Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сущность денежного рынка. Особенности проявления на нем спроса, предложения и цены.
Объекты и субъекты рынка Денежный рынок - часть рынка ссудных капиталов, где осуществляются преимущественно краткосрочные (от одного дня до одного года) депозитно-ссудные операции, обслуживающие главным образом движение оборотного капитала фирм, краткосрочных ресурсов банков, учреждений и частных лиц. С развитием международных кредитных и валютных отношений сформировался международный денежный рынок (крупнейшими в мире рынками денег является Нью-Йоркский, а также рынки Лондона, Токио, Париж). Денежном рынке присущи элементы обычного рынка - спрос, предложение, цена. Особенности денежного рынка определяют особенности каждого из элементов: спрос имеет форму спроса на займы, предложение - форму предложения кредитов, а цена - форму процента на заемные средства. Размер процента определяется не величиной стоимости, а способностью предоставлять заемщику нужны блага. Поэтому размер процентного платежа зависит не только от размера ссуды, но и от срока ее действия. На денежном рынке различают несколько видов процентов: облигационный, банковский, учетный, межбанковский и т.п.. Облигационный процент - норма дохода, установленная по ценным бумагам. Он должен обеспечить заинтересованность инвесторов во вложении денег в ценные бумаги. Этот процент должен иметь высокую ставку, чем процент по банковским депозитам, поскольку последние ликвидны, чем ценные бумаги. Банковский процент - обобщенное название процентов по операциям банков. Депозитный процент - норма дохода, которую выплачивают банки своим клиентам по их депозитам. Ссудный процент - норма дохода, которую взимает банк с заемщиков за пользование заемными средствами. Ставки ссудного процента должны быть выше ставки депозитного процента, поскольку за счет этой разницы в ставках банки получают доход, который называется маржой, и формируют свой доход. Облигационный и депозитный проценты определяют первоначальную цену, которую имеют деньги на начальном этапе поступления на денежный рынок. Последствия изменения ставки процента могут быть разные. Прежде изменения ставки процента влияют на спрос на денежном рынке: при росте ставки спрос снижается, а при снижении повышается. Поскольку предложение денег автоматически не ведет к изменению ставки, на рынке нарушается равновесие: при повышении ставки возникает избыток денег, что грозит инфляцией, а при снижении ставки - нехватка денег, что грозит дефляцией. Дефляция - состояние экономики, характеризующееся процессами, противоположными тем, которые происходят в условиях инфляции. Учетный процент нормой дохода, которую центральный банк взимает с коммерческих банков за займы, выданные под залог коммерческих векселей. Так, центральный банк должен использовать ставку процента как инструмент выравнивания циклических колебаний - сдерживать их на стадии роста и стимулировать на стадии спада. Процент - важный инструмент банковской политики, банковской конкуренции, одновременно - важный фактор консолидации банков в целостную систему. Без правильного использования этого инструмента невозможно обеспечить эффективного функционирования банковской системы. Конъюнктура денежного рынка зависит прежде всего от следующих факторов: • циклических изменений в экономике; • темпов инфляции; • особенностей национальной кредитно-денежной политики. Денежный рынок отражает спрос на деньги и их предложение. Под предложением денег (МS) подразумевается общее количество денег, находящихся в обращении, она состоит из агрегатов М1, М2, МЗ. Спрос на деньги - это платежеспособная потребность или сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за необходимые для них товары и услуги. Спрос на деньги (МD)) формируется из следующих составляющих: • спрос на деньги как средство обращения (деловой, операционный или спрос на деньги для совершения сделок); • спрос на деньги как средство сохранения стоимости (спрос на деньги как активы, спрос на залоговую стоимость, или спекулятивный спрос). Чем выше уровень дохода в обществе, тем более заключается сделок; чем выше уровень цен, тем больше необходимо денег для заключения сделок в рамках национальной экономики. Денежный рынок следует рассматривать как механизм отношений между юридическими лицами, которые требуют средств для своего развития, с одной стороны, и организациями и гражданами (населением, домашними хозяйствами), которые могут предоставить такие средства, - с другой. Этот рынок объединяет три главных составляющих: учетный, межбанковский и валютный рынки. Все они выполняют несколько основных функций, в чем заключается их сходство: • объединение мелких сбережений населения, государства, частного