Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема лекции: активизация познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы в процессе изучении предмета «человек и мир».
1. Педагогические методы и приемы активизации познавательного интереса школьников с интеллектуальной недостаточностью в процессе обучения предмету «Человек и мир». При проведении уроков по предмету «Человек и мир» в специальной школе возникают особые трудности, связанные со сниженной познавательной активностью детей, бедностью собственного практического опыта, затруднениями в анализе и понимании явлений действительности, отсутствием готовности к решению познавательных задач и т.д. В связи с этим необходимо искать дополнительные пути, способствующие повышению коррекционного значения уроков. Цель курса «Человек и мир» – формирование первоначальных знаний о природе и обществе, воспитании высоконравственных отношений школьников к окружающей среде, своему организму, подготовка учащихся к углублению и расширению знаний о природе и обществе на последующих этапах обучения. На занятиях с детьми с интеллектуальной недостаточностью очень полезно использовать занимательный материал, поскольку он не только вызывает интерес к предмету, но и развивает речь, внимание, память и мышление. В основу работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью положены сложившиеся представления о структуре дефекта, где на первый план выступает нарушения. Которые заключаются в недоразвитии эмоционально-волевой сферы, в физической ослабленности, нарушении поведения, речи. Ребёнку на занятиях нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Занимательный материал влияет на формирование произвольного внимания и памяти. Потребность в общении элементарном поощрении вынуждает ребёнка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию. Занимательный материал оказывает влияние на развитие речи. Если ребёнок не может высказать свои пожелания, понять словесную инструкцию, он не может выполнить и задание. Через такой материал идёт развитие личностных качеств ребёнка: он учится правильно вести себя в бытовых ситуациях, узнаёт нормы поведения. В процессе использования занимательного материала возникают и воспитываются интерес и уважение к труду, расширяется кругозор. Этот материал доставляет детям удовольствие. Именно через него отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, формируется интерес к предмету, компенсируются дефекты развития. При работе с детьми младшего возраста интерес к предмету обеспечивается в большей степени с использованием сказочных сюжетов, и тогда ребятишки переносятся в мир волшебства. Они воспринимают предложенное задание как реальное событие. С помощью сказочных персонажей создаются ситуации с заданиями, активизируется словарь детей, воспитываются оценочные суждения при анализе нравственных поступков. Любая игровая ситуация подчинена теме занятия, поэтому она даёт хорошие результаты. Используются в работе загадки, которые всегда интересны детям. Они развивают любознательность, внимание, память, мышление. Несомненно, успешному использованию занимательного материала способствует умелое педагогическое руководство. Учитель своим поведением и эмоциональным настроем должен вызвать положительное отношение к материалу, только тогда возникает сотрудничество, обеспечивающее желание ребёнка действовать вместе со взрослыми и добиваться положительных результатов. Важными условиями правильных взаимоотношений педагога с детьми для воспитания интереса являются: – создание эмоционального контакта с ребёнком; – положительное отношение учителя к деятельности ребёнка; – поддержание уверенности детей в своих силах; – предупреждение неудач через учёт индивидуальных особенностей; – наглядный показ результата деятельности; – создание преодолимых трудностей; – последовательное увеличение самостоятельности в работе. Цель работы по развитию интереса у детей с интеллектуальной недостаточностью – приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для независимой (частично независимой) и самостоятельной (частично самостоятельной) жизни в дальнейшем. Для поддержания устойчивого интереса детей к заданиям, развивающим упражнениям и задачам, дидактическим играм они преподносятся в эмоциональной, занимательной форме. Чтобы дети могли правильно решить любую по сложности развивающую задачу, выполнить упражнение, педагог использует различные методические приёмы: задаёт наводящие вопросы, исправляет ошибки в суждениях, помогает правильно сформулировать мысль, предлагает вспомнить, что они наблюдали, или организует наблюдение. Используются следующие традиционные формы обучения: уроки, экскурсии (в природу, по школьным помещениям), целевые прогулки (на перекрёсток для закрепления ПДД), игры, подготовка к праздничным дням и нетрадиционные (нестандартные) формы, такие, как воображаемые путешествия и экскурсии, уроки-праздники, уроки-утренники, уроки-конкурсы и даже уроки-конференции. Желательно, чтобы уроки были нестандартными, здесь больше подойдет новая форма организации учебно-воспитального процесса – свободные занятия, когда ученики не скованы излишней регламентацией урока, диктатом учителя. Учащиеся могут. Выполняя учебное задание, свободно перемещаться по классной комнате, разговаривать, показывать свои работы и рассматривать чужие, обсуждать какие-либо ситуации и т.д. По форме проведения можно выделить следующие группы нестандартных уроков по предмету «Человек и мир»: 1. урок-викторина, 2. урок-поиск, 3. урок-экскурсия, 4. урок-конференция, 5. интегрированный урок (знания из разных областей) 6. урок-сказка, 7. урок-спектакль, 8. урок-игра, 9. урок-соревнование, 10. урок-суд (алкоголь, курение) 11. урок-экзамен, 12. урок-тестирование, 13. урок-рассказ, 14. урок-праздник, 15. урок-путешествие, 16. урок-аукцион, 17. урок-устный журнал, 18. урок-КВН Любой нестандартный урок украшает сюрпризные моменты.
|