Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Книги Ф.Е. Мельникова в Русском Зарубежье
Пространство русского зарубежья XX в. ставшее своеобразным феноменом сохранения национальной культуры, ныне серьезно изучается. Книжный мир, созданный и сохраненный в среде русской диаспоры может быть рассмотрен нами, как отражение позитивных процессов в деле межцерковного диалога. Примером чего могут служить произведения русского старообрядца Федора Ефимовича Мельникова (1874 – 12.5.1960), он принадлежал к белокриницкому согласию Ру́ сской Правосла́ вной Старообря́ дческой Це́ ркви, родился в семье старообрядческого священника в Новозыбкове (ныне город в Брянской области), который в прошедшие времена являлся одним из исторических мест знаменитого Стародубья, крупнейшего старообрядческого центра. С юных лет молодой старообрядец снискал уважение, как известный в своих кругах начетчик, он вступил в Союз старообрядческих начетчиков, специальную общественную организацию, созданную в 1906 г. для координации различных инициатив. Союз ежегодно собирался на свои начетнические съезды, где давал отчеты о своей прошлогодней деятельности, участники взаимно делились между собою добытыми ими новыми аргументами в защиту старообрядчества и вели между собой практические беседы. Ф.Е. Мельников много путешествовал по стране с миссионерскими целями, в Петрограде он работал секретарем старообрядческого епископа Виталия (Бажанова) (1846 - 1906), переехав в Москву, он стал секретарем Совета общины на Рогожском кладбище, а также трудился секретарем старообрядческой Архиепископии Московской и всея Руси. После приобретения старообрядцами относительной свободы вероисповедания в 1905 г. в России активизировалась их издательская работа, так Ф.Е. Мельников стал редактором первых старообрядческих газет " Утро" и " Народная газета". 20 июня 1912 г. автор был привлечен к уголовной ответственности за изданную им в Москве в типографии П.П. Рябушинского, бывшего членом белокриницкой старообрядческой общины и издававшего книги для всех старообрядческих согласий, в 1911 г. книгу «Блуждающее богословие», сама книга - конфискована[1]. Кандидатура Федора Ефимовича выдвигалась на выборах в новые епископы в 1916 и 1918 гг. В 1918 г. в Барнауле Ф.Е. Мельников стал инициатором издания журнала " Сибирский старообрядец". После установления Советской власти активный церковный и общественный деятель стал подвергаться преследованиям, в течение 3-х лет он скрывался от большевиков в глухой сибирской тайге под Омском, будучи 1918 г. объявленным врагом Советской власти, а в 1922 г. заочно приговоренным к расстрелу за " контрреволюционную деятельность". В 1930 г. он принимает решение эмигрировать, избрав страной для проживания Румынию, где была и есть крупная община липован – русских старообрядцев. Переход границы был осуществлен поистине героически, ночью Ф.Е. Мельников вместе с бывшим нижегородским епископом Иннокентием (Усовым) переплыли реку Днестр. В 1931 г. к ним присоединился настоятель старообрядческой общины г. Одессы протоиерей Стефан Кравцов (будущий митрополит Силуан). Владыка Иннокентий стал архиереем в Кишиневе, а Федор Ефимович исполнял при нем обязанности уставщика и епархиального начетчика[2], он продолжил работу на административном поприще, став секретарем Белокриницкой митрополии, в 1941-1942 гг. находился на территории юга СССР, получив аккредитацию при румынской православной церковной миссии в Транснистии (Transnistria - Заднестро́ вье). Она была образована в соответствии с немецко-румынским договором, состоявшемся в Бендерах 30.8.1941 г., согласно которому территория между Южным Бугом и Днестром, а это земли Винницкой, Одесской, Николаевской областей на Украине и левобережная часть Молдавии входили в состав Румынского королевства. Действовавшие при румынской армии военные священники, видя разрушенное состояние структур православной церкви, выдвинуло инициативу создания специальной миссии для гражданского населения. Синод Румынской православной церкви создал такую миссию, которая работала до 20.3.1944 г., когда Красная армия вытеснила с этой территории союзные румынские и немецко-фашистские войска. Похоронен Ф.Е. Мельников в Мануиловском старообрядческом монастыре возле села Мануиловка Сучавского уезда в Румынии[3]. Теперь обратимся к рассмотрению книжно-интеллектуального наследия Ф.Е. Мельникова и его места в информационном пространстве Русского Зарубежья. Ведущим книгоиздательским центром Русской православной церкви за границей (РПЦЗ) стало в зарубежье Типографское братство преподобного Иова Почаевского, действовавшее в 1923-1944 гг. во Владимировой (Ладомирова) в Восточной Словакии. На примере книжной продукции этой типографии мы имеем конкретный пример сотрудничества православных монахов синодальной церковной традиции и их единомышленника, соотечественника старовера. Автор и издатель в данном случае дают результат реального единства в вопросе их отношения к совместному наследию – поругаемому от воинствующего безбожия православию в СССР. Церковные календари давали рекламную информацию на книги Ф.