Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Моральные суждения в историческом повествовании






Цель семинара:

Выяснить, что такое моральные суждения, чем они отличаются от обычных суждений, почему использования моральных суждений проблематично в исторических повествованиях, что является предметом моральных суждений, каковы условия и принципы корректного морального суждения в историческом нарративе,

 

Литература:

 

Марк Блок. Апология истории или ремесло историка. Глава четвертая: Исторический анализ. 1. Судить или понимать?
можно найти здесь:
https://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000028/st005.shtml
Есть много других ссылок в Интернете.

 

Антощенко А.В. Об оценочных суждениях в исторических повествованиях
Чтобы лучше понять мою статью (файл MORAL в прицепе), прочтите лекцию 55 из " Курса русской истории В.О.Ключевского и самый конец лекции 54.
Можно найти лекцию 55 здесь:
https://www.bibliotekar.ru/rusKluch/55.htm
Лекцию 54 здесь:
https://www.bibliotekar.ru/rusKluch/54.htm
Есть много других ссылок.

Семинар 5

ТИПОЛОГИИ ИСТОРИЧЕСКОГО НАРРАТИВА И СУБЪЕКТИВНОЙ ВРЕМЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ

План занятия.

Понятия исторический нарратив (повествование) и его функции.

 

2. Типология исторических нарративов:

а. Традиционный;

б. Назидательный;

в. Критический;

г. Генетический.

 

3. Типы субъективной временной ориентации:

а. Синхронная;

б. Диахронная;

в. Вечная;

г. Стратегическая.

 

Литература:

Антощенко А.В. «”Евразия” или “Святая Русь”?» (Российские эмигранты в поисках самосознания на путях истории). Петрозаводск, 2003. Гл. 2. Нарратология как методика историографического исследования. С. 74-107.

(файл Нарратив)

 

В ходе обсуждения в течение первого часа занятия студенты выясняют соотношение между типами исторических нарративов и субъективной временной ориентацией.

 

В течение второго часа они рассматривают отобранные преподавателем выполненные ранее контрольные работы с тем, чтобы определить какой тип субъективной временной ориентации проявился в них.

Семинар 6

МЕТАФОРА КАК ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ

План занятия

  1. Понятие «языковая метафора».
  2. Механизм применения метафор в познании.
  3. Сущность «метафоры» как эпистемологической категории.
  4. Проблема ассимиляции метафор в историческом познании (на примере метафоры «революция» во французской историографии).
  5. Практикум. Метафора «общество как организм»: возможности и пределы формирования исторических представлений.

Литература:

  1. Вжосек В. О смысле и назначении метафоры в гуманитарных науках (приложена к письму)

 

https://www.isras.ru/files/File/Istoriya_i_sovremen/2005-02/Vzhosek_O_smisle_i_naznachenii.pdf

(файл Vzhosek_O_smysle_i_naznachenii)

2. Вжозек В. Историография как игра метафор: судьбы «новой исторической науки» // Одиссей. М., 1991. (включена в это приложение. См. ниже)

https://abuss.narod.ru/Biblio/vzhozek.htm

Источник:

  • Виноградов П.Г. О прогрессе. Раздел 3. (файл О ПРОГРЕССЕ)

В течение первого часа студенты обсуждают теоретические вопросы использования метафор в историческом познании (Вопросы 1-3) и рассматривают конкретный пример применения метафоры революция к изучению материала о произошедшем во Франции в конце XVIII – начале XIX вв.

В течение второго часа две группы, ознакомившиеся с вспомогательной литературой) ведут полемику, в которой одна группа показывает возможности с помощью метафоры «организм» представить те или иные аспекты исторического развития общества, а другая указывает пределы, за которыми использование метафоры невозможно.

Ваша задача при знакомстве с текстом статьи П.Г.Виноградова (3 часть) уяснить для себя, какие возможности для понимания общества и его развития дает метафора «организм» (например, целостность, проявляющаяся в нераздельности организма, дифференциация функций отдельных органов в организме => мозг (центральная нервная система) = правительство, кровеносные сосуды = транспортные артерии и т.п.). Затем, выявив все интерпретационные возможности метафоры, обратитесь к поиску ее границ, т.е. определите, где пределы метафоры или, иными словами, какие явления в жизни и развитии общества нельзя представить, используя метафору «организм».

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал