![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психическое развитие
Развитие психики генетически обусловлено и невозможно без человеческого общения. Оно происходит очень быстро и на достаточно ранних этапах жизни. За первые четыре года формируется 50% интеллекта человека, к 8 годам еще 30%, и на всю оставшуюся жизнь остается лишь 20%. Пик усвоения знаний приходится на 4-летний возраст, в дальнейшем эта способность прогрессивно снижается. Характер человека (как способ реагирования) формируется 3к 3 годам, за этот период ребенок осваивает речь. Морфофункциональная активность коры головного мозга уже к моменту рождения ребенка определяет его психическую деятельность, основанную на потребности в общении со взрослыми. Недостаток этого общения приводит к отставанию психического развития, которое может быть необратимым («госпитализм», «дети - Маугли»). Потребность ребенка в получении новой информации, впечатлений имеет ряд общих закономерностей. · Развитие ребенка связано исключительно с положительными эмоциями; отрицательные эмоции не стимулируют развитие психики, а при постоянном их воздействии даже задерживают. Нельзя воспитывать ребенка на постоянном запрещении. · Потребность в получении новых впечатлений ненасыщаема. Удовлетворение от новой информации и освоив её, ребенок нуждается в новых впечатлениях. Это свойство принципиально отличает человека от животных. Интерес ребенка проявляется к решению задачи, а не к ней самой, после её решения интерес пропадает. Это свойство формируется очень рано. Уже месячный ребенок, освоив определенную связь, быстро теряет к ней интерес, несмотря на любое подкрепление. Стремление получать новую информацию снимается только утомлением ребенка. Таким образом, основная задача педиатра и воспитателя – определение оптимальной дозы информации: её недостаток тормозит развитие ребенка, а избыток приводит к переутомлению. · Перспективный характер потребности в новой информации определяется темпом развития центральной нервной системы, интеллектом. Чем выше уровень развития ребенка, тем более сложную информацию он требует. Каждая последующая информация должна быть более сложной. · Особую роль в развитии потребности в новых впечатлениях придают первому впечатлению ребенка от получаемой информации (импринтиг – механизм мгновенного запоминания), которое определяет не только характер реагирования на конкретную ситуацию, но и обусловливает желание получить новую информацию. Для ребенка любовь или нелюбовь «с первого взгляда» имеет существенно большее значение, чем для взрослого человека. Перечисленные общие закономерности являются движущими мотивами психического развития ребенка.
|