бизнеса, иностранных инвесторов и создание мощных денежных фондов; • трансформация этих средств в ссудный капитал, обеспечивающий внешние источники финансирования предприятий (фирм); • направление части средств на межбанковский рынок, что обеспечивает устойчивость кредитной системы, а также процесс расширенного воспроизводства через выдачу опосредованных ссуд по схемам: Центральный банк - коммерческий банк; коммерческий банк - ком рцийний банк; коммерческий банк - предприятие, населения; • предоставление займов государственным органам для решения неотложных задач, покрытия дефицита бюджета. Таким образом, денежный рынок позволяет осуществлять накопление, оборот, распределение и перераспределение денежного капитала между сферами национальной экономики. Одновременно - это синтез рынков различных средств платежа. Так, денежный рынок может быть представлен рынком наличности и рынке долговых обязательств (учетных или долговых инструментов). 16. Сущность и особенности функционирования и инструменты денежного рынка Ден. рынок - особый сектор рынка, на кот. продается и покупается такой специфич. товар, как деньги, формируется спрос и предложение и цена на деньги. Он - сов-ть всех ден.рес-сов страны, к-е постоянно перемещаются-распредел-ся и перераспред-ся под влиянием спроса и предл-я. Особенности ден.рынка -1) передача Д.осущ-ся на безэквивалентной основе. Собственники Д.продают Д.и взамен на это получают личное обяз-во покупателя возвратить эти Д.в опред-е время и на опред-х условиях.2) На ден. рынке процедура купли-продажи явл-ся условной, т.к. имеет обратный х-р. Собственник Д.при передаче их покупателю не теряет права собственности на них и может возвратить их в свое розпорядж. на опред-х условиях.3) На ден.рынке статус Д.и цели их купли-продажи другие, чем на товарном. На ден.рынке.передача Д.от покупателя к продавцу становится самоцелью. Продавец, передавая деньги покупателю, желает получить доход и покупатель, покупая деньги тоже ставит цель получить доход от использования этих Д. Под продажей Д. понимают передачу этих Д.их собственниками во временное распоряжение своим контрагентам в обмен на такие фин. инструменты, к-е дают возможность собственникам Д.сохранить право собственности на эти Д., т.е. восстановить право распоряжаться ими и получить доп. доход. Современные Д.лишены собственной ст-ти, фактически Д.не продаются на рынке денег, а обмениваются на другие фінанс.активы. На ден.рынке ср-ва осущ-т движ-е от их собственников к заемщикам через 2 осн.группы каналов: 1) каналы прямого финансирования - когда средства перемещаются путем непосредственного взаимодей-я заемщиков и собственников. Прямое финансирования осущ-ся 2 способами: - Ден.ср-ва передаются заемщикам для инвестиций в обмен на право участия в собств-ти (покупка акций) - Ден.ср-ва передаются фирме для осущ-я инвестиций в обмен на обяз-ва возвратить эти ср-ва в будущем с % (облигация). Субъектами этого сектора могут быть фирмы, дом.хоз-ва, гос-во, иностранные юр.и физ.лица. Активное участие здесь могут брать и банки — как продавцы и покупатели своих ценных бумаг и как обычные посредники-брокеры.2) Каналы косвенного финансирования - перемещение ден.средств происходит при помощи фин-х посредников (ком.банки, инвестиционные компании, фонды, фін. кред. Учреждения, страховые, лизинговые компании). Фин. посредники формируют институционную стр-ру ДР. Субъектами ДР. являются: 1) Сберегатели – инвесторы (дом.хоз-ва потребляют меньше, чем их доходы, вследствии чего у них формируются сбережения, к-е используются для вкладов в банки, приобретение ценных бумаг, наличности); 2)Заемщики-потребители фин-х рес-сов(фирмы, предприятия, для расширенного воспр-ва нуждаются в деньгах больше, чем у них есть. Т.о.осущ-ся прямые инвестиции); 3)фин.посредники(ком.банки); 4)гос-во – чаще выступает в роли заемщика, но явл-ся создателем «правил игры» - законодат-й и правовой базы. Банки – учреждения, к-е созданы для привлечения ден.средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности, срочности. Осн.задачей банка явл.осуществление посредничества в перемещении средств от кредиторов к заемщикам. Банки выполнют комппекс базовых операций ден.рынка: мобилизацию средств, предоставление их в ссуду, осуществление расчетов между эк-ми субъектами. Небанковских кредитные учреждения - осуществляют аккумуляцию сбережений и размещение их в доходные активы(ценные бумаги, кредиты, преимущественно долгосрочные).К небанковским финансово-кредитным институтам належат лізінгові, факторінгові, инвестиционные, страховые, финансовые компании, пенсійні фонди, ломбарды, кассы взаимной помощи. Харак-й особенностью всех фін. Посредников явл-ся создание вторичных обязательств - наличие к-х уменьшает риск инвестирования.
