Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Для студентов заочной формы обученияСтр 1 из 2Следующая ⇒
Учебно-методические материалы Дисциплина ИСТОРИЯ
Укрупненная группа 070000 Культура и искусство
Направление подготовки 071500 Народная художественная культура (профиль «Руководство студией декоративно-прикладного творчества», «Руководство студией кино, фото- и видеотворчества»)
Составитель И.П. Павлова, доктор исторических наук, профессор
Красноярск, 2011 Учебный курс «История» (Б.1.1.1) относится к базовой части Гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин (Б.1), преподается студентам заочной формы обучения в I семестре и имеет общий объем 4 зачетных единицы (144 часа). Заочная форма обучения предполагает большой объем самостоятельной работы студентов, поэтому на самостоятельную работу в курсе «История» отводится 128 часов. Темы для самостоятельного освоения даны в соответствующем разделе учебно-методических материалов по курсу «История». Результатом самостоятельной работы студентов заочной формы обучения является написание контрольной работы, которая предоставляется для проверки преподавателю не позднее, чем за две недели до сессии. Примерные темы контрольных работ приведены в соответствующем разделе учебно-методических материалов по курсу «История». Аудиторная работа предполагает проведение установочных лекций. Установочные лекции включают ключевые темы, необходимые для освоения дисциплины. Цель преподавания учебного курса «История» состоит в формировании у студентов направления «Народная художественная культура» таких компетенций, которые бы позволили им реализовать себя в различных аспектах профессиональной деятельности. Задачи учебного курса «История»: Показать место истории в обществе; формирование и эволюцию исторических понятий и категорий. Дать представления об основных этапах и содержании истории России с древнейших времен и до наших дней. Показать на примерах из различных эпох органическую взаимосвязь российской и мировой истории. Проанализировать общее и особенное российской истории, определить место российской цивилизации во всемирно-историческом процессе. Показать по каким проблемам отечественной истории ведутся сегодня споры и дискуссии в российской и зарубежной историографии. Проанализировать изменения в исторических представлениях. Дать основу для осмысления культуры как целостного феномена. Учебная дисциплина «История» носит междисциплинарный характер, её изучение подкрепляется изучение таких дисциплин как «Мировая художественная культура», «Мифология», «Культурология», «Религиоведение», «Этнография», «История и теория народной художественной культуры». Дисциплина «История» позволяет выпускнику приобрести следующие общекультурные и профессиональные компетенции: · владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); · умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2); · использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9); · способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-10); · владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, наличие навыков работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12); · способность содействовать активному распространению в обществе информации о народной художественной культуре для повышения культурного уровня различных групп населения, формирования у них духовно-нравственных ценностей и идеалов, повышения культуры межнационального общения, развития межкультурных коммуникаций, сохранения этнокультурной идентичности разных народов и культурного многообразия России (ПК-22); · способность принимать участие в формировании общего мирового научного, образовательного и культурно-информационного пространства, трансляции и сохранении в нем культурного наследия народов России (ПК-27).
Темы, предлагаемые студентам для освоения в учебном курсе «История» в режиме лекций: 1) Основные этапы политической истории развития социального строя Руси-России. Источники и историографии (2 ч.). Место истории в системе наук. Предмет исторической науки. Роль теории в познании прошлого. Теория и методология исторической науки. Сущность, формы, функции исторического знания. История России – неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное в историческом развитии. Российская цивилизация между Западом и Востоком. Основные этапы отечественной и мировой историографии по истории России. 2) Народы и древнейшие государства на территории России (2 ч.) Народы и древнейшие государства на территории России. Античный мир и древнейшие народы на территории России и сопредельных регионов. (северное Причерноморье, Закавказье, Средняя Азия). Скифские племена; греческие колонии в Северном Причерноморье; Великое Переселение народов в III – VI веках. Социально-экономические и политические изменения в недрах славянского общества на рубеже VIII–IX вв. Восточные славяне в древности VIII–XIII вв. 3) Русь – Россия (IX–XVIII вв.) (6 ч.): Причины появления государственной (княжеской) власти и ее функции. Новейшие археологические открытия в Новгороде и их влияние на представления о происхождении Древнерусского государства. Особенности социально-политического развития Киевской Руси. Дружинные связи. Организация гражданского управления и его роль в регулировании отношений с княжеской властью киевской династии. Города в системе социально-политических отношений. Дискуссия о начале формирования государственно-феодальной системы. Отличие этой системы от западноевропейского вассалитета. Эволюция восточнославянской государственности в XI – XII вв. Социально-политическая структура русских земель периода политической раздробленности. Монголо-татарские нашествие на Русь. Экспансия в западную и северо-западную Русь. Место Средневековья во всемирно-историческом процессе. Складывание основ национальных государств в Западной Европе. Европа в начале Нового времени. Формирование целостности европейской цивилизации. Россия в XV – XVII вв. Специфика становления единого русского государства. Иван Грозный: поиск альтернативных путей социально-политического развития Руси. Опричнина. Особенности сословно-представительной монархии в Западной Европе и России. «Смутное время»: ослабление государственных начал. Феномен самозванчества. Роль ополчения в освобождении Москвы и изгнании чужеземцев. Земский собор 1613 г. Воцарение династии Романовых. Соборное уложение 1649 г.: юридическое закрепление крепостного права и сословных функций. XVIII в. в европейской и мировой истории. Россия и Европа: новые взаимосвязи и различия. Петр I: борьба за преобразование традиционного общества в России. Основные направления " европеизации" страны. Создание Балтийского флота и регулярной армии. Церковная реформа. Провозглашение России империей. Дворцовые перевороты, их социально-политическая сущность и последствия. Фаворитизм. Екатерина II «Просвещенный абсолютизм». 4) Российская империя на пути к индустриальному обществу (XIX в.- начало ХХ в.) Альтернативы российским «реформам сверху» в XIX в. Россия в условиях Первой мировой войны и общенационального кризиса. 1914–1920 гг. (4 ч.) Российская империя на пути к индустриальному обществу XIX века. Промышленный переворот в Европе и России: общее и особенное. Решение крестьянского вопроса и ограничение самодержавия –важнейшие условия перехода России к индустриальному обществу. Длительность, непоследовательность, цикличность процесса буржуазного реформирования. Крестьянский вопрос: этапы решения. Указ 1861 г. и его исторические судьбы. Консервация крестьянской общины. Урбанизация. Попытки реформирования политической системы при Александре I. Значение победы России в войне против Наполеона. Внутренняя политика Николая I. Россия и Кавказ. Политические преобразования 1860–1870-х гг. " Контрреформы" Александра III. Присоединение Средней Азии. Русская культура в XIX в. Система просвещения. Наука и техника. Печать. Литература и искусство. Быт города и деревни. Земское движение. Особенности российского либерализма. Революционная альтернатива. 5) Россия в начале XX в. Россия в условиях Первой мировой войны и общенационального кризиса. 1914–1920 гг. Социальный состав населения по переписи 1897 г. Объективная потребность индустриальной модернизации России. «Асинхронный» тип развития России и его влияние на характер преобразований. Пределы самодержавного реформирования. Усиление государственного регулирования экономики. Реформы С.Ю.Витте. Обострение споров вокруг решения аграрного вопроса. Первая российская революция. Столыпинская аграрная реформа: экономическая, социальная и политическая сущность, итоги, последствия. Эволюция государственной власти. " Верхи" в условиях первой российской революции. Изменения в политической системе в 1905–1907 гг. Участие России в Первой мировой войне. Истоки общенационального кризиса. Победа Февральской революции. Альтернативы развития России после Февраля. Временное правительство и Петроградский Совет. Большевистская стратегия: причины победы. Октябрьский переворот 1917 г. 6) Формирование и сущность советского строя (1921-1945 гг..) СССР в годы Второй мировой войны. (4 часа) Начало формирования однопартийной политической системы. Гражданская война. Столкновение противоборствующих сил: большевики, социалисты-революционеры, монархисты, " белое движение", демократическая контрреволюция". Интервенция: причины, формы, масштаб. Русская эмиграция. СССР во второй мировой и Великой Отечественной войне. Решающий вклад Советского Союза в разгром фашизма. Причины и цена победы. 7) Кризис советской системы. Распад СССР. Постсоветская Россия. Первое послесталинское десятилетие. Реформаторские поиски в советском руководстве. Попытки обновления " государственного социализма". " Оттепель" в духовной сфере. Изменения в теории и практике советской внешней политики. Значение XX и XXII съездов КПСС. Власть и общество в первые послевоенные годы. Усиление конфронтации двух мировых систем. Смена власти и политического курса в 1964 г. " Мягкая модель" сталинизма. Предпосылки и пределы экономических реформ 1965 г. Власть и общество в 1964–1984 гг. Кризис господствующей идеологии. Причины политики ограничений и запретов в культурной жизни СССР. Диссидентское движение: предпосылки, сущность, классификация, основные этапы развития. Стагнация и предкризисные явления в конце 70-х – начале 80-х гг. Власть и общество в первой половине 80-х гг.Причины и первые попытки всестороннего реформирования системы в 1985 г. Цели и основные этапы " перестройки" в экономическом и политическом развитии СССР. Распад КПСС и СССР. 8) Период реформ конца ХХ – начала ХXI в. Либеральная концепция российских реформ: переход к рынку, формирование гражданского общества и правового государства. «Шоковая терапия» экономических реформ в начале 1990-х годов. Конституционный кризис в России 1993 г. и демонтаж системы власти Советов. Конституция РФ 1993 г. Чеченская война. Наука, культура, образование в рыночных условиях. Социальная цена и первые результаты реформ. Внешняя политика Российской федерации в 1991–1999 г. Политические партии и общественные движения России на современном этапе.
Темы для самостоятельного освоения в учебном курсе «История»:
1) Религия в истории Руси-России. Вопросы для самопроверки: 1. Язычество и в Древней Руси. 2. Крещение. Становление монастырской культуры. 3. Мусульманство народов Руси-России. (Волжская Булгария). 4. Концепция «Москва III Рим». 5. Церковный раскол. 6. Синоидальный период православной церкви. 7. Религия в советский период.
2) Возникновение российского государства (середина XIV – середина XVI вв.) Вопросы для самопроверки: 1. Возвышение Московского княжества. 2. Объединение и централизация княжеств. 3. Первый государь Всея Руси. 4. Концепция «Москва – III Рим». 5. Символы Московского царства.
|