![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пояснительная записка. название дополнительной образовательной программыСтр 1 из 4Следующая ⇒
ПРОГРАММА
«Соломка»
название дополнительной образовательной программы
Смирнова Елена Юрьевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории возраст обучающихся - 7-14 лет срок реализации программы – 2 года
Принята решением Педагогического совета БОУДОД ШМР " Шекснинский дом детского творчества" Протокол № _______ от ______________
п. Шексна, 2014 -2015 гг.
Пояснительная записка Всестороннее и гармоничное развитие личности, подготовка высокообразованных, творчески мыслящих, всесторонне развитых людей, воспитанных в духе любви к Родине, сознательного отношения к труду, ответственности, организованности и дисциплины, соблюдения Конституции, законов, уважения правил общежития, активно участвующих в общественной и государственной жизни - цель воспитания подрастающего поколения, обозначенная в Законе РФ " Об образовании в Российской Федерации". Из этой цели вытекают задачи для педагогов дополнительного образования: обеспечить ребёнку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей. Издревле солома сопровождает человека-крестьянина в быту. Сейчас стебли и колоски злаковых культур являются одним из доступных материалов для организации ручного труда на занятиях. Во время изготовления поделок из соломы (будь то аппликация или скульптура) у детей развивается внимание, творческое воображение, приверженность к традициям родного края, уважение к людям труда и бережливое отношение к результатам труда. Эти занятия не только формируют эстетический вкус, нравственные чувства, но и дают детям необходимые технические знания, развивают трудовые умения, навыки, осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду. Создавая своими руками красивые поделки, ребёнок испытывает гордость за свой труд, чувствует себя увереннее, нужнее обществу. Общение со сверстниками, педагогом, старыми мастерами – оказывает огромное влияние на развитие личности ребёнка, учит быть доброжелательными, вежливыми, чуткими. Цель: содействие развитию познавательной активности детей средствами декоративно-прикладного искусства. Задачи: - научить детей создавать красивые и полезные поделки своими руками, добавляя к традиционным формам авторские дополнения; - развивать познавательную активность детей, самостоятельность и аккуратность при выполнении работ; - формировать сознательное отношение к труду, объективное отношение к результатам своего труда. Актуальность программы в том, что она приобщает детей к возрождению народных ремёсел. Ценность и новизна программы: объединение в себе различных видов деятельности (выполнение аппликации, мозаики, составление композиций, вязание скульптуры) из одного и того же материала – соломы. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что, освоив курс данного материала, дети приобретут знания и опыт изготовления предметов прикладного искусства на уровне мастера-надомника, что позволит им чувствовать себя социально защищёнными. Данная программа способствует развитию у детей творческих способностей, социальной активности и культурного самоопределения. Программа разработана в соответствии с нормативными документами: 1. Закон РФ " Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ 2. Приказ министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. №1008 " Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" 3. СанПиН 2.4.4.3172-14 (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для образовательных организаций дополнительного образования детей) Материал рассчитан для детей от 7 до 14 лет. Программа в предложенном варианте реализуется за 2 года, но заниматься по ней можно и дольше, усложнив поставленные задачи: доводить качество работ до совершенства, развивать авторскую индивидуальность. Срок обучения может быть сокращён в зависимости от притязаний детей и составлять 1 год. Темы курса преподаются в соответствии с пожеланиями детей, социальным заказом: их можно менять местами, разбивать на блоки, сочетать одну с другой. Количество часов в год по программе также зависит от социального заказа и может быть: 144 ч. Занятия проводятся 2 раза в неделю: 2 занятия в день по 40 минут каждое. Между занятиями предусмотрен перерыв. Так как деятельность детей на занятии постоянно изменяется (ходят за пучками, чистят соломку стоя, вяжут сидя и стоя), физкультминутки проводятся по необходимости в удобное для детей время.
Теория курса преподаётся детям через объяснения, беседы, чтение художественной литературы, экскурсии, встречи со старожилами работниками библиотеки, музея. Практические умения дети получают на обычных занятиях, развивают и закрепляют навыки на занятиях-играх, занятиях-эстафетах, занятиях-диктантах. Практические работы занимают до 80% от учебного плана. Позитивную роль играют обобщающие занятия: круглые столы, выставки, коллективное сотворчество, акции. Они активизируют творческую инициативу кружковцев. Эта программа дает детям знания: - о видах злаковых растений, их свойствах, строении и назначении. - об истории зарождения и развития народного промысла; - о правилах заготовки соломки, ее хранения; - о правилах техники безопасности и гигиены при работе с соломкой; - о способах подготовки соломки: холодный, замачивание, кипячение; -об основах плетения и аппликации из соломки и технику выполнения работ. Программа сформирует основы осознанного отношения к труду, результатам трудовой деятельности, послужит одной из составляющих патриотического воспитания. Тематический план 1 года обучения
Учебно – тематический план 1 года обучения
Содержание изучаемого курса
Тема 1. Вводные занятия. Знакомство с детьми, их интересами, умениями, знаниями, желаниями. Рассказ педагога о том, чем будут заниматься дети. Показ работ выставочного фонда и образцов поделок. Краткая характеристика тематики. Показ инструментов, знакомство с техникой безопасности. Беседа о роли злаковых культур в жизни человека, народном соломенном промысле. Правила поведения на кружке. Входящая диагностика определяет готовность детей к занятиям ручного труда с использованием природного материала. Занятия в поле. Осенью экскурсия в поле, где растут зерновые. Познакомить с видами зерновых: пшеница, рожь, ячмень, овёс. Показать приёмы сборки соломки: там, где пнью экскурсия в поле, где растут зерновые..их интере5сами ИТОГО: 217 часови технологических приёмов, ра осталось от механизированной уборки, срезать ножницами у самой земли, не мять, не ломать, складывать в снопы, перевязывать в 2-3 местах не туго. Обработка сырья: связанные снопы повесить на чердак, куда не светит солнце, колосками вниз. (ТБ – ножницы) Тема 2. Обучение плетению соломенной скульптуры. Это наиболее ёмкая тема, она включает в себя плетение фигурок людей, кукол, животных и птиц. Начинать надо с самого простого: девочка из одного пучка. С самого первого занятия необходимо научить детей туго перевязывать пучки. Роль педагога: индивидуально помочь каждому ребёнку, чтоб первое из изделий получилось у всех, это вызывает устойчивый интерес к плетению из соломки, желание усложнить работу, украшать её и беречь. После того, как дети усвоят принцип плетения наипростейших скульптур, задания усложняются. Педагог показывает приёмы выполнения перевивания соломенного пучка, обратного перекида. Целесообразно использовать проволоку для каркаса рук, ног, рогов, шеи. Изделия получаются устойчивее, выразительнее. Важный момент: изготовление соломенной ленты холодным способом. В этой же теме дать детям знания об истории игрушек, соломенных игрушек в частности. Тема 3. Обучение выполнению аппликаций из соломки. Что такое аппликация и как её делать из бумаги или ткани, дети уже знают. В этой теме следует заинтересовать детей в выполнении аппликации из соломки, показать красоту и необычность таких работ, обратив внимание детей на игру света, отражение и переливание солнечных лучей на соломенных формах. На занятиях кружковцы закрепляют знания о «холодном» способе приготовления соломенных полосок, учатся наклеивать полоски на трафарет сплошным полотном, соблюдая направления полос. Уместно использование в аппликациях круглой соломки, колосьев, листьев от соломы для более точной передачи задуманной темы. Тема 4. «Круглый стол». Эти занятия – дружественная беседа за праздничным столом с самоваром, баранками, сушкой, сухарями, спокойный разговор о том чему научились за прошедшее время, чему хотят научится, какие поделки понравилось исполнять, какие поделки родителям. Разговор об играх, забавах и игрушках бабушек и дедушек. Под народную музыку дети вспоминают пословицы о труде, играют в русские народные игры. В конце учебного года дети оформляют выставку в кабинете, анализируют работы, выбирают лучшие на районную выставку. Стало традицией устраивать выставку в местной библиотеке. Выставку посещают родители, родственники и все желающие.
Тематический план 2 года обучения
Учебно- тематический план 2-го года обучения
Содержание курса 2-го года обучения
Тема 1. Встреча с коллективом. Обмен впечатлениями о прошедших каникулах, отчёт о проделанной работе: кто какую солому или траву собрал, какие поделки сделал, кому подарил. Награждение кружковцев по итогам выставок. Тема 2. Входящая диагностика – воспроизведение знаний, полученных за 1-й год обучения. Тема 3. Плетение из соломы фигурок людей и животных. На занятиях этой темы дети выполняют по знакомым технологиям задуманные фигуры, составляют эскизы украшения костюмов людей, используя плетежки «двухконцовка», «треуголка», или аппликацию с традиционным русским орнаментом. Все фигуры выполняются с проволочным каркасом, сочетая круглые и плоские соломины, соломенные ленты. После выполнения этой темы оформить композицию, объединённую одной тематикой «Русские гулянья». Тема 4. Аппликации из соломки. Используя прежние знания и умения, дети совершенствуются в выполнении аппликации, узнают «горячий» способ приготовления соломки, учатся красить соломку, использовать «кудри» для эффектных рамок. Выполняя работу, дети развивают нетрадиционное видение окружающей действительности, выражают свои чувства через составление сюжетов аппликаций, проявляют авторское мастерство. Тема 5. Оформление заключительной выставки. Используются работы обоих лет, занятий кружка. Ребята самостоятельно расставляют скульптуру и развешивают аппликации, подбирая наиболее удачное положение относительно освещения. На такой выставке кружковцы видят: насколько они стали мастеровитее. Отбираются работы на районную выставку. Выставка – самое удобное время для беседы с родителями об их отношении к занятиям детей в кружке. «Круглый стол». Подводятся результаты трудовой деятельности за год.
|