17. Институциональная модель денежного рынка В общем виде институциональную модель денежного рынка можно представить как схему потоков денег и инструментов между тремя группами экономических субъектов: теми, что экономят деньги; теми, что заимствуют деньги; финансовыми посредниками. Кредиторами могут быть любые экономические субъекты, сэкономили денежные средства. Это прежде всего семейные хозяйства (население), а также фирмы, правительственные структуры, включая органы местного самоуправления, иностранные физические и юридические лица. Заемщиками могут быть те же виды экономических субъектов, но на первое место по частоте и объему заимствований следует поставить деловые фирмы, а затем - правительственные структуры, семейные хозяйства, иностранцев. По институциональным критерием денежный рынок можно поделить на два сектора: • сектор прямого финансирования; • сектор опосредованного финансирования. В секторе прямого финансирования связи между продавцами и покупателями денег осуществляются непосредственно, и все вопросы купли-продажи они решают самостоятельно друг с другом. Функционирующие здесь брокеры и дилеры выполняют скорее техническую роль обычных посредников, помогая им быстрее найти друг друга. В этом секторе выделяют два канала движения денег: • канал капитального финансирования, по которому покупатели навсегда привлекают средства в свой оборот; для этого используются как инструмент акции; • канал заимствований, по которому покупатели временно привлекают средства в свой оборот, используя для этого как инструмент облигации и другие подобные ценные бумаги. В секторе опосредствованного финансирования связи между продавцами и покупателями денег реализуются через финансовых посредников, которые сначала аккумулируют у себя ресурсы, которые предлагаются на рынке, а затем продают их конечным покупателям от своего имени. Они создают собственные обязательства и требования, которые могут быть самостоятельными инструментами денежного рынка, предопределять появление новых денежных потоков. Поэтому финансовые посредники этого сектора существенно отличаются от технических посредников первого сектора как по своей роли в экономике, так и по технологическим процессам функционирования. Сектор опосредованного финансирования является объективно необходимой составляющей денежного рынка. Он не просто дополняет сектор прямого финансирования, а создает специальный механизм реализации тех связей между кредиторами и заемщиками, которые не могут быть реализованы через сектор прямого финансирования. Благодаря деятельности финансовых посредников удается наиболее полно реализовать все возможности и выгоды, которые свойственны денежном рынке вообще. Поэтому между секторами прямого и косвенного финансирования существуют не только конкурентная борьба, но и интеграционные процессы, в частности активное проникновение финансовых посредников в сектор прямого финансирования как технических посредников, кредиторов и заемщиков. По характеру посреднических операций различается много видов финансовых посредников: банки, страховые компании, инвестиционные, финансовые и трастовые компании, пенсионные фонды, кредитные общества и т.п.. По месту на денежном рынке их можно разделить на две группы: банки и небанковские финансово-кредитные учреждения.
