Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 2. Психологическая характеристика основных когнитивныхСтр 1 из 48Следующая ⇒
М. А. Холодная КОГНИТИВНЫЕ СТИЛИ О ПРИРОДЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО УМА 2-е издание Рекомендовано Советом по психологии УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии Москва ■ Санкт-Петербург • Нижний Новгород ■ Воронеж Ростов-на-Дону • Екатеринбург ■ Самара • Новосибирск Киев ■ Харьков ■ Минск М. А. Холодная Когнитивные стили О природе индивидуального ума 2-е издание Главный редактор Зам. главного редактора (Москва) Заведующий редакцией (Москва) Руководитель проекта Художник Корректор Верстка ББК 88.351 я7 УДК 159.937(075) Холодная М. А. Х73 Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2004. — 384 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»). ISBN 5-469-00128-8 В учебном пособии, подготовленном на основе многолетнего чтения спецкурса, излагается один из важнейших разделов современной психологии — психология когнитивных (познавательных) стилей, характеризующих индивидуальные различия между людьми в способах познания окружающего мира. Описывается история изучения когнитивных стилей и современное состояние стилевого подхода. Впервые описан феномен «расщепления» полюсов когнитивных стилей, на основе которого предлагается новая трактовка когнитивных стилей как мегакогнитивных способностей. Определяется их роль в регуляции интеллектуальной деятельности. Обсуждается вопрос об учете познавательных стилей учащихся в процессе обучения. Для студентов и преподавателей психологических факультетов, специалистов в области общей и дифференциальной психологии, © ЗАО Издательский дом «Питер», 2004 Все права защищены Никакая часть данной книги не может быть воспроизведем*» кшф бы то ни было ISBN 5-469-00128-8 ООО «Пигер Принт», 196105, Санкт-Пегербург, ул. Благодатная, д. 67в. Лицензия ИД № 05784 or 07.09.01. Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, том 2; 95 3005 — ли гература учебная. Подписано к печати 02 07 04 Формат 60x90 У|6. Усл. и. л. 24. Тираж 4000. Заказ 986 Отпечатано с готовых диапозитивов в ООО «Типография Правда 1906». 195299, Санкт-Петербург, ул. Киришская, 2. Е Строганова Е. Журавлёва Т. Калинина Н. Кулагина Р. Яцко Т Коваленко О- Валиуллина Оглавление Предисловие ко 2-му изданию........................................................................................5 Введение..................................................................................................................................8 Глава 1. Истоки стилевого подхода: альтернативный взгляд на природу индивидуальных различий в интеллектуальной деятельности.....15 1.1. Основные этапы становления понятия «стиль» 1.2. Теоретические источники стилевого подхода в изучении интеллектуальной деятельности.......................................................23 1.3. Отличительные признаки когнитивных стилей.........................38 Глава 2. Психологическая характеристика основных когнитивных стилей.....................................................................................................................45 2.1. Полезависимость/гюленезависимость...........................................46 2.2. Узкий/широкий диапазон эквивалентности................................60 2.3. Узость/широта категории....................................................................65 2.4. Ригидный/гибкий познавательный контроль............................68 2.5. Толерантность к нереалистическому опыту.................................71 2.6. Фокусирующий/сканирующий контроль.....................................74 2.7. Сглаживание/заострение.....................................................................78 2.8. Импульсивность/рефлективность...................................................79 2.9. Конкретная/абстрактная концептуализация...............................83 2.1С. Когнитивная простота/сложность...................................................87 2.11. Расширение списка когнитивных стилей в современных исследованиях..........................................................................................93 Глава 3. Проблема взаимосвязи когнитивных стилей......................................99 3.1. Противоречия «множественной» и «унитарной» позиций в изучении когнитивных стилей.....................................................99 3.2. Эмпирическое исследование связей когнитивных стилей... 114
|