![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Образовательно ориентированное и проспектированное профессиографирование (с.36)
Профессиография – это технология изучения, описания и проектирования профессий с учетом психофизиологических, психологических и социально-экономических требований, предъявляемых профессиональной деятельностью к работнику. В отечественной психологии наибольшую известность получила классификация профессий, разработанная Е. А. Климовым. В соответствии с объектом труда выделяют пять типов профессий: 1. Человек – живая природа (П). 2. Человек – техника (и неживая природа) (Т). 3. Человек – человек (Ч). 4. Человек – знаковая система (З). 5. Человек – художественный образ (X). Эти пять типов профессий разделяют по признаку целей труда на три класса: 1. Гностические профессии (Г). 2. Преобразующие профессии (Пр). 3. Изыскательские профессии (И). По признаку основных орудий труда в рамках каждого класса выделяют (но не всегда) четыре отдела профессий: 1. Профессии ручного труда (Р), 2. Профессии машинно-ручного труда (М). 3. Профессии, требующие использования автоматизированного и автоматического оборудования и систем (А). 4. Профессии, требующие использования функциональных средств самого человека (выразительных средств поведения, речи и т. д.) (Ф). По условиям труда Е. А. Климов делит профессии на четыре группы: 1. Работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, «комнатным» (б). 2. Работа, связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую по- году (о). 3. Работа в необычных условиях на высоте, под водой, под землей, при повышенных и пониженных температурах и т. п. (н). 4. Работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь, здоровье людей (взрослых или детей), большие материальные ценности (м). Образовательно ориентированная профессиограмма включает ряд блоков. Блок 1 включает краткие сведения о наименовании профессии и специальностей, кодификации, профессиональном направлении, назначении профессии и уровне профессионального образования. Блок 2 содержит сведения о типе профессии, о ведущих объектах профессии. Блок 3 включает сведения о совокупности значимых, ведущих профессиональных принципов личности, особых отношений к предмету профессии. Блок 4 содержит характеристику профессиональной среды как поли- системного образования. Здесь учитываются взаимосвязи результата труда, исходного предмета труда, средств производства и процесса производства. Блок 5 отражает развитие мыслительного потенциала личности, возможности саморегуляции и саморазвития, направленность личности на «стратегию успеха», ее гибкость и мобильность в рыночных условиях. Предусматриваются вопросы экологической, правовой и экономической культуры. Блок 6 отражает требования к психофизиологическим особенностям работника, обусловленные профессией; медицинские противопоказания, требования к полу, возрасту, уровню развития анализаторов, санитарно-гигиенические требования. Образовательно ориентированная профессиограмма может быть использована при определении содержания профессионального образования и разработке образовательно-программной документации, при проектировании новых учебных профессий, специальностей. Проспектированная профессиограмма отражает динамику профессионального развития специалиста и профессионала. Её назначение – проектирование профессионального роста специалиста; область применения – аттестация персонала, профконсультирование, оказание помощи службам занятости. Проспектированную профессиограмму целесообразно использовать при проектировании непрерывного профессионального образования, определении содержания и технологии повышения квалификации и переквалификации.
|