18. структура денежного рынка. Экономическая структура денежного рынка. Рынок денег и рынок капиталов. По видам инструментов, которые применяются для перемещения денег от продавцов к покупателям выделяют: рынок ссудных обязательств, рынок ценных бумаг, валютный рынок. Хотя эти рынки функционируют самостоятельно между ними существует тесная связь. Денежные средства легко перемещаются с одного рынка на другого, одни и тіж самые субъекты могут осуществлять операціїодночано на любом из них. Например, банк может разместить средства от продажи ценных бумаг на приобретение валютных ценностей или под ссудные обязательства.По институционным признаками денежных потоков: фондовый рынок, рынок банковских кредитов, рынок услуг небанковских кредитных учреждений. На фондовом рынке осуществляется перемещение небанковского кредитного капитала, который приводится в движение с помощью фондовых ценностей(акций, средне- и долгосрочных облигаций, бондів и т.п.). Значение - финансирование инвестиций в экономику, финансирует расширение основного и оборотного капитала. Рынок банковских кредитов - предоставление клиентам ссуд и создания новых платежных средств. Рынок небанковских кредитных учреждений - осуществление аккумуляции сбережений и размещение их в доходные активы(ценные бумаги, кредиты преимущественно долгосрочные). КР небанковских кредитных учреждений относят договорные фін-во - кредитные учреждения (страховые компании, пенсионные фонды, ломбарды, лизинговые компании, факторингові компании) и инвестиционные финансово-кредитные учреждения (інвестицйні фонды, финансовые компании, кредитные общества и союзы).По экономическими назначению купли денег выделяют -рынок денег и рынок капиталов. На рынке денег покупаются денежные средства на короткий срок, используются в обороте заемщика как деньги, то есть для приведения в движение уже накопленного капитала. Этот рынок очень чувствительный к изменениям в экономике и в финансовой сфере, спрос и предложение здесь весьма непостоянные, а процент часто изменяется под их влиянием. На рынке капиталов денежные средства покупаются на больший срок, используются для увеличения массы основного и оборотного капиталов. Здесь проводятся операции с фондовыми инструментами - акциями, средне - и долгосрочными облигациями, купленными для сохранения, долгосрочные депозиты и ссуды коммерческих банков и т.п.. Особенность - спрос и предложение есть менее подвижными, уровень % более стабильный. Между всеми названными элементами денежного рынка существует внутренняя взаимосвязь, которая подтверждает его внутреннее единство.
19. спрос на деньги и факторы, которые его определяют Спрос на деньги выступает как запас денег, который стремятся иметь в своем распоряжении экономические субъекты на определенный момент., Это желание иметь определенную часть своего портфеля активов в ликвидной форме. Спрос на деньги состоит из двух частей: 1) текущая касса (деньги необходимы субъектам для текущих расчетов и для покрытия непредвиденных вит-т. Эти средства необходимы для поддержания безпосер процесса в-ва и сохраняются в наиболее ликвидной форме) 2) деньги, которые хотят иметь субъекты с целью получения прибавочной стоимости. Цели спроса на деньги: 1) создание запаса покупательных и платежных средств (спрос на текущий запас платежных средств), 2) накопление денег как капитала (спрос на постоянный запас денег как форму богатства), 3) комбинированные (спрос на длительный запас денег на осуществление будущих платежей и получения дополнительных доходов). Мотивы: Трансакционный мотив - постоянная потребность в запасе гр-и для их немедленного использования; мотив предусмотрительности - для удовлетворения непредвиденных потребностей; спекулятивный мотив - желание иметь запас денег, чтобы при благоприятных условиях превратить их в высокодоходные финансовые документы. Факторы, влияющие на спрос на деньги: 1) изменение объемов производства, 2) изменение уровня цен, 3) скорость обращения денег, 4) изменение нормы процента, 5) накопление богатства, 6) инфляция, 7) ожидания ухудшения конъюнктуры рынков График: Спрос на деньги - это потребность економ. агента в наличных и безготов- кових деньгах на определенный момент времени другими словами ПГ определяет какую часть своего портфепя актива субъекты желают держать в форме денег, а не в іншах видах активов. Чем больше кассовых активов тем более спрос на деньги Кейнс в своій теории - ликвидности выделял 3 мотивы что побудят субъектов держать часть своего богатства в ликвидной форме. 1. Трансакційний - связанный с потребностью людей в деньгах для осуществления расчетов. 2Предусмотрительности - возникает через желание забеспечити в будущем возможность распоряжаться деньгами в случае непредусмотренных затрат. Велечина спроса на деньги в обоих указанных мотивах зависит от развития банк. системы (как легко можно превратить неликвидные активы в ликвидные), социальной структуры общества (богатые люди экономят большее, ПГ в них пропорционально меньший чем у бедных людей), условий оплаты работы. В этих двух мотивах грош. служат для расчетов поэтому эти два мотива часто объединяют и называют Трансанційним спросом на деньги. 3Спекулятивный мотив вытекает из повышения риска сохранение актиів в отличных от грош. формах. Доходы могут размещаться в деньгах а также в других фінанс. Активах. Деньги которые не викор-ся для трансакций Кейнс назвал спекулятивным остатком. В отличие от кассовых остатков они приносят доход, но содержат риск. Если растут ПС то возрастает альтернативная стоимость для собственников денег. Альтернативная стоимость - это потеря дохода через сохранение активівіу ликвидной но малодоходній форме. Напр.5% облигация для собственника 100гр. Есть альтернативной стоимостью в размере 5 грн. Если рыночная норма % падает то вигідніше перевести активы в денежную наличность во избежание потерь и риска. Эту ситуацию Кейнс назвал спекулятивным мотивом больше того Кейнс смоделировал ситацію если при очень низкой ПС спрос на деньги становится практически неограниченной то есть в ликвидной форме держатся все деньги которые предлагаются банк. системой. Эта ситуация носит назвук ловушка ликвидности. Спекулятивный мотив определяет спекулятивный спрос на деньги. Факторы от которых зависит ПГ: 1.Реальный доход(на макроуровне ВВП,) возрастание доходов а также кіл-ті товаров требует больше грош. для забеспе-ня обмена а потому приводят к увеличению ПГ. Мd=f (y), Уровень цен Р. Підвищен- ня цен требует больше грош. для обмена товаров. Рост цен также отрицательно влияет на склонность к сбережению поскольку инфляция есть дополнительной альтернативной стоимостью. Чем больший рост цен тем более ПГ. Мd=f (y. P)3. Уровень ПС. Чем више ПС тим низший ПГ и наоборот В общем виде функциональная зависимость Мd=f (P.Y.R) оскількі уровень эти н и ПС есть альтернативными стоимостями то их можно представить как единую альтернативную стоимость. Md=f (Y.R.) Формула спроса на деньги. 4. Скорость оборота грош. од..Современная монетарная теория трактует w как зависимую велечину от процента. Скорость оборота грош. од. V падает прямо пропорціонально с уменьшением номинальной нормы % и наоборот. Md=PY\V(R).
20. предложение денег факторы, которые его определяют Суть предл. гр. - Эконом. субъекты в любой момент времени имеют в своем распоряжении определенный запас денег, которые они могут при благоприятных обстоятельствах направить в оборот. Предложение следует рассматривать на макро и микро уровнях. Предл на микро уровне - это средства, которые имеют эк субъекты и предлагают их для продажи на денежном рынке. Предложение на микро уровне зависит от% ставки и количества денег, которое имеют эк субъекты в своем владении. Пропози на макроуровне равна сумме денежных средств, которые имеют все эк субъекты, т.е. = массе денег в обороте. Предложение денег: М1 = mМб, где М1 - предложение денег в виде наличности вне банков и депозитов на текущих счетах; т - коэффициент денежно-кредитного мультипликатора; Мб - денежная база. Изменение предложения денег (Ми) может быть вызвана действием факторов, влияющих на объем денежной базы и на коэффициент мультипликатора. Поскольку денежная база (Мб) находится под полным контролем центрального банка, то объем ее может изменяться вследствие определенных операций этого банка - операций на открытом рынке, рефинансирование коммерческих банков, валютной интервенции. На коэф-т мульт-ра влияют: 1) изменение нормы обязательных резервов - вызывает противоположную по направлению изменение коэф-та (m) мультипликации гр. массы, 2) изменение типовой рыночной процентной ставки - при ее росте по ссудам и облигациям расширяются возможности получать ссуды рефинансирования, вследствие чего возрастают денежная база, банковские резервы и коэффициента. мультипликации, и наоборот, 3) изменение богатства - при его росте депозитная составляющая денежной массы возрастет быстрее чем наличная, это усилит мультипликационный эффект и приведет к увеличению предл-й, 4) тенизация предпринимательской деятельности - предопределяет изменение структурных запасов в пользу наличных, А следовательно последняя выходит из банковского оборота - уменьшается предл-я, 5) низкое состояние доверия к банкам. М1 - масса денег не меняется при изменении% ставки; М2 - масса денег изменяется при неизменной% ставке; М3 - масса денег меняется и меняется% ставка.
21. графическая модель денежного рынка. Равновесие на денежном рынке спроса и предложения и процент Если две кривой - спроса и предложения - наложить одну на Друге в одной системе координат, то получим завершенную графическую модель денежного рынка. В ней спрос и предложение подаются во взаимодействии и определяется результат этого взаимодействия: уровень их уравновешения и норма равновесной ставки процента, который отвечает этому уровню (рис. 3.8). Кривые спроса (МД) и предложения (М1) пересекаются в точке А, какой адекватные масса денег в обороте на сумму 4, 0 млрд грн. и пруда ожидаемого дохода (номинального процента) на равные 8%. Это значит, что экономические субъекты в данной экономической ситуации желают иметь в своем распоряжении денег на сумму 4, 0 млрд грн., а банковская система может обеспечить предложение денег на этом же равные, чтобы уравновесить спрос и предложение. За этого условия пруда процента (ожидаемого дохода) стабилизируется на равные 8%. Этот уровень есть равновесной ставкой процента, которая будет удовлетворять требования обеих сторон рынка: покупатели смогут сформировать нужен им запас денег, что равняется 4, 0 млрд грн., и будут его держать на руках, а продавцы смогут разместить имеющийся в них запас денег по приемлемой ставке процента. Ни за какой другой ставки процента подобная зрівноваженість спроса и предложения невозможная. Предположим, что каким-то чином удалось в этой ситуации установить ставку процента на равные 6%, то есть низшей от равновесной. Реакцией на это изменение будет снижение альтернативной стоимости сохранения денег и возрастание спроса на деньги - точка спроса сместится по кривой спросу вправо у положения A1 (при потому, что точка предложения останется в предшествующем положении А). Увеличение спроса на деньги окажется в усилении требований экономических субъектов к банкам предоставить им денежные ссуды. Тем не менее банки не смогут удовлетворить этих требований, поскольку их резервы остались неизменными. Отдельные банки попробуют закупить дополнительные резервы на межбанковском рынке, и между банками усилится конкурентная борьба за ресурсы. Следствием этой борьбы станет возрастание процентной ставки до тех пор, пока она не достигнет предшествующего (равновесного) уровня. Но по мере приближения ставки к тому уровня будет возрастать альтернативная стоимость денег и сокращаться спрос на деньги. Как только пруда достигнет 8%, весь дополнительный спрос на деньги исчезнет и все показатели займут равновесное положение: спрос и предложение - 4 млрд грн., ставка процента - 8%. Затронутое равновесие рынка можно было " успокоить" другим способом - увеличением предложения денег к новому уровню спроса. Для этого центральный банк должен увеличить резервы коммерческих банков, купивши в них соответствующую массу ценных бумаг ли увеличив рефинансирования. За счет дополнительных резервов банки удовлетворили бы дополнительный спрос на деньги, и равновесомая восстановилась бы. Но уровень ее был бы совсем другим - объем денежной массы возрастет до 5 млн грн., а ставка процента снизится до 6%. Тем не менее такое равновесие может иметь отрицательные следствия для реальной экономики, прежде всего для товарных рынков, где значительно возрастет платежеспособный спрос. Нарушение равновесия на денежном рынке может обуславливаться также факторами, которые действуют на стороне предложения денег и на стороне спроса на деньги. В этих случаях равновесие может восстановиться только на других уровнях как процента, так и денежной массы.
22. сбережения и инвестиции в механизм денежного рынка Важную роль в сбалансировании денежного оборота, а также спроса и предложения на денежном рынке сыграют сбережение и инвестиции. Это обуславливает необходимость более подробно рассмотреть их сущность и взаимосвязь. сбережение семейных хозяйств в закрытой экономике является единым источником поступления средств на денежный рынок. Только за счет этого источника сектор «фирмы» может увеличить свои чистые инвестиции, а сектор «вряд» - увеличить свои закупки свыше доходов от налогов, т.е. профинансировать бюджетный дефицит. Отсюда можно сделать несколько общих выводов относительно взаимосвязи сбережений и инвестиций. Эти процессы четко проявлялись в экономике Украины в 1992—1994 гг., когда вследствие гиперинфляции предыдущие сбережения населения полностью обесценились, а новые сбережения в национальных деньгах не создавались. Инвестирование в развитие производства в этот период фактически прекратилось, за исключением незначительных вложений за счет централизованных средств государственного бюджета. 2. Рост объема сбережений создает верхнюю границу наращивания инвестиций в секторе «фирмы». 3. Сбережение населения, которые поступили на денежный рынок и не мобилизованные правительством для своих нужд, должны быть одолженные сектором «фирмы» для инвестирования. На основании приведенных трех выводов можно формализовать связь между инвестициями и сбережениями в таком виде: Тем не менее или в возможности денежный рынок справиться с этой задачей? Однозначного ответа на этот вопрос не дала ни западная, ни отечественная экономическая наука. Представители разных экономических школ дают разные ответы: монетаристы отвечают «да», а кейнсианцы - «нет». Если признать правоту монетаристов, надо согласиться с тем, что рыночная система имеет внутренний механизм саморегулирования, способен отвернуть экономические кризисы. Если же признать правоту кейнсианцев, то следует согласиться с тем, что рыночная экономика не способная к саморегулированию и внутренне неустановившаяся, нуждается в постоянном регулятивном вмешательстве извне.
23. сущность, назначение и структура денежной системы и основные ее элементы. Структура денежной системы Денежная система - это форма организации денежного оборота в стране, установленная общегосударственными законами. Эти законы определяют основные принципы, правила, нормативы и другие требования, регламентирующие отношения между субъектами денежного оборота. Учитывая чрезвычайно важную роль денежных отношений в экономической жизни общества, во всех странах, независимо от их строя, формирования денежных систем осуществляют центральные органы власти. Местные органы власти, даже в странах с федеративной строем, по сути отстранены не только от формирования денежных систем, но и от контроля за функционированием их отдельных элементов. Национально-государственная обусловленность и назначение денежной системы должны учитываться правительствами стран, когда они принимают решение о реконструкции своих денежных систем в направлении их объединения. Такое объединение неизбежно означает потерю существенного защитного механизма для национальной экономики, которым является денежная система. Отказ от такого механизма экономически возможна лишь при условии, что эти страны имеют одинаковые по уровню развития и структуре экономики и политические устройстве. Иначе возникнет угроза потери как для экономически слабых, так и экономически сильных стран, которые объединяются. Об этом убедительно свидетельствуют большие трудности, с которыми столкнулись страны - члены ЕС в попытке объединить свои денежные системы в одну с единой валютой - евро. Осознав значительные угрозы от объединения денежных систем стран с разным уровнем экономического развития и невозможность в установленные сроки (1999 г.) ликвидировать эти различия, руководство ЕС решило, что допустить к объединенной денежной системы можно только некоторые страны-члены, имеющие малейшие различия в экономическом и финансовом положении.
24. виды денежных систем и их эволюция. Основные типы денежных систем и их эволюция В результате эволюции товарного хозяйства и присущих ему экономических отношений денежные системы постепенно менялись, приобретали различных форм, которые можно классифицировать по нескольким критериям
25. создание и развитие денежной системы Украины Становление Украины как независимого, суверенного государства обусловило необходимость создания собственной денежной системы, которое обеспечивало бы вероятность украинским властным структурам самостоятельно руководить финансовым оборотом и финансовым рынком в интересах развития национальной экономики. Организационно-правовые основы создания денежной системы Украины были заложены в Законе Украины " О банках и банковской деятельности", принятому Верховной Радой Украины 20 марта 1991 г. Этим законом Национальному банку Украины предоставлялось монопольное право осуществлять эмиссию финансов на местности Украины и организовывать их оборот, обеспечивать стабильность финансов, проводить единую денежно-кредитную политику и т.п.. Это означало, что никакие другие органы нашей страны, а тем более других стран, не имели права вмешиваться в эту сферу. Затем оборот финансов на нашей местности становился подвластным исключительно органам украинского государства.
26. государственное регулирование денежного оборота и роль в нем фискально-бюджетной и денежно кредитной политики Современная экономическая мысль, независимо от ее конкретного теоретического направления, признает ответственность государства за состояние развития экономики страны, а следовательно и ее право влиять на экономическую жизнь общества. Различия во взглядах отдельных теоретиков касаются лишь степени и методов реализации такого влияния. Одни из них, назовем их условно кейнсианцами, считают, что такое влияние должно быть прямым, непосредственно направленным на отдельного экономического субъекта, индивидуализированы стимулировать соответствующую его поведение. Другие - назовем их условно монетаристамы, считают, что экономические субъекты по природе своей «запрограммированы» на высокоэффективную деятельность в рыночной среде, способные самостоятельно обеспечить наиболее целесообразную поведение с позиций отдельного индивида и общества в целом. Поэтому государству нет необходимости непосредственно вмешиваться в поведение отдельных экономических субъектов, а свое влияние на экономику она должна свести к гарантирования им благоприятных условий деятельности, то есть опосредованно. Фискальная политика сводится к экономическому регулированию через механизмы налогообложения, других изъятий к централизованным фондам финансовых ресурсов, финансовых затрат государства, связанных с выполнением ею своих общественных функций. Если уровень фискальных изъятий доходов экономических суб'ктів возрастает, это уменьшает их возможности и ослабляет Денежно-кредитная политика - это совокупность взаимосвязанных, скоординированных на достижение заранее определенных общественных целей, мероприятий по регулированию денежного оборота, которые осуществляет государство через свой центральный банк, сводится к экономическому регулированию через механизмы изменения предложения денег и их цены на денежном рынке. Увеличение предложения денег, при прочих равных условиях, предопределяет подвавлення процента и возрастания инвестиций, а также возрастание платежеспособного спроса на рынках. Все это на коротких временных интервалах оживляет конъюнктуру рынков и усиливает стимулы к расширению производства. В зависимости от направления и темпов изменения предложения денег и уровня процента различают такие виды денежно-кредитной политики: експанційна (допускавється неконтролируемое, произвольное возрастание предложения денег, налідок - инфляция, то есть, это " политика инфляции",), рестрикційна (допускавється резкое, недостаточно взвешенное, обвальное сокращение предложения грошекй, следствие - деньги " дорожают", Супо сокращается, - снижение цен и резкое падение экономической активности). Учитывая на отрицательные следствия этих политик, правительства, стараясь избегнуть их, применяют кое-что альтернативные к ним политики: дезінфляції и политику рефляції. Проблема монетизації бюджетного дефицита состоит в поиска денежного средства, достаточных для покрытия (финансирование) превышение бюджетных затрат над бюджетными мероприятиями, которые формируются на основании требований действующего законодательства, прежде всего налогового. Мобилизовать необходимые для монетизації бюджетного дефицита средство можно несколькими способами: 1)Увеличить налогообложение екон. субъектов через повышение налоговых ставок, введение новых налогов, отмена льгот за старыми налогами и т.п..2)Разрешить правительству (казначейство) выпустить собственные долговые обязательства (казначейские билеты) в размере, достаточном для покрытия бюджетного дефицита, и предоставить их статус законного платежного средства. 3)Разрешить правительству выпустить собственные ценные бумаги и реализовать их на внутреннему ли зрвнішньому рынках. 4)Разрешить центральному банку прокредитувати правительство в размере бюджетного дефицита, купивши на соответствующую сумму правительственные обязательства на первичном рынке. Найдоцільнішим есть третий - путем реализации держ ценных бумаг на вторичном рынке, поскольку он не изменяет денежной массы и не усложняет задач, определенных в монетарной политике (при условии - бюдж дефицит не хронический и не весьма большой относительно ВВП). Систематический, возрастающий бюдж дефицит, которым бы способом не монетизувався, представляет потенциальную угрозу для постоянства денег. Монетизація через вторичный рынок может лишь отсрочить эту угрозу, но не отстраняет ее совсем.
27. денежно-кредитная политика, ее цели и инструменты Главным результатом функционирования денежной системы является разработка и реализация определенной денежно-кредитной политики. Положительное влияние этой политики на развитие экономики определяет эффективность самой денежной системы.
28. монетизация бюджетного дефицита и ВВП в Украине Монетарная политика является ключевым механизмом в денежной системе страны, благодаря которому реализуются ее основные общественные предназначения:
Проблема монетизации валового внутреннего продукта состоит в доведении массы денег в обороте до уровня, достаточного для успешной реализации всего объема произведенных товаров и услуг, погашение долговых обязательств. Из чисто теоретического взгляда решение этой проблемы обеспечивается уравновешиванием спроса и предложения денег на денежном рынке, независимо от фактического объема денежной массы. В какой степени не изменилась последняя, если предложение денег отвечает спросу, имеющаяся денежная масса является объективно определенной, т.е. не чрезмерно большой или малой.
|