Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка. название дополнительной образовательной программы






ПРОГРАММА

 

«Соломка»

 

название дополнительной образовательной программы

 

Смирнова Елена Юрьевна,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

возраст обучающихся - 7-14 лет

срок реализации программы – 2 года

 

 

Принята решением

Педагогического совета БОУДОД ШМР " Шекснинский дом детского творчества"

Протокол № _______ от ______________

 

 

п. Шексна, 2014 -2015 гг.

 

Пояснительная записка

Всестороннее и гармоничное развитие личности, подготовка высокообразованных, творчески мыслящих, всесторонне развитых людей, воспитанных в духе любви к Родине, сознательного отношения к труду, ответственности, организованности и дисциплины, соблюдения Конституции, законов, уважения правил общежития, активно участвующих в общественной и государственной жизни - цель воспитания подрастающего поколения, обозначенная в Законе РФ " Об образовании в Российской Федерации". Из этой цели вытекают задачи для педагогов дополнительного образования: обеспечить ребёнку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей.

Издревле солома сопровождает человека-крестьянина в быту. Сейчас стебли и колоски злаковых культур являются одним из доступных материалов для организации ручного труда на занятиях. Во время изготовления поделок из соломы (будь то аппликация или скульптура) у детей развивается внимание, творческое воображение, приверженность к традициям родного края, уважение к людям труда и бережливое отношение к результатам труда. Эти занятия не только формируют эстетический вкус, нравственные чувства, но и дают детям необходимые технические знания, развивают трудовые умения, навыки, осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду. Создавая своими руками красивые поделки, ребёнок испытывает гордость за свой труд, чувствует себя увереннее, нужнее обществу. Общение со сверстниками, педагогом, старыми мастерами – оказывает огромное влияние на развитие личности ребёнка, учит быть доброжелательными, вежливыми, чуткими.

Цель: содействие развитию познавательной активности детей средствами декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

- научить детей создавать красивые и полезные поделки своими руками, добавляя к традиционным формам авторские дополнения;

- развивать познавательную активность детей, самостоятельность и аккуратность при выполнении работ;

- формировать сознательное отношение к труду, объективное отношение к результатам своего труда.

Актуальность программы в том, что она приобщает детей к возрождению народных ремёсел.

Ценность и новизна программы: объединение в себе различных видов деятельности (выполнение аппликации, мозаики, составление композиций, вязание скульптуры) из одного и того же материала – соломы.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том,

что, освоив курс данного материала, дети приобретут знания и опыт изготовления предметов прикладного искусства на уровне мастера-надомника, что позволит им чувствовать себя социально защищёнными. Данная программа способствует развитию у детей творческих способностей, социальной активности и культурного самоопределения.

Программа разработана в соответствии с нормативными документами:

1. Закон РФ " Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

2. Приказ министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. №1008 " Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"

3. СанПиН 2.4.4.3172-14 (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для образовательных организаций дополнительного образования детей)

Материал рассчитан для детей от 7 до 14 лет. Программа в предложенном варианте реализуется за 2 года, но заниматься по ней можно и дольше, усложнив поставленные задачи: доводить качество работ до совершенства, развивать авторскую индивидуальность. Срок обучения может быть сокращён в зависимости от притязаний детей и составлять 1 год. Темы курса преподаются в соответствии с пожеланиями детей, социальным заказом: их можно менять местами, разбивать на блоки, сочетать одну с другой. Количество часов в год по программе также зависит от социального заказа и может быть: 144 ч. Занятия проводятся 2 раза в неделю: 2 занятия в день по 40 минут каждое. Между занятиями предусмотрен перерыв. Так как деятельность детей на занятии постоянно изменяется (ходят за пучками, чистят соломку стоя, вяжут сидя и стоя), физкультминутки проводятся по необходимости в удобное для детей время.

 

Теория курса преподаётся детям через объяснения, беседы, чтение художественной литературы, экскурсии, встречи со старожилами работниками библиотеки, музея. Практические умения дети получают на обычных занятиях, развивают и закрепляют навыки на занятиях-играх, занятиях-эстафетах, занятиях-диктантах.

Практические работы занимают до 80% от учебного плана.

Позитивную роль играют обобщающие занятия: круглые столы, выставки, коллективное сотворчество, акции. Они активизируют творческую инициативу кружковцев.

Эта программа дает детям знания:

- о видах злаковых растений, их свойствах, строении и назначении.

- об истории зарождения и развития народного промысла;

- о правилах заготовки соломки, ее хранения;

- о правилах техники безопасности и гигиены при работе с соломкой;

- о способах подготовки соломки: холодный, замачивание, кипячение;

-об основах плетения и аппликации из соломки и технику выполнения работ.

Программа сформирует основы осознанного отношения к труду, результатам трудовой деятельности, послужит одной из составляющих патриотического воспитания.

Тематический план 1 года обучения

тема теория практика
  Вводные занятия    
  Скульптура    
  Аппликация    
  итого    
     

Учебно – тематический план 1 года обучения

 

№ темы Тема № занятия Форма занятий Содержание занятия Количество часов
теория практика всего
  Вводные занятия   Экскурсионно-диалогическое День открытых дверей      
  Игра. Входящая диагностика. «Дорога к творчеству»    
  Экскурсия «Экскурсия по посёлку»    
  Скульптура из соломки   Лекционно-учебное занятие Технология обработки соломы для скульптуры «Оберег»      
  Учебное практическое Бантик    
  Учебное практическое Рыбка    
  Учебное практическое Вуалехвост    
  Учебное практическое Рыбка-подвеска    
  Самостоятель- ная работа Семья рыбок    
  Лекционно-учебное занятие Птица – технология изготовления из двух пучков    
  Учебное практическое Жар-птица    
  Учебное практическое Птица счастья    
 
  Лекционно-учебное занятие Человек – технология изготовления из одного пучка    
  Учебное практическое Кукла-петелька    
  Учебное практическое Мальчик    
  Учебное практическое Девушка-обратный перекид    
  Учебное практическое Мальчик-обратный перекид    
  Учебное практическое Ребёнок-обратный перекид    
  Итоговая выставка по теме «Деревенские гуляния»    
  Лекционно-учебное занятие Животные – технология изготовления. Такса    
  Учебное практическое Щенок    
  Учебное практическое Бульдог    
  Лекционно-учебное занятие Бычок – технология изготовления из двух пучков    
  Лекционно-учебное занятие Бык – технология изготовления из трёх пучков    
  Учебное практическое Корова – технология изготовления из трёх пучков    
  Учебное практическое Жеребёнок. Приём «враскомелицу»    
  Учебное практическое Конь-огонь    
 
 
  Учебное практическое Осьминожка    
  Учебное практическое Морская звезда    
  Учебное практическое Лягушка    
  Учебное практическое Паучок    
  Модуль. КТД Снежинка из 12 соломин    
  Снежинка из 18 соломин    
  Учебное практическое Утка    
  практическое Гусь    
  Учебное практическое Курочка    
  Учебное практическое Цыпленок    
  Учебное практическое Петух    
  Лекционно-учебное занятие Лебедь - технология изготовления поделок из овса    
  Учебное прак- тическое Цапля    
  Самостоятель- ная работа Скульптура по сказкам    
 
 
 
 
  Выставка по теме Текущая аттестация «Все сказки в гости к нам»    
  Апплика- ция из соломен-ного полотна   Лекционно-учебное занятие Аппликация. Технология холодным способом      
  Лекционно-учебное занятие Изготовление полотна: пшеница, рожь, овёс, ячмень, крашеная солома    
  Учебное практическое
 
 
 
  Лекционно-учебное занятие Технология выполнения аппликации из соломенного полотна. Смородина      
  Учебное практическое
  Учебное практическое Ромашки    
 
 
  Учебное практическое Пейзаж «бычок – смоляной бочок»    
 
  Учебное практическое Смешарики    
 
 
 
  Учебное практическое Парусник    
 
  Вводные занятия   Практическое занятие Подготовка к итоговой выставке      
  Практическое с элементами игры Выставка «Творим красоту». Аттестация.    
  Ролевая игра Мастер-класс «Дети детям»    
  Итоговый праздник Круглый стол «Итоги»    

 

Содержание изучаемого курса

№ п/п Название темы Теория Практика
1. 1.1 Вводные занятия. День открытых дверей. Знакомство с работой объединения. Формирование контингента, индивидуальные беседы, экскурсия по стендам кабинета «Круглый стол» со старшеклассниками.
1.2. Занятия- экскурсии   Бережное отношение к природе, любование красотой родного края Заготовка соломы разными способами.
1.3. Входящая диагностика Что такое творчество? Что смогу я? Игра «Дорога к творчеству»
2.   2.1   2.2   2.3 Скульптура из соломки фигурки людей.     фигурки животных.     фигурки птиц     Эстетические беседы о красоте, цвете, своеобразии, строении и лекарственных свойствах соломы. Виды соломы и использование в различных изделиях, сочетание видов соломки для оформления цветовой гаммы. Технология изготовления соломенной скульптуры. Правила техники безопасности при работе с ножницами, соломой, проволокой, клеем, прищепками. а) фигурки людей. Формирование пучков, плетение косы из 3-х и более соломин, сгибание пополам, тугая поре вязка, оформление причёски, подола юбки, изготовление соломенной ленты холодным способом, завивка ленты в кудри. б) фигурки животных. Изготовление скульптуры из 2-х и более пучков с использованием проволоки для каркаса, цветовое решение изделий (соломенные ленты разного цвета, цветные нитки, ткань). в) фигурки птиц. Использование соломы с колосками, верёвочное переплетение, спиральное обматывание каркаса лентой, использование мха и грибов-трутовиков для подставок. Г) творческие находки: экспериментальные поделки с использованием множества перевязок и узлов, сочетающие в себе солому разных злаков и бросовый материал (транспорт, сказочные животные, различные композиции)
3.     Аппликация из соломки.   Подготовка соломки для работы. Аппликация со сплошным изображением (принцип тени). Правила расположения композиции на фоне. Правила техники безопасности при работе с ножницами, соломой. Обработка соломки холодным способом, наклеивание соломки на кальку клеем ПВА, изготовление картонных рамок, цветовое решение композиции. Вырезание частей по шаблону, точечное склеивание. Оформление аппликации на фоне.
  4.1     4.2   4.3 Итоговые занятия Мастерская     Мастер-класс «Дети- детям»     Заключитель-ное занятие   Правила оформления выставок.   Закрепление основных понятий и приёмов работы с соломой.     Подведение итогов работы за год: что удалось осуществить из задуманного, каковы планы на будущее.   Оформление отчётной выставки «Творим красоту»     Выполнение поделок по предложению и под руководством детей. Акция «Подари игрушку».   «Круглый стол»  

 

Тема 1. Вводные занятия. Знакомство с детьми, их интересами, умениями, знаниями, желаниями. Рассказ педагога о том, чем будут заниматься дети. Показ работ выставочного фонда и образцов поделок. Краткая характеристика тематики. Показ инструментов, знакомство с техникой безопасности. Беседа о роли злаковых культур в жизни человека, народном соломенном промысле. Правила поведения на кружке.

Входящая диагностика определяет готовность детей к занятиям ручного труда с использованием природного материала.

Занятия в поле. Осенью экскурсия в поле, где растут зерновые. Познакомить с видами зерновых: пшеница, рожь, ячмень, овёс. Показать приёмы сборки соломки: там, где пнью экскурсия в поле, где растут зерновые..их интере5сами ИТОГО: 217 часови технологических приёмов, ра осталось от механизированной уборки, срезать ножницами у самой земли, не мять, не ломать, складывать в снопы, перевязывать в 2-3 местах не туго. Обработка сырья: связанные снопы повесить на чердак, куда не светит солнце, колосками вниз. (ТБ – ножницы)

Тема 2. Обучение плетению соломенной скульптуры. Это наиболее ёмкая тема, она включает в себя плетение фигурок людей, кукол, животных и птиц. Начинать надо с самого простого: девочка из одного пучка. С самого первого занятия необходимо научить детей туго перевязывать пучки. Роль педагога: индивидуально помочь каждому ребёнку, чтоб первое из изделий получилось у всех, это вызывает устойчивый интерес к плетению из соломки, желание усложнить работу, украшать её и беречь. После того, как дети усвоят принцип плетения наипростейших скульптур, задания усложняются. Педагог показывает приёмы выполнения перевивания соломенного пучка, обратного перекида. Целесообразно использовать проволоку для каркаса рук, ног, рогов, шеи. Изделия получаются устойчивее, выразительнее. Важный момент: изготовление соломенной ленты холодным способом. В этой же теме дать детям знания об истории игрушек, соломенных игрушек в частности.

Тема 3. Обучение выполнению аппликаций из соломки. Что такое аппликация и как её делать из бумаги или ткани, дети уже знают. В этой теме следует заинтересовать детей в выполнении аппликации из соломки, показать красоту и необычность таких работ, обратив внимание детей на игру света, отражение и переливание солнечных лучей на соломенных формах. На занятиях кружковцы закрепляют знания о «холодном» способе приготовления соломенных полосок, учатся наклеивать полоски на трафарет сплошным полотном, соблюдая направления полос. Уместно использование в аппликациях круглой соломки, колосьев, листьев от соломы для более точной передачи задуманной темы.

Тема 4. «Круглый стол». Эти занятия – дружественная беседа за праздничным столом с самоваром, баранками, сушкой, сухарями, спокойный разговор о том чему научились за прошедшее время, чему хотят научится, какие поделки понравилось исполнять, какие поделки родителям. Разговор об играх, забавах и игрушках бабушек и дедушек. Под народную музыку дети вспоминают пословицы о труде, играют в русские народные игры.

В конце учебного года дети оформляют выставку в кабинете, анализируют работы, выбирают лучшие на районную выставку. Стало традицией устраивать выставку в местной библиотеке. Выставку посещают родители, родственники и все желающие.

 

Тематический план 2 года обучения

тема часы
теория практика
  Вводные часы    
  скульптура    
  аппликация    
  итого  

 

Учебно- тематический план 2-го года обучения

№ те мы Тема № занятия Форма занятий Содержание занятия Количество часов
теория практика всего
  Вводные занятия   Собеседование День открытых дверей      
  Игра Входящая диагностика «Дорога к творчеству»    
  Собеседование с элементами игры Круглый стол. Инструктаж    
  Игра Входящая диагностика «Дорога к творчеству». Продолжение    
  Апплика- ция из соломки   Учебное практическое занятие Подготовка междоузлий      
  Практическое      
  Практическое      
  Практическое      
  Практическое      
  Учебное Крашение, разглаживание и наклеивание соломы    
  Практическое      
  Практическое      
  Практическое      
  Практическое      
  Практическое      
    Промежуточная аттестация по полотну «Скатерть самобранка»    
  Учебное Плоскостная аппликация «Виноград»    
  Практическое      
  Практическое Плоскостная аппликация «Ромашки»    
  Практичес кое      
  Практическое      
  Практическое      
  Практическое Плоскостная аппликация «Фрегат»    
  Практическое      
  Практическое      
  Практическое      
  Практическое      
  Практическое Плоскостная аппликация «Бригантина»    
  Практическое      
  Практическое      
  Практическое Плоскостная аппликация «Натюрморт»    
  Практическое      
  Практическое      
  Практическое Плоскостная аппликация «Новогодняя открытка»    
  Практическое      
  Учебное Плоскостная аппликация «Цветы». Асимметричные и симметричные лепестки    
  Практическое      
  Практическое      
  Практическое      
  Практическое      
  Практическое      
  Практическое      
  Учебное Индивидуальный проект «Цветы»    
  Практическое      
  Практическое      
  Практическое      
  Практическое      
  Учебное Индивидуальный проект-пейзаж «Зима»    
  Практическое      
  Практическое      
  Учебное Индивидуальный проект-пейзаж «Весна»    
  Практическое      
  Практическое      
  Модуль. КТД «Пешеходная азбука» Социальный проект «Мультяшки» «Смешарики»    
  КТД      
  КТД      
  КТД Промежуточная аттестация. Оформление выставки по здоровому образу жизни «Мультяшки»      
  Скульптура из соломки   Учебное Скульптура «Барышня с младенцем»      
  Практическое      
  Практическое      
  Практическое Скульптура «Кавалер с собачкой»    
  Практическое      
  Практическое      
  Практическое Скульптура «Рыцарь»    
  Практическое      
  Самостоятель- ная работа Скульптура «Пара»    
       
  Вводные занятия   Самостоятель- ная работа Подготовка к выставке. Реставрация работ      
  Выставка Аттестация. Выставка «Творчество юных»    
  Мастер-класс Акция «Дети детям»    
  Собеседование с элементами игры Круглый стол «Итоги»    

 

Содержание курса 2-го года обучения

Тематика занятий теория практика
1. «День открытых дверей». Достижения кружковцев за прошедший год. Круглый стол «Место встречи не изменить». Встреча с кружковцами, обмен впечатлениями, демонстрация изделий детей и педагога, сделанных летом.
  Входящая диагностика Что нужно для творчества? Игра «Дорога к творчеству»
  Скульптура из соломки Технология плетежков «двухконцовка», «трехконцовка». Принципы соотношения размеров пучка со скульптурой. Качество приготовления пучков, выполнения перевязок.   Плетение из соломки фигурок людей и животных, составление эскизов будущей работы. Выполнение плетежков «двухконцовка», «трехконцовка», составление композиций («Барышня с младенцем», «Илья Муромец» и т.д.)
4.   Аппликация из соломки. Технология обработки соломки горячим способом, крашение анилиновыми красителями. Технология объёмной аппликации. Подготовка полотна, изготовление рамок с использованием соломенных ленточек. Составление эскиза аппликации, использование трафаретов. Выполнение плоскостных и объёмных аппликаций.
5. Круглый стол «Итоги» Анализ работ. Подготовка заключительной выставки «Творим красоту».

 

Тема 1. Встреча с коллективом. Обмен впечатлениями о прошедших каникулах, отчёт о проделанной работе: кто какую солому или траву собрал, какие поделки сделал, кому подарил. Награждение кружковцев по итогам выставок.

Тема 2. Входящая диагностика – воспроизведение знаний, полученных за 1-й год обучения.

Тема 3. Плетение из соломы фигурок людей и животных. На занятиях этой темы дети выполняют по знакомым технологиям задуманные фигуры, составляют эскизы украшения костюмов людей, используя плетежки «двухконцовка», «треуголка», или аппликацию с традиционным русским орнаментом. Все фигуры выполняются с проволочным каркасом, сочетая круглые и плоские соломины, соломенные ленты. После выполнения этой темы оформить композицию, объединённую одной тематикой «Русские гулянья».

Тема 4. Аппликации из соломки. Используя прежние знания и умения, дети совершенствуются в выполнении аппликации, узнают «горячий» способ приготовления соломки, учатся красить соломку, использовать «кудри» для эффектных рамок. Выполняя работу, дети развивают нетрадиционное видение окружающей действительности, выражают свои чувства через составление сюжетов аппликаций, проявляют авторское мастерство.

Тема 5. Оформление заключительной выставки. Используются работы обоих лет, занятий кружка. Ребята самостоятельно расставляют скульптуру и развешивают аппликации, подбирая наиболее удачное положение относительно освещения. На такой выставке кружковцы видят: насколько они стали мастеровитее. Отбираются работы на районную выставку. Выставка – самое удобное время для беседы с родителями об их отношении к занятиям детей в кружке.

«Круглый стол». Подводятся результаты трудовой деятельности за год.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал