Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Литургия.
Итак, Неделя Жен-Мироносиц. Хоть в своей статье о Пасхе я и охватил в краткой форме все 39 дней Пасхального торжества, но события нынешнего праздника требуют снова взяться за письмо. Я, естественно, собираюсь в храм к 8.15, но прихожу чуть позже. Все, как всегда, приготовлено к совершению архиерейской службы. Архиерейский амвон водружен на свое место, а на амвоне обычном разложены орлецы и по обе стороны от Царских врат стоят аналои с иконами Христа Спасителя и Божией Матери для чтения входных молитв перед литургией. Совершающий проскомидию о.Евгений Кузнецов прочитал их перед совершением ее…. И вот, начинается чтение часов. 3 час успевают прочитать, но 6 успевают прочесть лишь до тропарей, после чего из алтаря выходит иподиакон, вынося архиерейский жезл, туда же несут приготовленные клобук и мантию архиерея, а затем к притвору спешно идет о.Евгений с подносом, где лежит напрестольный Крест, а также прочее духовенство, в том числе, оба диакона с дикирием и трикирием. Чтение часов прерывается, однако, трезвона нет. Но тут о.Алексий Кульнев возглашает: «Премудрость!» Значит, Владыка уже здесь! Хор успевает собраться и вовремя начинает петь положенное песнопение: «От восток солнца до запад хвально имя Господне, буди имя Господне благословенно от ныне и до века». Итак, Владыка, как выясняется, уже вошел в храм. На него надевается мантия и клобук, вручается жезл, а также напрестольный крест, который он лобызает сам, а затем все духовенство лобызает крест из его руки.. Диакон о.Евгений Габов в это время громко читает ирмос 9 песни пасхального канона: «Светися, Светися, Новый Иерусалиме, Слава бо Господня на Тебе воссия, ликуй ныне и веселися Сионе, Ты же Чистая, красуйся, Богородице, о восстании Рождества Твоего». Также читается и прочее: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь», «Господи помилуй (3 раза)», «Именем Господним Преосвященнейший Владыко благослови». Архиерей в это время произносит слова, аналогичные словам отпуста литургии. А затем, архиерей под пение пасхального Задостойника[3] поклоняется образу Воскресения Христова в центре храма, а затем идет с духовенством к амвону, где читаются входные молитвы. В ходе чина архиерей прикладывается к установленным иконам, а после чтение молитв просит прощения у верующих, а затем благословляет народ на три стороны под пение хора, поющего весьма необычным распевом: «Тон дэспотин архиереаимон кириэфилатэ. Исполла эти дэспота (3 раза).» После этого Владыка идет в центр для облачения, при этом поется «На гору Сион взыди благовествуяй, и Иерусалиму проповедуяй, в крепости вознести глас: преславная глаголашася о тебе граде Божий. Мир на Израиля, и спасение языком.» В этот момент с архиерея снимается мантия, клобук, ряса и временно панагия, а затем надевается подризник, поверх которого надевается пояс, а затем епитрахиль и поручи, после чего надевается палица, саккос и большой омофор, а также снова надевается панагия и богослужебный наперсный Крест, а затем гребень, которым он, согласно нормам, причесывается, и наконец, митра. Хор при этом поет: «Да возрадуется душа твоя о Гсподе, облече бо тя в ризу спасения и одеждею веселия одея тя и яко на жениха возложи ти венец и яко невесту украси ты красотою.» Диаконы же читают особые молитв на облачения. Итак, облачение завершено. «Господу помолимся!» - Возглашает о.Алексий Кульнев. о.Евгений Габов громко возглашает традиционные слова: «Тако да просветится свет твой пред человеки, яко да видят добрая дела твоя и прославят Отца твоего, иже есть на небесех, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь». После этого архиерей благословляет дикирием и трикирием народ на 4 стороны под пение «Тон дэспотин…». Облачение завершено, и чтец читает конечную молитву 6 часа, при этом архиерей читает молитвы перед началом литургии. Диаконы и все духовенство берет благословение предстоятеля, а затем старший священник идет в алтарь – к престолу, а диакон – ближе к центральному аналою, при этом иподиаконы с архиерейским жезлом становятся у амвона. Для начала литургии все готово. Весь этот чин почти всегда одинаков, так что, может быть, его и не нужно было бы описывать, но уж очень он красив и интересен. «Благослови Владыко!» - Призывает диакон, и священник, знаменуя Евангелием на престоле Крест, произносит начальный возглас литургии: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков.» «Аминь» - поет хор. Вот оно, начало духовной трапезы, о которой говорит святитель Иоанн, трапеза, на которой Господь предлагает верным Самого Себя. Нам снова возвещается о Благословенном Царствии Божием, которое, по большему счету, является целью нашей жизнью, понимаем ли мы это или за нашими мерзостями и мелочами – нет? Ныне в начале литургии, как и во все дни пасхального попразднества после начального возгласа духовенство поет пасхальный тропарь. Строки из 67 псалма уже не поются, но сразу начинается возглашение Великой ектении, в которой мы, как всегда призываемся к молитве о ближних наших. При ектении, как всегда, предостоятелю подносится книга, по которой он читает тайные священнические молитвы. Заканчивается ектения, звучит традиционное славословие, и начинается время антифонов. Начиная с Недели Антипасхи в храме, как всегда, начинается пение изобразительных антифонов[4]. Звучит первый антифон – 102 псалом, в котором псалмопевец восторгается милостью Божией к человеку: «Благослови душе моя Господа [Благословен еси Господи]! Благослови душе моя Господа и вся внутренняя моя имя святое Его! Благослови душе моя Господа и не забывай всех воздаяний его, очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя, избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами, исполняющаго во благих желания твоя, обновится, яко орля (орленок), юность твоя. Творяй милости своя Господь и судьбы всем обидимым, сказа пути своя Моисеови и сыновом Израилевым хотения своя. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив, не до конца прогневается, ниже во век враждует, не по беззакониям нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам, но по высоте небесней от земли сотворил есть Господь милость свою на боящихся Его. Елика отстоит восток от запад, тако удалил от нас беззакония наша, якоже щедрит Отец сыны, тако ущедрит Господь боящихся Его, яко позна создание наше, помяну, яко персть (земля) есмы. Яко человек трава дни его, яко цвет сельный, тако отцветет, яко дух пройдет в нем и не будет, и не познает к тому места своего. Милость же Господня от века и до века на боящихся его и правда его на сынех сынов, хранящих Завет его и помнящих вся заповеди Его, творити я. Господь на небеси уготова престол свой и Царствие его всеми обладает. Благословите Господа вси Ангели Его и сильнии крепостию творящи слово (сильные в творении Слова Его), услышати глас Словес Его. Благословите Господа вси силы Его, слуги Его, творящии волю Его, благословите Господа вся дела Его. На всяком месте владычествия Его Благослови душе моя Господа!» Снова и снова я привожу этот псалом, хоть он, как я уже много раз писал, что он никогда не поется на литургии полностью (из экономии времени), как не услышать у нас при изобразительных антифонах настоящего антифонного (то есть, попеременного пения двумя и более хорами). И на сей раз пелись лишь строки, выделенные жирным шрифтом. Пел верхний хор, стараясь выводить слова как можно красивее и громче. После этого звучит малая ектения, новый призыв к молитве, который возглашается о.Алексий Кульнев, а отвечает, несколько нестройно, детский хор. Как раз в это время, на сей раз к архиерею подносится умывальница и он умывает руки, при этом находящийся рядом диакон скороговоркой прочитывает ряд псалмов (умыю в неповинных руце мои и обыду жертвенник Твой….. и т.д.)….. После этого следует второй антифон, восхваляющий милость Божию и говорящий о том, что надежда на Бога не будет посрамлена: «Хвали душе моя Господа, восхвалю Господа в животе моем, пою Бога моего дондеже есть. Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения, изыде дух – возвратится в землю свою, с ним же погибнут вся помышления его. Блажен, емуже Бог Иаковль помощник его, упование его на Господа, Бога своего, сотворшаго небо и землю, море и вся, яже в них, хранящаго истину в век, творящаго суд обидимым, дающаго пищу алчущим. Господь решит окованныя, Господь умудряет слепцы, Господь возводит низверженныя, Господь любит праведныя, Господь хранит пришельцы, сира (сироту) и вдову примет и путь грешных погубит. Воцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род». Пел верхний хор, при этом поет псалом полностью. После этого поется песнь «Единородный Сыне и Слове Божий бессмертен сый и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Пресвятыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, един от Всесвятыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас!» И снова звучит ектения, произносимая все тем же диаконом. Начинается пение третьего антифона, включающего пение молитвы Благоразумного разбойника: «Помяни мя (в данном случае поется «нас») Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» и 9 заповедей Блаженства, данных Христом, которые, в отличие от 10 заповедей Закона Синайского, дают представление о том, что есть благо: осознание своей нищеты духовной пред Богом, плюс обнищание сомнительным «богатством» грехов, осознание и оплакивание с отвержением своих грехов, кротость и смирение, жажда правды Божией и оправдания, милосердие, которого в нас так не хватает, чистота сердца, стремление к миру и миротворчеству, до которого нам тоже далеко, и наконец, готовность принять любые страдания от ненавидящих имя Господне и радость, ибо «мзда ваша многа на небесех», как сказал Господь. Вот, текст с этими заповедями (Мф. Гл.5, ст 2 – 12): 3Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. 4Блаженны плачущие, (прежде всего, плачущие о грехах своих) ибо они утешатся. 5Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. 6Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. 7Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. 8Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. 9Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. 10Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. 11Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. 12Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас. Малый вход. Это описание будет похоже на предыдущие, но уж очень красив он при архиерейском богослужении. Открываются северные двери и как всегда при этом чине, в центр устремляется процессия, состоящая из пономаря с подсвечником, а затем иподиаконов с архиерейским жезлом, дикирием и трикирием и рипидами, затем диакон с кадилом и старший диакон с Евангелием, а потом и все остальное духовенство. Пономарь с подсвечником и иподиакон с жезлом становятся у амвона, иподиаконы с дикирием и трикирием – по обе стороны от архиерея. Диакон с кадилом, кадя, уходит в алтарь, а диакон Евгений Габов становится перед архиереем, по обе стороны от Евангелия становятся иподиаконы с рипидами, держа их над Евангелием, а священники становятся в две шеренги от архиерейского амвона. Наконец, он испрашивает благословение на вход и следует возглас: «Премудрость прОсти». Затем духовенство традиционно начинает петь «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий, воскресый из мертвых, поющия ти. Аллилуиа.» При этом предстоятель благословляет верующих на 4 стороны дикирием и трикирием. Это один из торжественных моментов архиерейской литургии. Заканчивается время, когда архиерей, символизируя нахождение Христа среди людей, пребывал в центре храма и после благословения духовенство, продолжая петь, направляется в алтарь и с амвона предстоятель снова благословляет народ. В этот момент хор подхватывает пение и снова, в который раз, начинает пение с начала, а не со слов «Спаси ны…», как положено. По окончании пения архиерей кадит алтарь и солею, держа дикирий в предшествии диакона с трикирием под протяжное пение «бокового» хора «Исполла эти дэспота». Потом хор поет его уже более величественным напевом, а затем многолетие повторяет духовенство… Началось пение тропарей, при этом хор пропел лишь два первых тропаря Недели Жен-Мироносиц, а боковой хор – кондак, а затем духовенство немного нестройно поет кондак Пасхи «Аще и во гроб снизшел еси…»[5]., и после этого сразу же следует традиционный призыв диакона к молитве и славословие, которое воспевает уже сам архиерей, а затем, как и на всякой полной литургии, звучат традиционные слова: «Господи, спаси благочестивыя, и услыши ны…», повторяемые хором, а затем, во весь голос воспевая «И во веки веков», уходит в алтарь. И начинается пение Трисвятого, как всегда, попеременно хором и духовенством. После третьего пения архиерей выходит на амвон с крестом и дикирием и произносит особую молитву: «Услыши Боже с небесе и виждь и посети виноград сей (это про паству) и утверди и (его) его же насади десница Твоя» и благословляет народ на 3 стороны под протяжное пение хора, продолжающего петь Трисвятое, но на греческом языке. Возглашал прокимен и читал отрывок из Апостольских чтений о.Алексий Кульнев. Отрывок из Деяний Апостольских: 1В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов* ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. 2Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. 3Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу, 4а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. 5И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; 6их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки. 7И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере. 8А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе. 9Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном; 10но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил. 11Тогда научили они некоторых сказать: мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога. 12И возбудили народ и старейшин и книжников и, напав, схватили его и повели в синедрион. 13И представили ложных свидетелей, которые говорили: этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон. 14Ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей. 15И все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела. Так, нам рассказывается об истории учреждения диаконского сана. Так, диаконы сначала были призваны именно для социального служения, а не только для помощи священнику при боголужении. Сегодня это служение поручается уже другим людям, но знать эту историю очень полезно. Это тем более читается в этот день, что помощь ближним – это и наша обязанность, тем более, в данный праздник…. Боже, умягчи сердца наша, да не по жестокосердию нашему отвергнеши нас, яко видевшее Тя нага или алчуша или жаждуща, не послужившее Тебе…. Заканчивается чтение, а затем Аллилуиарий.В это время на архиерейский амвон ставится аналой и в который раз сюда направялется процессия, состоящая изказаков с подсвечником и архиерейским жезлом, иподиаконов с дикирием и трикирием и рипидами, и наконец, диакон с Евангелием, который кладет Евангелие на аналой, иподиаконы держат рипиды по обе стороны от Евангелия, диирий и трикирий также держат вблизи. С архиерее в это время снимается большой омофор, а после чтения будет надет малый, в котором он будет служить всю оставшуюся часть литургии. Испросив благословение, диакон, начинает читать Евангельский текст. И Евангелие: 43пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. 44Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? 45И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу. 46Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба. 47Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали.
|