Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структура системы законодательства
Структура системы законодательства предполагает вертикальное и зонтальное деление. 1. Вертикальное деление системы законодательства основывается на принципах субординации, подчинения, иерархичности. Критерием вертикального деления системы законодательства является юридическая сила нормативно-правового акта. В свою очередь, юридическая сила нормативного акта зависит как от его формы (законы, подзаконные акты), таки от уровня, на котором этот акт принят (акты, принятые на федеральном, региональном, локальном уровнях). В России существует следующая система законодательных актов, построенная в зависимости от юридической силы акта. 1. Федеральный уровень: а) Конституция Российской Федерации — ядро национальной правовой системы и вместе с тем Основной закон государства; б) международные договоры Российской Федерации; в) законы Российской Федерации: федеральные конституционные законы;» федеральные законы; г) подзаконные нормативно-правовые акты органов государственной власти Российской Федерации:» указы Президента;» постановления Правительства;» нормативно-правовые акты иных федеральных органов государственной власти (приказы министерств, государственных комитетов, федеральных служб и т. п.). II. Уровень субъектов Российской Федерации: а) конституции и уставы субъектов; б) законы субъектов. 2. Подзаконные акты субъектов: а) нормативно-правовые акты глав исполнительной власти субъектов РФ; б) нормативно-правовые акты иных органов государственной власти субъектов. 2. Горизонтальное деление системы законодательства представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, объединяемых в группы в зависимости от предмета правового регулирования. Как правило, различают отраслевое и межотраслевое законодательство. Отраслевое законодательство регламентирует отношения в рамках отдельных отраслей (уголовно-правовое законодательство, гражданско-правовое законодательство, административно-правовое законодательство и т. д.). Межотраслевое законодательство регулирует объединяемые каким-либо связующим элементом общественные отношения, возникающие «на стыке» различных отраслей права (к примеру, таможенное законодательство регламентирует отношения, вытекающие из таможенных, административных, гражданско-правовых правоотношений, и т. п.). Таким образом, когда мы сталкиваемся с заявлением о появлении новой отрасли права (информационное право, военное право, горное право, транспортное право), то, по сути, речь идет не об отраслях права как таковых, а о появлении новой межотраслевой общности законодательства. Кроме того, в рамках горизонтального структурирования законодательства следует различать текущее и чрезвычайное законодательство. Текущее законодательство представляет собой комплекс нормативно-правовых актов, при помощи которых правовое регулирование осуществляется в условиях стабильной социально-политической ситуации. Чрезвычайное законодательство представляет собой комплекс нормативно-правовых актов, при помощи которых правовое регулирование осуществляется в условиях чрезвычайной ситуации.
|