают в себе характерные элементы африканских исполнительских традиций (коллективная импровизация, глиссандовые звучания, не темперированные аккорды, особая эмоциональность) со стилистическими чертами американских пуританских гимнов, возникших на англокельтской основе.
Эти гимны служили источником тематического материала. Спиричуэл, и их мелодические и гармонические принципы негры претворяли в русле африканского ритуального музицирования. Музыка Спиричуэл проникнута лиризмом, порой носит трагический характер. Это музыка создавалась коллективно, часто вовремя богослужения, и характеризуются импровизационным стилем исполнения. В результате творческого преобразования напевов возникает довольно сложная полифония подголосочного типа с прихотливой орнаментикой в мелодии. Пение Спиричуэл сопровождается танцевальными движениями.
Спиричуэл имеет вопросы-ответную структуру, выражающуюся в диалоге проповедника с прихожанами. Значительно повлияли на зарождение, формирование и развитие джаза. Многие из них используются джазовыми музыкантами в качестве тем для импровизаций.

Следующим направлением истока джаза – это рэгтаймом. Рэгтаймом - жанр американской музыки. Это танцевальная форма, имеющая размер 2/4 или 4/4, в которой бас звучит на нечётных, а аккорды — на чётных долях такта, что придаёт

 

звучанию типичный «маршевый» ритм; мелодическая линия сильно синкопированная. Многие рэгтаймовые композиции состоят из четырёх различных музыкальных тем.

Рэгтайм считается одним из предшественников джаза. Джаз унаследовал от рэгтайма ритмическую остроту, создаваемую несовпадением ритмически свободной, как бы «разорванной» мелодии.

Рассмотренный первой полностью американской музыкой, рэгтайм был популярен к концу 19-ого столетия и в первые два десятилетия 20-ого столетия, примерно 1893 - 1917. Это - стиль музыки, которая предшествовала джазу.

Его ритмы сделали это живым и эластичным, и поэтому идеальным для того, чтобы танцевать. Его имя, как полагают, является сокращением термина “ рваное время, ” который обращается к его ритмично разбитым мелодиям.

Рэгтайм развивался в афро-американских сообществах всюду по южным государствам Среднего Запада.

Особенную популярность получили регтаймы в конце прошлого века в Сент-Луисе, Канзас-Сити, в городке Седалия. Как раз в этом штате родился самый знаменитый исполнитель и композитор этого жанра Скотт Джоплин. В Седалии он прожил большую часть жизни. От него и происходит название известного рэгтайм, написанного в 1897 году. Кроме Скотта Джоплина можно назвать еще немало других авторов и исполнителей популярных регтаймов, в том числе Джеймса Скотта, Джозефа Лэмба. В самом конце XIX и начале XX веков мода на рэгтайма была невероятна, в то же время появляются композиции, которые с успехом исполнялись не только на фортепиано, но и ранними джазовыми бэндами. Одновременно с использованием регтаймов марширующими оркестрами пианисты раннего джаза получили свободу импровизационного подхода в этом жанре. Следующий период взлета интереса к рэгтайму приходится на 20 - 30-е годы прошлого века. В это время их взяли на вооружение пианисты Гарлемской школы. Как концертный жанр, рэгтайм возрождался несколько раз и в послевоенное время. Он исполнялся, как пианистами - виртуозами, так и большими оркестрами. Сильное влияние европейской профессиональной музыки делает рэгтайм принадлежностью, так называемой, " прохладной стороне" джаза, в отличие от хот-джаза, тяготеющего к афро-американским музыкальным корням.

Спиричуэл, блюз и регтайм - это еще не джаз, а только подступы к джазу. Африканцы не имели музыкального образования. Вся сочинявшаяся музыка была некой импровизацией, попыткой «связать» африканские песенные мотивы с европейской и американской музыкой. Поэтому музыка исполнялась, в основном, на улицах, на пикниках, на открытом воздухе. В конечном счете, возникла качественно новая музыка, которая получила название джаз. Для исполнения джазовой музыки используется труба, кларнет, саксофон, тромбон, контрабас, барабан. Саксофон является, наряду с фортепиано, основным солирующим инструментом. В следствии были взяты Джоном Уильямсом, для исполнения музыкальных произведений. Постепенно джаз выходит из стен ресторанов и ночных клубов. Он становится невероятно популярным направлением не только в Америке, но и во всех европейских странах.

После того, как джаз прочно засел в сознании людей, начали появляться его различные направления. На сегодняшний день их более 30-ти.

Разновидности джазовой музыки.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал