Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Современные тенденции развития международной торговли инжиниринговыми услугами
Н.В. СТРОЕВА
Ключевые слова: инжиниринг, инженерно-консультационные фирмы, международная федерация инженеров-консультантов, новейшие технологии, ядерная энергетика Наряду с развитием торговли услугами в целом, растет значение международной торговли инженерно-консультационными и инженерно-строительными услугами. Это обусловлено той ролью, которую играет сектор инжиниринговых услуг в экономике стран. Конкурентоспособность многих отраслей хозяйства во многом зависит от качества и эффективности спроектированных приборов, зданий, оборудования и инфраструктуры объектов, на которых осуществляется хозяйственная деятельность. На этапе становления новых промышленных объектов инжиниринг обеспечивает хозяйствующие субъекты технологиями, современным менеджментом высококвалифицированным персоналом. Большое значение инжиниринговой деятельности определяется также тем положением, которое она занимает на рынке труда: в большинстве развитых стран в секторе инжиниринговых услуг занято до 5-7% экономически активного населения. Инжиниринг впервые возник примерно два века назад в Англии. Его становление происходило в первые десятилетия прошлого столетия. В этот период быстро росло число профессиональных инженерно-консультационных фирм в развитых странах, непрерывно увеличивался объем их деятельности, создавались первые отраслевые объединения и ассоциации инженеров-консультантов. Но в процесс становления внесла занчительные коррективы мировая война. Процесс образования национальных отраслевых объединений инженерно-консультационных фирм вновь активизировался после второй мировой войны в связи с тем, что значение инжиниринга в экономическом развитии стран стало быстро возрастать. В 1971 г. в рамках «Общего рынка» был учрежден региональный Европейский комитет инженерно-консультационных фирм – КЕБИ (European Federation of Engineering Consultancy Associations - EFCA). Членами КЕБИ могут быть инженерно-консультационные фирмы, не относящиеся к категории частных, независимых (государственные, полугосударственные и т.д.), а также контракторы-подрядчики. В КЕБИ на сегодняшний день входят 26 отраслевых ассоциаций стран Европы, в том числе ФРГ, Великобритании, Франции, Италии, Бельгии, Голландии, России и др. стран, на предприятиях которых (10000 компаний) занято около 1 млн. человек. Их годовой доход составляет 100 млрд. евро, а инвестиционная стоимость обслуживаемых объектов – 60 млрд. долл. США. Поэтому развитие международного инжиниринга является актуальной и инновационной формой международной деятельности. Все регионы мира вовлечены в международную торговлю инжиниринговыми услугами. Наиболее активными ее участниками являются страны Европы, Азии и Северной Америки. Тем не менее все эти страны уступают США в объемах торговли, кроме того страна отличается от других еще одной особенностью, она импортирует больше услуг по строительству и инжинирингу, чем экспортирует. В то же время промышленный инжиниринг выравнивает этот дисбаланс по торговым операциям, превращая США в успешного игрока на этом рынке. Но наибольший интерес для нас представляет динамика показателей. Несмотря на то что в 2012 году разразился кризис на рынках многих государст и мировой финансовый кризис, общий объем финансовых средств, получаемых от экспорта инжиниринговых услуг и услуг по строительству, увеличился по сравнению с 2011 годом на 1166 млн. долл., а расходы на импорт услуг, связанных с промышленным инжинирингом, сократились на 136 млрд. долл. Такая ситуация может объясняться тем, что рынок еще не успел отреагировать на формировавшуюся в то время панику. Кроме того, негативные показатели конца периода могли быть скорректированы за счет позитивных тенденций в его начале. Современная торговля инжиниринговыми услугами характеризуется следующими тенденциями: на фоне состояния стагнации рынков недвижимости многих развитых стран, усугубившегося мировым финансовым и экономическим кризисом, инжиниринговые услуги стали менее востребованными в мире. В конце 2008 г. – начале 2009 г. темпы роста мировой торговли данными видами услуг стали отрицательными. Другими тенденциями в отрасли являются рост значимости стран БРИК как поставщиков и потребителей инженерно-консультационных услуг. Это прослеживается и в условиях кризиса. Важной особенностью деятельности инжиниринговых фирм также является тот факт, что успешные компании стремятся диверсифицировать спектр предоставляемых услуг с тем, чтобы удовлетворить потребности своих клиентов в полной мере. Таким образом, происходит укрупнение компаний в рамках отрасли, хотя в общей массе доминируют мелкие и средние фирмы. Практика инжиниринга выработала большое разнообразие форм международного сотрудничества в этой области. В развитых странах насчитывается много тысяч фирм и организаций, выполняющих работы типа инжиниринг. Некоторые из них имеют очень узкую специализацию, ограничиваясь консультациями по частным вопросам (выбор земельных участков, составлении балансов, архитектурное оформление и т.д.). Нередко такая фирма представлена одним экспертом в какой-либо определенной области, и вся его деятельность сводится лишь к консультированию. В то же время, например, для США характерны фирмы-гиганты, выполняющие работы типа строительного инжиниринга и берущие на себя все функции по созданию соответствующих объектов. В международной практике определились две категории фирм, выполняющих работы в сфере инжиниринг: специализированные фирмы (предоставление инженерно-технических услуг — основная сфера их деятельности) и промышленные фирмы (сочетают оказание инженерных услуг с производственной деятельностью). На новом этапе НТП повышается роль инновационного процесса в деятельности инжиниринговых компаний. Появился даже особый термин «инновационный инжиниринг». Развитие технологий, научно-технологический обмен, обмен информацией, ноу-хау, лицензиями и патентами становятся залогом успеха и важным конкурентным преимуществом инжиниринговых компаний. Хотя зарубежный промышленный мир уже больше века оперирует терминами и категориями инжиниринга, в России это направление консультационных услуг в его современном западном понимании появилось относительно недавно. Как результат, в России до сих пор не существует правовой базы, регулирующей этот вид деятельности. Инженерно-консультационные услуги предоставляются на основе законов, стандартов и других нормативных актов, разработанных для отраслей, схожих с инжинирингом: архитектурной деятельности, строительства, консалтинга. Таким образом, правовую основу составляют: Гражданский кодекс (часть 2 – строительный подряд), Градостроительный кодекс Российской Федерации №190-ФЗ от 29.12.2004 и Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 30.12.2009) «О техническом регулировании» (определяющие стандарты и нормы проектирования), Федеральный закон от 17.11.1995 N 169-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации». В то же время в отрасли существует ряд проблем: сохраняется достаточно подробное документирование, а также ценообразование, которое строится на основе нормативов, и, в целом, гораздо более жесткая регламентация со стороны государства, чем во многих странах мира, кроме того имеет место большая налоговая нагрузка на компании. Тем не менее, одной из тенденций последних лет стало обособление инжиниринговых компаний в рамках крупнейших российских инженерно-строительных холдингов. Этот процесс явился следствием формирующегося восприятия инжиниринга как совершенно особого вида деятельности и бизнеса, который должен развиваться адекватно законам функционирования своего рынка. При этом, только формирующимся российским инжиниринговым компаниям приходится совмещать корпоративное развитие с конкурентной борьбой на одном поле с лидерами зарубежного рынка, причем как на поле зарубежных проектов, так и на российском рынке. Единственным способом выживания российских инжиниринговых компаний в этой ситуации является гибкость и умение выстраивать свою деятельность с учетом международных, региональных и чисто российских рыночных правил, а также способность сохранять и развивать при этом свои ноу-хау. Наиболее эффективными видами инжиниринговых услуг в России являются проектирование и строительство металлургических заводов, объектов инфраструктуры, электроэнергетики, в том числе, прокладывание трубопроводов, электромонтаж, строительство ТЭС, АЭС и некоторые другие. Конкурентными преимуществами российских компаний являются гибкость и умение выстраивать свою деятельность с учетом международных, региональных и чисто российских рыночных правил, а также способность сохранять и развивать при этом свои ноу-хау. Международный рынок инжиниринга в той его части, на которой заметно присутствие российских компаний, состоит из трех сегментов, формирующих своего рода смешанную зону между российским рынком с его специфическими традициями и рынком, который образован американскими и европейскими компаниями с их обычаями и практикой. В каждом из этих сегментов компания, являющаяся российской по своим корням, может при соблюдении определенных правил быть вполне конкурентоспособной. Первый сегмент — рынки Восточной Европы, Северной Африки, Ближнего Востока, Индии. Это страны, где российский инжиниринг может быть востребован в полной мере. Например, компания Гипромез более 45 лет ведет проектирование металлургических заводов, цехов и агрегатов для зарубежных стран. В частности, компаниями разработаны технико-экономические обоснования и проектная документация на строительство заводов в Швеции, Болгарии, Польше, Венгрии, Китае, Югославии, Румынии, Индии, Индонезии, Египте, Иране, Кубе, Шри-Ланке, Перу и других странах. Гипромез, в частности, выступал генеральным проектировщиком металлургических предприятий в Бхилаи, Бакаро, Визакхапатнаме (Индия), Исфахане (Иран), Раахе (Финляндия) и в других регионах мира. В странах Восточной Европы построены Кремиковский металлургический комбинат в Болгарии, Дунай Вашмю в Венгрии, заводы в Польше, Чехии, Словакии, Румынии. Перспективы данного сегмента связаны с его растущим объемом, что сегодня характерно для большинства стран мира. Второе, уже специфическое для российских компаний преимущество можно охарактеризовать как традиционные связи экономического и политического характера, позволяющие российским компаниям получать подряды в названных странах. С другой стороны, на этих рынках российский бизнес подстерегают весьма многочисленные и разнообразные угрозы, основными из которых являются две. Во-первых, это достаточно высокий уровень квалификации местных компаний, которые к тому же поддерживаются своими правительствами. Их услуги дешевле и с ними очень трудно конкурировать. Вторая проблема — в силу специфики требований заказчиков, местного законодательства и прочих условий в тех странах, где приходится работать, многие решения необходимо проводить с нуля. К примеру, разработанные для Алжира уже понятные контрактные схемы, оказываются неприемлемыми для Сирии в силу налогового законодательства. Это же относится к нормам проектирования и строительства, процедурам работы и возможностям поставок. По понятным причинам в ряде стран также есть ограничения по странам-поставщикам. Так, в Сирию запрещены поставки из США, причем это запрет со стороны поставщиков. Вторым сегментом рынка, который следует отнести к международным, являются проекты зарубежных заказчиков в России. Примером может служить выполнение электромонтажных работ при строительстве завода «Филип Моррис Ижора» компанией ITM Group (Санкт Петербург), генподрядчиком тогда выступал австрийский концерн VA Tech, а технологическое оборудование поставляла итальянская компания Comas. Во время этого проекта компания ITM Group столкнулась с необходимостью дифференцирования своих услуг, так как заказчик нуждался в комплексных инжиниринговых услугах. Одна из причин, заставляющих генподрядчиков переходить от проектирования зданий к комплексному инжинирингу, заключается в том, что за последнее время технологии возведения «коробок» заводов упростились до минимума. В основном, кроме особо сложных объектов, требующих мощных капитальных зданий, используются каркасные металлоконструкции. Зато основные силы перемещаются на проектирование и монтаж внутренней инженерной начинки зданий. Это как системы электроснабжения, противопожарной безопасности, кондиционирования, так и технологическое оборудование. Третий сегмент - это проекты, где российские заказчики по объективным причинам не могут обойтись без привлечения международных инжиниринговых ресурсов, вследствие чего эти проекты в той или иной степени реализуются в соответствии с международными подходами и стандартами. Проектирование и строительство атомных электростанций является одним из наиболее конкурентоспособных видов инжиниринговых услуг, предоставляемых российскими компаниями. Российская госкорпорация «Росатом» занимается строительством атомных электростанций за рубежом с 60-х гг. прошлого века. За это время компания построила объекты в странах Западной и Восточной Европы, в Африке и Азии. Таким образом, компания обладает богатым опытом работы в разных условиях, ее сотрудниками являются высококвалифицированные работники, кроме того Росатом сотрудничает с национальными исследовательскими институтами и владеет современными технологиями для успешной конкуренции на внешних рынках. На сегодняшний день наиболее важными проектами фирмы являются АЭС «Куданкулам» в Индии, АЭС «Бушэр» в Иране, АЭС «Белене» в Болгарии а также сотрудничество с Китаем и Турцией. Что же касается перспектив отрасли, то здесь можно отметить крупные возможности развития инжиниринга в России и завоевания новых ниш на мировом рынке. С восстановлением экономики после кризиса строительный рынок будет расширяться, в этот процесс будут вовлечены регионы, где инжиниринг еще недостаточно развит. Политика государства, направленная на поддержание дружественных отношений с зарубежными странами, также будет способствовать налаживанию торговых отношений в данной сфере, в частности в проектировании и строительстве атомных электростанций.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.Стратегия внешнеэкономических связей России в условиях глобализации [Текст]: стратегия развития до 2025 г. // Центр внешнеэкономических исследований – ИМЭПИ РАН- 2009. 2. Инжиниринговая платформа для трансфера технологий [Текст]: статья //Вопросы экономики. – 2012. – № 7. – стр.47.
|