Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реализация дидактических принципов в юридическом образовании






 

Важнейшей дидактической проблемой является проблема отбора и формирования содержания обучения. К общим принципам формирования содержания образования относятся: а) принцип соответствия содержания обучения потребностям общественного развития; б) принцип единства содержательной и процессуальной сторон обучения, который, в частности, означает единство предметного содержания и способов усвоения обучающимися этого содержания; в) принцип структурного единства содержания образования на различных его уровнях[37].

Как свидетельствует история юридического образования, на конкретных этапах его развития в юридических учебных заведениях в зависимости от социально обусловленных целей готовили государственных чиновников, «законоведцев», партийно-государственных функционеров, политологов, юристов широкого профиля. Однако еще дореволюционные российские профессора убедительно показали, что предметом обучения юристов должно стать правоведение, а не законоведение. Замена изучения и преподавания законоведения правоведением в российских университетах последовала практически одновременно с отменой крепостного права и проведением судебной реформы согласно тогдашнему новому университетскому уставу 1863 г. Это означает, что содержанием преподавания права должны быть не только конкретные нормы закона, а прежде всего основные юридические понятия и конструкции, способы и формы их практического использования в различных правовых системах.

Модель юриста, предложенная С. С. Алексеевым и В. Ф. Яковлевым в 1976 г., остается во многом актуальной и сегодня. Она включает в себя мировоззренческую и правовую культуру, развитое профессиональное мышление, навыки исследования юридических фактов, умения поиска, обработки и систематизации нормативного материала и его толкования, коммуникативные качества, способности к научно-общественной деятельности[38]. В своих более поздних публикациях С. С. Алексеев неизменно указывает на то, что «в самом фокусе высокого профессионализма и образованности правоведа, выраженных в правовой культуре и в юридическом мышлении, находятся строгие и точные данные математического порядка, вырабатываемые аналитической юриспруденцией и сосредоточенные в общей теории права... Освоение этих данных предполагает прежде всего овладение исходным юридическим понятийным аппаратом, юридической лексикой, правовыми формулами, которые входят в «плоть и кровь» правоведа-профессионала и которые, помимо всего иного, служат необходимой ступенькой к пониманию логики права, к постижению его глубин и «тайн», его смысла, миссии и предназначения в жизни людей»[39].

В этих положениях находят отражение ряд общедидактических принципов, прежде всего, принципы культуросообразности, научности, фундаментализации, системности, профессиональной направленности.

Принцип культуросообразности предполагает максимальное использование в воспитании и обучении национальной и мировой культуры, включая традиционные актуальные культурно-правовые ценности, с целью укоренения студентов юридического вуза в культуре.

Принцип научности означает соответствие учебного материала уровню современной правовой науки, ознакомление обучающихся с закономерностями и методами научного познания, историей и современными идеями правовой науки, использование методов обучения, адекватных его целям и содержанию.

Говоря о реализации данного принципа в учебном процессе, уместно сослаться на разработанную и апробированную кафедрой гражданского права юридического факультета МГУ концепцию обучения, ориентированную преимущественно на усвоение основных категорий, понятий и конструкций цивилистики[40].

В первом разделе сборника («Преподавание гражданского права в современных условиях») указывается на необходимость переосмыслить сам предмет обучения — содержание и систему курса гражданского права, которое, по мнению авторов, является фундаментальной юридической дисциплиной и потому должно преподаваться как наука (система научных знаний), а не как комментарий к действующему законодательству. Этот путь гораздо сложнее, чем привычный для многих пересказ содержания закона или других нормативных актов. Но именно он, считают авторы, является научным и единственно возможным в современных условиях быстрого изменения отечественного законодательства, к тому же, как правило, не отличающегося высоким юридическим уровнем.