Е. Мельникова, напечатанные в румынском Кишиневе, это: “О человеческой душе и ее происхождении” и “Современное безбожие, опровергаемое им самим”, обе изданы в 1935 г. На последнюю книгу были даны отзывы в зарубежной русской периодике: журнале “Святая земля”, издание Русской духовной миссии в Иерусалиме, № 5, 1935 г. и газетах – карпатской “Православной Руси” и варшавской “Слово” и бессарабской газете “Свет”. Заинтересовавшиеся книгами Ф. Мельникова могли выписать их из Кишинева по адересу: D-lui F.E. Melnicov, str. Regel Ferdinand, Nr. 57 Chisinau. Romania”[4]. Книга «Откуда произошла вера в Бога: Публичный диспут в Советской России» была издана в Восточной Словакии в 1938 г., объемом 48 страниц[5], прежде это сочинение Ф.Е. Мельникова было помещено в календаре Братства на 1934 г[6]. Второе издание книги вышло в Париже в издательстве «YMCA-Press». Которое было основано в 1921 г. в Праге при финансовой помощи американских методистов, работало в Берлине с 1923 г. и Париже в 1925-1940 и вновь с 1944 г. В данном случае издательский проект с автором старообрядцем, может рассматриваться, как направление совместной работы с другой православной русской юрисдикцией в Париже, а именно частью Константинопольской патриархии. Третье издание той же самой книги появилось в Джорданвилле – центре РПЦЗ, в 1961 г. В книге показана работа сельской коммунистической ячейки, пропагандировавшей новые взгляды, работавшей главным образом среди молодежи и приглашавшей городских агитаторов. Неудача в проповеди атеизма и призыв к вразумлению – вот основная канва повествования, изложенного на 48 страницах и написанного автором в 1920 г. в сибирской тайге. Из других сочинений автора известны книги: «Современное безбожие, опровергаемое им самим: Марксизм и атеизм» (208 стр.) и «О человеческой душе и ее происхождении: Психологические доказательства бытия Божия» (148 стр.), «Отвергает ли наука веру в Бога» (106 стр.), «О безбожнических догматах, таинствах и обрядах» (238 стр.), «Нужна ли вера в Бога? О христианском и безбожническом веровании в Бога» (80 стр.), «Сектантство и Церковь перед судом Священного Писания» (116 стр.). Типография во Владимировой в 1942-1943 гг. приступила к выпуску апологетических брошюр, это по замыслу издателей должна была быть миссионерская серия. Редакция назвала ее «За Веру!» Безусловно, что начинавшийся проект был актуален, т.к. предназначался для распространения среди соотечественников, количество которых в странах Западной Европы увеличивалось. Это были русские люди и представители других национальностей, перемещенные с оккупированных территорий СССР, они нуждались в религиозной информации, т.к. прибыли из страны господствующего атеизма. Вторая часть предполагавшейся читательской аудитории это единокровные и единоверные русские люди на родине, и оптимизм в связи с надеждой на возможность работы с ними приносили фронтовые сводки. В данном случае немецкие войска выступали для русских монахов в Карпатах, как борцы с коммунизмом и торжествующим атеизмом. Следует добавить, что фашисты не доверяли православному эмигрантскому духовенству в большинстве случаев и, наверное, были правы в своих опасениях. Среди монахов – бывшие царские офицеры, другая часть также сто процентные монархисты и их патриотические и панславянские взгляды были реальной силой. В издании же сериальных антиатеистических брошюр монахи руководствовались пониманием пользы для спасения каждой души, каждого соотечественника, независимо от места проживания – в СССР или за его пределами. Религиозные истины оказались выше идеологических ценностей. Номера серии выпусков I и III - X содержали произведения Ф.Е. Мельникова в подзаголовке они обозначены, как «Публичный диспут в Советской России». Первая брошюра из 16 страниц «Безбожники сами верующие, хотя и бессознательно: непредвиденный диспут при приеме на пчеловодческие курсы в Советской России». В рассматриваемой нами серии были изданы следующие произведения: «Есть ли Бог?», «Был ли Христос», «Почему коммунисты гонят Христа?» и др. Подводя итог, необходимо вспомнить, что многовековое разделение единого русского церковного наследия, породившее господствующую церковь и старообрядческие юрисдикции до самого кануна Октябрьской революции 1917 г. продолжало быть актуальной проблемой. Не изжита болезнь и до сих пор. Ни создание единоверия, такой своеобразной унии, заимствованной никонианами из практики, созданного Римом обрядового эксперимента для восточных церковных семей в лоне католицизма, адоптированной для отечественных любителей старины при административном поглощении Синодальной церковью; ни обнародование Закона о веротерпимости в 1905 г. – ни принесло продуктивных результатов. Пространство Русского Зарубежья дает ориентиры для диалога. Инициатива снятия проклятий наложенных Московскими соборами 1656 и 1667 гг. на придерживающихся старых обрядов принадлежит Предсоборному присутствию 03.5.1906 г. в 1974 г. Архиерейский Собор РПЦЗ постановил равночестность старого обряда. Русскому церковному расколу XVII века[7] предстоит преодоление также в пространстве русской книжности, при осознании своего места в этом информационно-интеллектуальном пространстве многополярного мира и сохранении национального культурного достояния.
|