Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Религиозная жизнь
Важнейшим процессом в развитии духовной жизни новой России стал рост религиозного сознания людей. Религиозное возрождение коснулось всех традиционных конфессий — православия, ислама, иудаизма, буддизма. Большинство населения страны относило себя к православному вероисповеданию. Особенно заметно выросло число воцерковленных людей — тех, кто регулярно посещает богослужения, участвует в церковных таинствах. Русская православная церковь имеет сегодня более 27 тыс. приходов (в 1988 г. — менее 7 тыс.) и более 700 монастырей (в 1988 г. — 21), и их число продолжает расти. При многих храмах работают библиотеки и воскресные школы для детей. В 2000 г. на юбилейном Архиерейском соборе РПЦ были приняты «Основы социальной концепции», сформулировавшей взгляд церкви на государство, нацию, культуру и науку и на такие вызывающие в современном обществе споры проблемы, как биоэтика, регулирование семьи. Продолжая традиции социальной работы, прерванные после 1917 г., церковные организации стали заниматься обустройством детских приютов, реабилитацией наркозависимых и пострадавших от сект, уходом за престарелыми. Были открыты православные молодежные центры. Развивалась сфера религиозного образования (общее число духовных школ в 2007 г. достигло 87) и книгоиздания, началось возрождение церковной науки (в частности, было начато издание 25-томной «Православной энциклопедии»). Полным ходом шло восстановление разрушенных храмов и монастырей, обустройство церковной жизни. Впервые за долгие годы были построены и освящены новые храмовые здания. Возрождалось религиозное искусство, многие мастера — носители знаменитых традиций, например палехской школы, занимались возрождением иконописи и фресковой живописи. Религиозные праздники и события церковной жизни стали для многих неотъемлемой частью духовного опыта. Огромным событием в жизни церкви и верующих стало прославление в год 2000-летия Рождества Христова 1200 новомучеников и исповедников, пострадавших в годы советской власти. В том же году был открыт и освящен воссозданный храм Христа Спасителя в Москве. Церкви были переданы почитаемые святыни. В 2007 г. произошло долгожданное историческое событие — после почти 90-летнего разделения и отчуждения было восстановлено церковное единство русского православия. Оно было закреплено подписанием Акта о каноническом общении РПЦ и Русской Православной Церкви Заграницей. Рост религиозного самосознания наиболее заметен среди горожан молодого и среднего возраста. Это касается не только православия, но и других конфессий. Так, средний возраст посещавших мечети российских мусульман составляет 45 лет. В стране действует более 7 тыс. мечетей (в 1991 г. было зарегистрировано 870 мечетей), больше всего — на Северном Кавказе, в Татарии и Башкирии, и более 100 центров исламского образования. Важнейшей их задачей является подготовка мусульманских священнослужителей и специалистов по различным направлениям исламской науки, а также новой учебной литературы в рамках традиционных для России толков ислама. Большими тиражами были изданы русские переводы Корана. Мусульмане получили возможность совершать хадж (паломничество в Мекку). Мусульманские религиозные обычаи (такие, как соблюдение поста в священный месяц Рамадан) и праздники прочно вошли в жизнь миллионов людей. В регионах традиционного распространения буддизма происходило возрождение религиозных практик. К настоящему времени в России действует более двух сотен буддийских общин как в регионах традиционного распространения буддизма (Бурятия, Калмыкия, Тыва), так и во многих городах страны, в том числе в столице и Санкт-Петербурге, где почти век назад был открыт первый в Европе буддистский храм. Буддисты отправляют юношей на многолетнее обучение в тибетские монастыри. Быстрым ходом шло восстановление иудейских религиозных общин, они получили в свое распоряжение помещения для организации религиозной и культурной жизни. Вокруг синагог развернулась деятельность культурно-просветительских центров. Появились еврейские религиозные учебные заведения, школы и еврейские университеты (в Москве и Петербурге). Активно развивались связи с зарубежными еврейскими организациями (тем более тесные, что за рубеж еще в советское время и позднее выехало немало граждан еврейской национальности и большие русскоязычные общины, поддерживавшие связь с русской культурой, появились в Израиле, США, Австрии и ряде других стран). Были опубликованы фундаментальные исследования на русском языке по иудаике и истории евреев в России и СССР. Центром еврейской религиозной жизни стала Москва. Новые общины появились у Армяно-григорианской церкви, католиков, представителей различных протестантских церквей, им возвращались закрытые в годы советской власти храмы. Старообрядческим общинам разных согласий также передавались закрытые храмы; наибольшее число последователей имела Русская Православная Старообрядческая Церковь (260 храмов с центром в Рогожской Слободе в Москве). Нормализовались отношения религиозных организаций и государства. Созданный в декабре 1998 г. Межрелигиозный совет России объединил представителей традиционных религий нашей страны. Их программы появились на телевидении и радио, сайты — в Интернете. Это помогало вести диалог, в том числе и по вопросам, которые вызывали разногласия в обществе, — о передаче церковным организациям находившегося в государственной собственности имущества, о статусе музеев, расположенных в церковных зданиях, о введении института военного духовенства, о проблемах религиозного образования в школе. В феврале 2008 г. право государственной аккредитации и выдачи дипломов государственного образца получили церковные вузы. Проблема воссоздания системы образования и подготовки священнослужителей, которых не хватает для открывающихся новых храмов, наряду с восстановлением самих храмов и приходов оставалась в начале нового века насущной для всех традиционных конфессий. Общей задачей было и возрождение религиозной науки. За прошедшие со времени принятия закона «О свободе совести и религиозных объединениях» (сентябрь 1997 г.) годы острота этих проблем заметно снизилась. Но главной задачей всех конфессий остается возрождение религиозной жизни, развитие межконфессионального диалога и взаимодействия с обществом, утверждение непреходящих духовно-нравственных ценностей в новых условиях информационного общества и размывания устойчивых ценностных ориентиров. Российская культура и российское общество обращаются сегодня к осмыслению своих истоков и наследия, своего места в современной цивилизации. После периода радикальных перемен и широкого вовлечения страны в мировые культурные процессы приходит осознание преемственности российской истории, неотъемлемой частью которой был и советский период. Оценка тенденций мирового развития века минувшего позволяет взвешенно взглянуть на опыт культурного строительства советских лет и использовать его достижения. Широко обсуждаются приоритеты формирования личности в современную эпоху высоких технологий, масштабы и формы участия государства в этих процессах, задачи государственной политики в развитии культуры. Новое прочтение сегодня получает тема патриотизма. Это чувство причастности к прошлому, настоящему и будуыщему своего народа, гордость за его достижения, бережное отношение к истории страны и своей малой родины. Патриотизм предполагает личную ответственность за становление гражданского и правового сознания, за судьбу страны и за будущее нашей культуры.
Вопросы для внеаудиторной самостоятельной работы. Вопросы для самостоятельной подготовки. 1. Какие перемены произошли в духовной жизни России в конце XX — начале XXI в.? С чем связаны эти перемены? 2. Каким образом происходящие в стране и за ее пределами процессы отразились на языковой культуре граждан? 3. Как экономическое положение россиян отражается сегодня на развитии культуры? 4. Какие новые виды массовой культуры появились в России в постсоветский период? 5. Почему в постсоветский период в России произошло резкое снижение читательской активности населения? С какими социальными и культурными процессами связано это явление? 6. Почему в постсоветской России у экономически активной части населения вырос спрос на второе образование? Какие новые виды профессий, не существовавшие в СССР, стали востребованными в этот период? Почему? 7. Какие изменения произошли в религиозном сознании населения России в конце XX — начале XXI в.? С чем связаны эти изменения? 8. Какие изменения произошли в культуре потребления? Что нового появилось в этой сфере? 9. Какие новые формы и жанры появились в литературе и искусстве России в конце XX — начале XXI в.? 10. Какие новые направления в искусстве возникли благодаря развитию информационных технологий? Из каких традиционных видов искусства они берут начало? Обоснуйте ответ. Представьте информацию в виде диаграммы. 11. Какие отношения установились у власти с традиционными религиозными конфессиями в этот период? Оцените динамику развития конфессий. Составьте сравнительную таблицу. 12. Напишите учебно-исследовательскую работу, сравнивающую интересы молодежи в 80—90-е гг. и наших современников (не более 3 страниц). Обоснуйте критерии сравнения. 13. Какие противоречия могли возникнуть между коммерциализацией творчества и его ориентацией на потребителя, с одной стороны, и необходимостью культурного просвещения — с другой? Обоснуйте ответ. Представьте информацию в виде диаграммы. 14. Соберите и оформите в виде реферата информацию об одном из новых направлений искусства в этот период. 15. Соберите информацию и напишите авторский текст «Биографический портрет одного из представителей науки конца XX — начала XXI в.» (не более 500 слов). 16. Определите проблемы молодежи в современной России и пути их решения.
|