Тогда не возникает сомнений, «под какой закон» готовить учебник и вести преподавание, а сам учебник не устаревает до своего выхода в свет. Вузовский учебник и комментарий к закону — это разные виды научного творчества, и закон в данном

случае — иллюстрация научных положений, а не предмет заучивания (как здесь не вспомнить педагогическую деятельность основоположника российской цивилистики Д. И. Мейера!). Вместо комментирования действующего законодательства во главу современного курса гражданского права было поставлено изучение основных положений гражданско-правовой науки, выработанных ею и проверенных многолетней практикой правовых институтов и понятий, сочетающееся с научным анализом действующего гражданского законодательства и практики его применения. В результате студент должен усвоить общепризнанные цивилистические постулаты и уметь самостоятельно анализировать их различное законодательное оформление, а также овладеть основными навыками практического использования гражданско-правовых средств.

До сих пор в цивилистической учебной литературе копируется систематика Гражданского кодекса, что далеко не всегда оправдано с учебно-методических позиций. Такой подход берет начало в принципах изучения в средневековых итальянских университетах древнеримских источников как непререкаемого образца. Он и несет в своей основе идею преобладающего значения для юридического образования текста действующих правовых норм («законоведения»). «Пестрота» изучаемого материала, структурированного согласно систематике Гражданского кодекса, значительно затрудняет последовательное и систематизированное восприятие студентами всего многообразия гражданско-правовой материи.

Основная идея предложенной программы курса гражданского права заключается в разделении всего учебного материала на крупные блоки взаимосвязанных институтов и категорий, подлежащих изложению и изучению в строгой последовательности. Одни разделы и темы освещают «статику» гражданских правоотношений, другие — «динамику» гражданских правоотношений, усиленно развивающуюся и усложняющуюся в условиях рыночной экономики и приобретающую все большее практическое значение.

Соответствующие изменения претерпевает и методика преподавания гражданского права. Практические и семинарские занятия не сводятся исключительно к «натаскиванию на закон» в рамках традиционного решения казусов. Усвоение основные категорий и юридических конструкций, способов их практической реализации предполагает большее разнообразие, чередова-

ние практических занятий и теоретических семинаров (диспутов и деловых игр, обсуждений новых законодательных актов и теоретических работ, изучения материалов судебной и арбитражной практики и т. п.), а также серьезную самостоятельную работу студентов под руководством преподавателя.

На занятиях рассматриваются актуальные вопросы юридической теории и практики, уделяется внимание тенденциям, изменениям, прогнозам развития права, изучаются вопросы международно-правового регулирования, сравнения и взаимного влияния различных систем. Студенты используют при самостоятельной работе различные источники информации, включая современные технологические средства (компьютеры, Интернет, правовые базы и т. д.). Преподаватели понимают свою задачу при работе с источниками не как пересказ информации, а как совместную со студентами актуализацию, комментирование, осмысление научного и практического опыта, проявляют научный плюрализм и недогматичность подходов.

С дидактическим принципом научности неразрывно связан принцип фундаментализации юридического образования. В научно-педагогической литературе отмечается усиление общеобразовательных компонентов высшего профессионального образования, которые вместе с блоками фундаментальных и прикладных учебных дисциплин обеспечивают студентам качественную общеобразовательную и профессиональную подготовку, формируют способность и готовность к непрерывному в течение всей жизни образованию, повышению профессиональной квалификации и переквалификации. Эти общеобразовательные компоненты, называемые «базисными квалификациями», включают в себя владение «сквозными» знаниями и умениями, в частности умением пользоваться компьютером, умениями поиска, систематизации, интерпретации и анализа учебной и профессиональной информации, владение иностранными языками, эффективное владение устной и письменной речью на родном языке в повседневном и профессиональном общении, умениями и навыками аутодидактики, самостоятельной работы, владение педагогическими, психологическими, экономическими, экологическими, этическими знаниями.

Одной из важнейших составляющих фундаментализации высшего юридического образования является изучение студентами цикла общих математических и естественно-научных дисциплин. Напомним приведенное выше мнение С. С. Алексеева

о строгих и точных данных математического порядка, вырабатываемых аналитической юриспруденцией и находящихся «в самом фокусе высокого профессионализма и образованности правоведа». Любое естественно-научное знание имеет мировоззренческое и методологическое начало и обладает огромным гуманитарным потенциалом. Таким образом, фундаментализация высшего юридического образования предполагает углубление общетеоретической, общеобразовательной, общенаучной и общепрофессиональной подготовки студентов.

Принцип системности обучения также тесно связан с принципом научности. Принцип системности характеризует наличие в сознании обучающихся структурных связей, адекватных связям между элементами изучаемой науки (системы наук). Для усвоения студентами знаний в системе, адекватной системе изучаемой науки, необходимо включить в содержание обучения специальные методологические знания, т. е. общенаучные категории и понятия, знания о структуре знаний, методы научного познания.

Так, авторы одного учебника по теории государства и права[41] считают данную теорию единой системной учебной методологической дисциплиной, призванной на основе научных данных о государстве и праве разработать и изложить в системном, логически последовательном и доступном виде теоретические понятия, принципы и ценности юриспруденции. Она выступает в качестве методологически базовой учебной дисциплины, поскольку ее понятийный аппарат, юридические конструкции, методологические приемы, основные теоретические положения о государстве и политической системе, праве и законе, правах и свободах человека и гражданина воспринимаются отраслевыми, прикладными учебными курсами, конкретизируются применительно к их специфике и учитываются в преподавании.

Успех учебы в юридическом вузе во многом зависит от того, насколько полно, глубоко и прочно студенты усвоят в курсе теории государства и права основные исходные данные, логику формирования понятий, которые позволят плодотворно изучать другие юридические предметы. В ходе дальнейшей учебы студенты уже на фактическом юридическом материале в рамках специальных юридических наук могут не только упрочить

(уточнить, скорректировать) основные понятия, усвоенные в начале учебы, но и углубить свои представления о государственно-правовых явлениях, о совокупности всех категорий государства и права в их исторической преемственности и логической последовательности.

Ассоциативные связи, которые вырабатываются при системном обучении, и характеризуют главным образом качество усваиваемых знаний и умений. Знание одной стороны предмета для специалиста совершенно недостаточно, так как на основе таких односторонних знаний никаких профессионально компетентных решений принять нельзя. Существующее в вузах предметное обучение приносит мало пользы: дает разрозненные знания, которые не становятся системными, поскольку изучаются «изолированно» друг от друга, а не во взаимосвязи и комплексно. Очевидно, что творческого специалиста характеризуют не столько знания, проверяемые на экзаменах по отдельным предметам, сколько умения находить адекватные профессиональным задачам решения, самостоятельно добывать новые знания.

Процесс учения должен развивать любознательность, вызывать интерес студентов, а не отбивать его. Положительная мотивация к учебной и творческой деятельности создается через механизм личностно-значимых потребностей студентов. Негативные мотивы формируются у студентов из-за недопонимания излагаемого учебного материала и его необходимости, отсутствия связей с уже усвоенным, скуки и отсутствия интереса к тому, что надо сдавать на экзамене.

Весь процесс обучения (его содержание и методы) необходимо с первого курса связывать с будущей профессиональной деятельностью студента, чтобы он постепенно начинал чувствовать себя специалистом в определенной области знания, квалификация которого все время растет. Тогда каждое новое знание будет ему даваться или им добываться потому, что в нем появилась потребность. Это будет способствовать появлению положительных эмоций и действенных методов в его учебной деятельности, что существенно увеличит его творческий потенциал.

Создание системного знания требует специальной работы, усилий преподавателей, их безусловного взаимодействия друг с другом. Преподаватели могут изучать содержание смежных учебных дисциплин и создавать матрицы связей, исходя из принципа рациональной повторяемости учебных элементов.

Необходима кооперация преподавателей всех учебных дисциплин с первого по выпускной курс с целью усвоения студентами интегрированного системного знания своей специальности. Создание единой системы знаний возможно, если преподаватели общегуманитарных и социально-экономических, математических и естественно-научных, общепрофессиональных и специальных дисциплин знают не только преподаваемый предмет, но и смежные и фундаментальные дисциплины хотя бы на концептуальном уровне, т. е. когда преподавание и изучение юриспруденции основываются на межпредметных связях.

Программа системного обучения должна быть логически непротиворечива, последовательность учебных дисциплин разумно обоснована, в каждом курсе явления необходимо рассматривать в их историческом развитии, взаимосвязи права с другими общественными явлениями, взаимовлиянии правовой, политической культуры и социальной действительности. Преподавателям целесообразно рекомендовать для самостоятельной работы студентов труды российских дореволюционных, советских и зарубежных авторов. Реализация принципа системности в обучении способствует развитию общей и профессиональной культуры студентов, воспитанию профессиональной ответственности, пониманию права в социальном контексте и осознанию роли юриста в обществе на современном этапе.

Принцип межпредметных связей предполагает согласованное изучение теорий, концепций, законов, понятий, общих для преподаваемых предметов, общенаучных методов познания и методологических принципов, формирование общепрофессиональных видов деятельности и систем отношений. Реализация данного принципа в обучении должна воспрепятствовать тому, чтобы одни и те же явления были расщеплены в сознании студентов на не связанные друг с другом сведения из различных учебных дисциплин.

Поскольку правоведение относится к человековедческим наукам, то его понятийно-категориальный аппарат изобилует междисциплинарными понятиями из различных наук о человеке, его личности и поведении. Методологической основой межпредметных связей выступает процесс интеграции и дифференциации научного знания с целью развития целостной, творческой, профессионально компетентной личности юриста. Так, относительно новая учебная дисциплина в юридическом образовании «Концепции современного естествознания», как уже

отмечалось выше, реализует идеи фундаментальности и целостности естественно-научного и гуманитарного знания, способствует осмыслению студентами мировоззренческих проблем и формированию адекватных смысложизненных ориентации личности в контексте глобальных тенденций развития окружающей среды. Наиболее тесно эта учебная дисциплина связана с экологическим, воздушным, космическим, морским, медицинским правом, биоэтикой, а также с криминалистикой, проведением медицинских и технических экспертиз.

Психология, исследующая природу психики человека, обеспечивает психологическое сопровождение юридической деятельности, изучает личность как субъект правоотношений, дает юристам представление о прогнозируемых формах типичных реакций людей на реально существующие правоотношения. Термин «личность» как центральное понятие психологии порой получает различную трактовку в конкретных отраслях права. Например, в уголовном праве оно употребляется в широком и узком значениях. В широком значении это понятие охватывает всех людей, независимо от совершения преступления, наличия дееспособности и других факторов. В узком значении «личность» понимается как совокупность социально значимых качеств, присущих отдельному индивиду. В этом случае употребляются словосочетания «личность виновного», «личность потерпевшего».

Неоднозначность термина обусловлена различными нюансами содержания этого понятия в психологии, социологии, философии, криминологии, уголовном праве, гражданском праве, где основной характеристикой личности в ситуации сделки выступает интеллектуальный компонент, т. е. способность руководить своими действиями и полноценно осуществлять волеизъявление. Нуждаются в унификации понимания и использования и другие, употребляемые в Уголовном кодексе РФ психологические и психиатрические термины в рамках парадигмы субъективного вменения: «умысел», «понимание», «осознание», «предвидение» и т. п.

Систематизация знаний, получаемых студентами при изучении учебных дисциплин, наиболее успешно происходит через установление связей значения одного и того же термина в различных научных областях с помощью схем и таблиц, а также через поиск баланса между содержанием различных дефиниций в определенном спецкурсе, например, «Юридическая антропология».

