Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Виды связи предложений в тексте
Связность – фундаментальное свойство текста.
Выделяют 3 вида связности: содержательную, логическую и композиционную.
Содержательная связность обеспечивает воспроизведение части содержания предыдущего предложения в последующем. Эта часть входит в новые связи с новыми элементами содержания последующего предложения, и таким образом осуществляется развитие текста.
Содержательная связность реализуется в виде повторов лексических, местоименных, местоименно-лексических, синонимических, семантических; широко употребляются прилагательные и причастия в местоименной функции (последний, данный, изложенный, рассмотренный, установленный и т.п.), а также слова-дескрипторы (вещество, элемент, явление, процесс, свойство, особенность, фактор, понятие и т.п.).
Логическая связность выражает смысловые отношения между предложениями или частями текста такие, как присоединение, противопоставление, причинно-следственные и др. В тексте реализуется союзами и союзными словами, вводными словами: также, а также, кроме того, наконец, однако, тем не менее, между тем, таким образом и т.п. Логическая связность присуща любому тексту, но в научном она выражена наиболее эксплицитно.
Композиционная связность наиболее характерна именно для научного текста. С помощью средств композиционной связности излагаемое содержание представляется как результат научного творческого мышления. Эти средства показывают ход мысли автора, играют роль активизаторов внимания читателя. Средства композиционной связности подразделяют на несколько видов:
- показатели активизации мысли (рассмотрим, выясним, перейдем, проанализируем, проследим и т.п.)
- показатели последовательности изложения, связи с вышесказанным и с последующим (во-первых, во-вторых, как отмечалось выше, как было показано, дальше мы увидим и т.п.)
- показатели логического выделения мысли (необходимо отметить, следует подчеркнуть, важно указать и т.п.)
Показатели оценки информации с точки зрения степени ее достоверности, общеизвестности (как известно, неверно полагать, совершенно очевидно, возможно и т.п.)
2. 2. Выполните тест
Задания
| Варианты ответов
| 1. Выделенные слова являются…
Язык – чрезвычайно хрупкая система, его легко сломать. Но, к сожалению, в наши дни несоблюдение языковой нормы стало правилом, а не исключением. Существует даже особый шик: говорить «как в народе», иначе де «нас не поймут». Умение правильно, точно и красиво оформлять свои мысли сегодня не востребовано, не поощряется.
| а) терминами
б) общеупотребительными
в) разговорными
г) диалектными
| 2. К официально-деловому стилю не относятся выражения…
| Дайте не менее двух ответов.
а) теория вероятности
б) налогоплательщик
в) доказательство
г) в соответствии с указом
| Задание
| Варианты ответов
| 3. Определите стиль и тип речи.
Многое начинается с мелочей, зарождается в детстве и любовь к близким. Ребёнок любит свою мать, своего отца, братьев и сестёр, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются и на школу, село, город, всю страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека. Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть другую семью, потому что ты любишь свою… Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим.
(по Д. С. Лихачёву)
| а) художественный стиль, рассуждение
б) художественный стиль, все типы речи
в) публицистический стиль, рассуждение
г) публицистический стиль, все типы речи
| 5.Текст «Диатомовая водоросль – это совершенно особая группа одноклеточных организмов. В отличие от других водорослей она окружена твёрдой оболочкой – панцирем. Эти водоросли бывают настолько разнообразны, тонки, изящны, затейливы и причудливы, что можно подумать, что это творения художника.» принадлежит к …
| а) публицистическому стилю
б) научно-популярному подстилю
в) художественному стилю
г) разговорному стилю
| 6. Понятию «литературный язык» соответствует определение…
| а) живой этнический общенародный язык
б)общий язык целой нации
в)язык художественной литературы
г) обработанный и нормированный язык
| 7. Устная речь, в которой используются слова кутёнок, омёт, баз, - это …
| а) диалект
б) жаргон
в) разговорная речь
г) просторечие
| Задание
| Варианты ответов
| 8. Укажите место, которое должно занимать выпущенное из текста предложение. Определите тип связи предложений.
А. Открытие Периодического закона совершило революцию в науке. И сейчас уже трудно представить себе химию без «Таблицы Менделеева».
Б. Правительство заинтересовано в производстве металлов – и Д. И. Менделеев отправляется во главе научно-исследовательской экспедиции на Урал.
В. Намечено освоение североморского пути – и учёный проектирует специальный корабль.
Г. Занимало великого химика и почвоведение, и земледельцы освоили Алешковские пески – европейскую пустыню – благодаря его рекомендации.
Двадцать пять томов занимают работы учёного, однако он был не только выдающимся теоретиком, но и практиком.
| а) между А и Б. последовательная
б) между В и Г параллельная
в) между Б и В, последовательная
г) после Г, параллельная
| 9. Устная речь, в которой используются слова звОнит, друшлаг, бухгалтера, - это …
| а) диалект
б) жаргон
в) разговорная речь
г) просторечие
| 10. Определите, к какому типу лексических единиц относятся выделенные слова:
Речевая деятельность носит социальный характер. В процессе речевого (вербального) взаимодействия людей участвуют их мышление, воля, эмоции, знания, память – речемысли-тельная, модальная, эмоциональная, интенциональная, когнитивная сферы
| а) термины
б) профессиональные
в) разговорные
г) общеупотребительные
| 11. Имеет в словаре помету КНИЖН. фразеологизм…
| а) ума не приложу
б) какая муха укусила
в) сам не свой
г) камень преткновения
| Задание
| Варианты ответов
| 12. В разговорном стиле «проживать по адресу» расценивается как …
| а) избыточность речи
б) варваризм
в) недостаточность речи
г) канцеляризм
| 13. Предложения «Ни одно произведение Паустовского не имеет острого, захватывающего сюжета. Многие произведения вовсе его не имеют.» связаны при помощи …
| а) наречия
б) лексического повтора и личного местоимения
в) антонимов
г) контекстных синонимов
| 14. В разговорной речи могут использоваться следующие синонимические ряды…
| Дайте не менее двух ответов.
а) руководитель – гегемон – глава
б) мир – вселенная – мироздание
в) вниз – книзу – долу
г) вскипеть – вспыхнуть – взорваться
| 15.Определите, к какому типу лексических единиц относятся выделенные слова.
Большинство пород земной коры состоят из силикатов – соединений кремния. Наиболее важные представлены несколькими группами минералов.
| а) термины
б) разговорные
в) общеупотребительные
г) профессиональные
| Оливин относится к островным силикатам, построенным из отдельных кремнекислородных тетраэдров, которые связаны ионами магния или железа, образующими плотную структуру.
|
| 16. Не характерны для публицистического стиля следующие из приведенных особенностей…
А) лаконичность
Б) отвлечённость
Г) наличие общественно-политической лексики
Д) отсутствие эмоционально-экспрессивных слов
Е) употребление авторских неологизмов
| а) А. В
б) А. Г
в) Б. Д
г) Г. Е
| Задание
| Варианты ответов
| 17. Определите стиль речи, тип речи, и метод логической организации текста.
Смягчению, а иногда снятию речевых недоразумений в большей мере способствует умелое и уместное употребление регулирующего механизма в общении – сложной системы речевого этикета и вежливости. Речевой этикет, являясь вербализацией вежливости, не полностью совпадает с этой этической категорией. Основная функция вежливости – демонстрация уважительного отношения к адресату, а функция речевого этикета –установление и поддерживание коммуникативного контакта. Поэтому не всё, что этично – вежливо, но не всё, что неэтично – не вежливо. Так, например, существует множество
«невежливых» обращений: мужик, мамаша, папаша, малый и др., - которые в определённых условиях будут вполне этичными (Эй, малый, скажи, где тут аптека?). Таким образом, этикет всегда присутствует в общении, а вежливость факультативна.
(Словарь русского речевого этикета, М., 2001)
| а) публицистический стиль, рассуждение, дедуктивный метод
б) научный стиль, рассуждение, дедуктивный метод
в) публицистический стиль, рассуждение, метод аналогии
г) научный стиль, описание, индуктивный метод
|
2. 3. Проверьте правильность ответов
1 - б; 2 – а, в; 3 – в; 4 – в; 5 – б; 6 – г; 7 – а; 8 – а; 9 – г; 10 – а; 11 – г; 12 – г; 13 – б; 14 – в, г; 15 – а; 16 –в; 17 –г.
|