Курс сравнительного правоведения также позволяет широко использовать материал общегуманитарных и специальных юридических дисциплин при анализе российских и зарубежных правовых институтов и правовых систем в целом. К преподавателю, ведущему занятия по сравнительному правоведению, предъявляются особые требования. Он должен владеть в определенной степени материалом юридических отраслевых учебных дисциплин. Ему необходимо построить и согласовать схему преподавания своего курса с коллегами-предметниками для того, чтобы сделать учебный процесс наиболее эффективным. Преподаватель сравнительного правоведения должен показать студентам, не объявляя преподаваемый курс самым главным и важным, его неразрывную связь со всеми учебными дисциплинами, его значимость для формирования профессионального мировоззрения и мышления юриста[42]. Преподаватели всех учебных дисциплин демонстрируют важность и эффективность комплексного межотраслевого подхода к разрешению правовых проблем, учитывая достаточную условность, изменчивость отраслевого деления.

Принцип профессиональной направленности обучения в высшей школе имеет особое значение, поскольку именно он во многом отражает специфику высшего профессионального образования. Синтезируя межпредметные связи между гуманитарными, фундаментальными, общепрофессиональными и специальными дисциплинами и обучением профессиональным практическим умениям и навыкам, данный принцип способствует первичной профессионализации личности студента, формированию его профессиональной направленности на трудовую деятельность и конкретную профессию. Реализация данного принципа в юридическом образовании предполагает соответствующую направленность всех учебных дисциплин на будущую профессиональную деятельность юристов, сочетание содержания теоретического материала с развитием практических умений, введение в содержание гуманитарных, социально-экономических, естественно-научных дисциплин профессионально значимых материала, умений и видов деятельности.

На основе данного принципа разрабатываются и проводятся различные спецкурсы и спецсеминары, происходит профилизациядругих учебных дисциплин, таких, например, как «Юридическая психология», «Юридическая социология», «Философия права», «Профессиональная этика юриста», «Правовая информатика», «Экономика для юристов», «Культура судебной речи», «Иностранные языки для студентов-юристов».

О глубине междисциплинарных связей юриспруденции с гуманитарными и естественными науками свидетельствует признание лауреата Нобелевской премии И. Пригожина, одного из создателей теории неравновесной термодинамики, сделавшего крупные научные открытия благодаря своим фундаментальным разносторонним знаниям. Родные готовили его к юриспруденции, из прочитанных книг он понял, что задача юриста — осуждать или защищать преступившего закон. На его столе появились книги по психологии. Постижение предмета потребовало биологических знаний, а те, в свою очередь, привели к химии, физике, математике[43].

Реализация данного принципа в обучении предполагает включение в аудиторные занятия и учебные материалы вопросов, заданий, упражнений, стимулирующих профессиональное творческое мышление студентов. Преподаватель демонстрирует студентам творческий подход к научно-педагогической деятельности, делится своими творческими достижениями, приветствует нестандартные решения проблем. Особое внимание уделяется сбалансированности выполнения требований государственного образовательного стандарта и удовлетворения потребностей юридической практики; приобретения специальных знаний, умений, навыков и развития профессионально значимых качеств личности юриста; аудиторной и самостоятельной работы студентов; индивидуальной учебной деятельности и обучения на основе сотрудничества преподавателей и студентов.

Принцип связи теории с практикой требует гармоничного сочетания научно-правовых знаний с юридической практикой и повседневной жизнью людей. Этот принцип реализуется путем создания условий для перехода в образовательном процессе от конкретно-практического мышления к абстрактно-теоретиче-

скому и обратно, применения получаемых знаний на практике. Для студентов ясны результаты обучения, возможность их практического применения во время учебы, учебной практики, последующей профессиональной деятельности. На занятиях рассматриваются реальные ситуации, возникающие в практической деятельности юриста, большое внимание уделяется развитию профессиональных практических умений и навыков юриста. Аудиторные занятия и самостоятельная работа согласованы с программой учебно-производственной практики студентов.

Отбор содержания, методика обучения, подбор и подготовка учебных материалов основываются на планируемых результатах обучения. Формулировки ожидаемых учебных результатов содержат описание действий студента, которые могут продемонстрировать, что студент действительно приобрел эти знания, умения, навыки, качества. Этот принцип особенно важен для юридического образования, так как нацеливает на неразрывное единство знаний, убеждений, поступков.

Принцип природосообразности предполагает, что ведущим звеном любого образовательного процесса выступает обучающийся с его конкретными особенностями и уровнем развития. Безусловно, в процессе обучения и воспитания следует учитывать природу учащегося, состояние его здоровья, уровень физического, психического и социального развития. Преподаватель принимает во внимание индивидуальные характеристики студентов, особенности индивидуального восприятия и стиля учебной деятельности. В соответствии с этим используются различные способы представления учебной информации, предлагаются вопросы и задания различной степени сложности.

Принцип дифференциации и индивидуализации обучения непосредственно связан с предыдущим принципом и означает осуществление образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей обучающихся (темперамента, характера, способностей, склонностей, интересов). Его суть — гибкое использование преподавателем различных форм и методов обучения с целью достижения наибольшего педагогического эффекта по отношению к каждому обучающемуся.

На основе результатов различных форм контроля преподаватель определяет уровень знаний, умений, навыков, качеств студентов и корректирует в случае необходимости ожидаемые учебные результаты, планы работы, методы обучения, способы оценивания. Преподаватель создает ситуацию успеха, предос-

тавляя студентам возможность продемонстрировать свои знания, умения, качества различными способами в наиболее приемлемой для них форме (традиционные опросы, решение казусов, доклады, рефераты, анализ и составление документов, деловые и ролевые игры, зачеты, экзамены, производственная практика). Преподаватель поощряет индивидуальный прогресс в учебной деятельности студента и его учебные достижения, помогает студенту профессионально сориентироваться, скорректировать план индивидуального развития. Преподаватель объясняет и дает почувствовать студенту смысл и значение результатов изучения данного учебного предмета, конкретного занятия лично для этого студента с учетом его специализации, индивидуальных интересов и склонностей. При проявлении определенных профессиональных интересов студентов и преподавателей следует стремиться найти возможность для включения в образовательный процесс соответствующих спецкурсов, лекций, семинаров, практикумов, тренингов и т. п.

Принцип доступности также связан с предыдущими принципами и означает соответствие объема и сложности учебного материала реальным возможностям обучающихся. Его правило: от простого к сложному, от известного к неизвестному.

Принцип последовательности отражает содержательно-логические связи обучения с познавательными возможностями студентов, их предшествующим обучением, содержанием других учебных предметов. Он требует логического структурирования содержания и процесса обучения.

Принцип наглядности — один из старейших и важнейших в дидактике, сформулирован как «золотое правило» дидактики Коменским. Согласно данному принципу эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения всех органов чувств к восприятию и переработке учебной информации.

В процессе обучения учащимся необходимо дать возможность наблюдать, исследовать, измерять, проводить эксперименты, практическую работу. Преподаватель демонстрирует реальные предметы, документы, использует фильмы, видеофрагменты, слайды, модели, фотографии, таблицы, схемы, рисунки. Один из современных учебников по теории государства и права[44] содержит 25 занимательных рисунков, иллюстрирующих

различные теоретические положения (например, динамику правового статуса человека, виды правового статуса, правосознание и правовую культуру), что существенно повышает его дидактическую ценность.

Принцип активности и сознательности отражает зависимость эффективности обучения от степени познавательной активности учащихся и осознанного усвоения ими новых знаний. Активность и сознательность в обучении предполагает опору на интересы студентов, их включение в решение проблемных вопросов, использование активных методов обучения, сочетание коллективных и индивидуальных форм учебного процесса.

Преподаватель фокусирует внимание студентов на поставленной проблеме, обосновывает актуальность, важность и практическую значимость ожидаемых учебных результатов с целью формирования личного интереса и развития учебной мотивации студентов. Студенты осознают место и значение данного учебного предмета, конкретного занятия в образовательном процессе, его связь с другими предметами и практической деятельностью юриста. Студенты заранее проинформированы об основных вопросах и темах курса, характере и трудоемкости заданий для самостоятельной работы, формах и критериях оценивания их знаний.

Преподаватель максимально использует в обучении жизненный опыт студентов, привлекает их к постановке и решению задач, поиску примеров, учитывает индивидуальные интересы и склонности. Преподаватель предоставляет студенту возможность критически оценивать результаты обучения, используя вопросы, задания и упражнения, направленные на самоконтроль и самооценку студентов. При этом особое внимание уделяется позитивным замечаниям и конструктивной критике, комментированию, самооценке и взаимной оценке студентов, проверке и обсуждению достигнутых учебных результатов. Комментирование проводится в уважительной манере, включает формулировку задачи или проблемы, напоминание действий студента, выявление их положительных или отрицательных последствий, предложение и обсуждение других вариантов действий (решений). Между студентами, преподавателями, администрацией вуза поддерживается эффективная обратная связь.

Принцип взаимного уважения всех участников образовательного процесса предполагает сочетание разумной требовательности, гуманности и справедливости. Требовательность препода-

вателя к обучающимся необходимо соединять с его требовательностью к себе, учитывать мнения и оценку студентов, коллег и администрации вуза. При этом, безусловно, следует опираться на положительные качества каждого участника образовательного процесса. Стиль взаимоотношений администрации и преподавателей со студентами и друг с другом определяется принципами профессионально-педагогической этики. Вопросы профессиональной этики юриста рассматриваются во всех учебных курсах.

Поаналогии с правилами профессиональной этики строятся отношения студент—преподаватель, студент—студент, преподаватель—преподаватель, студент—администрация, преподаватель—администрация и т. д. При этом студенты и преподаватели во многом воспроизводят равноправные партнерские отношения сотрудников юридической фирмы. Преподаватели и сотрудники вуза демонстрируют образцы поведения, ожидаемого ими от студентов.

Принцип прочности базируется на всей совокупности рассмотренных выше принципов, поскольку прочное усвоение знаний, умений, навыков, профессионально значимых качеств достигается через реализацию в учебном процессе целостной системы дидактических принципов, делающих обучение эффективным, современным, практикоориентированным, фундаментальным, системным, творческим, интерактивным, гибким, мотивированным, рефлексивным, индивидуально-развивающим, этическим.

В заключение краткого обзора основных дидактических принципов следует подчеркнуть, что они образуют систему и тесно взаимосвязаны друг с другом. Реализация одного связана с реализацией других: научность с системностью и доступностью, дифференциация и индивидуализация с природосообразностью и т. д. Поэтому преподавателю целесообразно ориентироваться не на отдельные принципы, а на всю систему, обеспечивая научно обоснованный выбор целей, содержания, методов, форм и средств обучения. При этом следует рассматривать каждый принцип и всю систему как рекомендации по реализации основных закономерностей и идей современного юридического образования, а также учитывать взаимодействующие элементы образовательного процесса: овладение знаниями и развитие личности студента, соотношение конкретного и абстрактного, отдельные компоненты и системность.

Сегодня можно выделить следующие группы дидактических принципов юридического образования, которые объединяют все существующие принципы: 1) соответствия содержания юридического образования современным и прогнозируемным тенденциям развития юридической науки и практики; 2) ориентированности юридического образования на развитие личности будущего юриста; 3) соответствия результатов юридического образования требованиям профессиональной деятельности юристов, обеспечения их конкурентоспособности; 4) оптимального сочетания общих, групповых и индивидуальных форм организации учебного процесса; 5) рационального применения современных методов и средств обучения на различных ступенях юридического образования.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал