![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие и структура правосознания. Правовая культура.
Правосознание — это внутренний, личностный регулятор юрид.значимого поведения, кот.может характеризоваться как положительно, так и отрицательно. Как форма или область сознания, правосознание отражает прав.действительность в форме - юрид.знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, - прав.установок и ценностных ориентации, регулирующих поведение (деятельность) людей в юридически значимых ситуациях. Правосознание — это совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к действующему и желаемому праву.— это одобрит. или отриц.реакция людей на вновь принятые законы, на конкр.проекты норм.актов и т.п. Структура правосознания включает в себя два элемента: (1) Прав.психологию (переживания, кот.испытывают люди в результате отношения к праву; это уровень эмоций, чувств, настроений, во многом выражающий поверхностные, эмоциональные оценки права субъектами). формируется в результате повседневной человеч.практики как отд.людей, так и соц.групп. Она охватывает сов-ть прав.чувств, ценностных отношений, настроений, желаний и переживаний, характерных для личности, всего общества в целом или конкр.соц.группы. (2) Прав.идеологию – это систематизированное научн.выражение прав.взглядов, идей, принципов, требований общества, классов, различн.групп и слоев населения. включает в себя понятия, принципы, убеждения, выражающие отношение людей к действующему или желаемому праву; это более глубокое осмысление субъектами прав.явлений, характеризующее более рациональный уровень прав.оценок. По содержанию правосознание подразделяется на: 1уровень — обыденное (массовые представления людей, настроения по поводу права, возникающие под влиянием жизн.опыта); — профессиональное (чувства, убеждения, традиции, складывающиеся у юристов на основе юр.практики); 2уровень — научное (идеи, понятия, концепции, выражающие теоретич.освоение права). 3уровень — это научное, теоретич.правосознание. Оно характерно для исследователей, научн.работников, занимающихся вопросами прав.регулирования общ. отношений. По субъектам (носителям) правосознание м разделить на коллективное и индивидуальное. Таким образом -развитие правосознания в опред.степени обусловлено действующим правом; - с другой стороны, само право зависит от правосознания как на уровне правотворчества (принимая норм.акты, законодатель д учитывать уровень правосознания общества), так и на уровне правореализации (правосознание обеспечивает добровол.соблюдение норм права и помогает правоприменению). Прав.культуру можно определить как качеств.состояние прав.организации общества, реального функционирования его прав.системы, отражающее достигнутый уровень развития в сфере прав.регулирования соц.отношений. (обусловленное всем социальным, духовным, политическим и эконом.строем качеств.состояние прав.жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития прав.деятельности, юр.актов, правосознания и в целом в уровне прав.развития субъекта, а также степени гарантированности госуд-м и гражд.обществом свобод и прав человека) Индивид.правовая культура характеризуется степенью усвоения и активн.использования личностью прав.ценностей. Прав.культура общества проявляется в многообразных показателях: • уровень правосознания; • совершенство и демократизм правотворч.процесса; • качество законодательства; • состояние в сфере реализации права, уровень работы правоохр.системы; • прав.закрепление и реальное обеспечение прав и свобод личности; • состояние законности и правопорядка; • профессионализм и высокий общес.статус юр.кадров и учреждений; • состояние прав.науки и юр.образования. п.культуру м подразделить на - обществен-ю, - индивид-ю и - груп-ю(сотрудников мвд, фсб), Применительно к оценке уровня прав.культуры личности можно выделить ее - обыденный уровень, который харак-ся неглубоким знанием и пониманием права, но в итоге проявляется в правопослушании, активном поддержании правопорядка; - проф.уровень -складывается у проф. юристов, кот.обладают глубокими прав.знаниями и правильно реализуют эти знания в повседневной практич.деятельности; - и научно-теоретич.уровень - кот.предполагает комплекс многогранных научн.знаний о праве, его сущности, принципах и особенностях функционирования, направлениях развития, взаимодействия с другими явлениями общества. 42. Современные правовые системы: понятие, структура и общая характеристика. Прав.систему нельзя отождествлять с системой права, помимо сис-мы права включает в сбея всю сис-му общ.отношений (юр.практику) и прав.идеологию. -это цепь прав.явлений в рамках прав.культуры общества. Прав.система – это совокупность элементов: непосредственно системы права и т.д. Структура прав.системы — это устойчивое единство элементов право.системы, их связей, целостности, связей элементов с целым. Элементы: - субъекты права физ. лица и юр. лица. - прав.нормы и принципы - прав.отношения, прав.поведение, юр.практика, режим функционирования прав.системы - прав.идеология, прав.сознание, прав.взгляды, прав.культура - связи между названными элементами, кот.определяют результат их взаимодействия — законность, правопорядок. Категория «прав.семья» (прав.системы) служит для обозначения относительного единства прав.систем, имеющих сходные юр.признаки, и отражает те особенности названных систем, которые обусловлены сходством их конкретно-истор.развития. Под прав.семьей понимается широкая совокупность национальных прав.систем, объединенных - общностью историч.формирования, - структуры и источников, - ведущих отраслей и прав.институтов, - правоприменения, - понятийно-категориального аппарата юр.науки, методов и способов развития. Существует неск.критериев объединения, классификации прав. систем различных государств. (1) Общность генезиса (возникновения и последующего развития). (2) Общность источников, форм закрепления и выражения норм права. Речь идет о внешней форме права, о том, где и как фиксируются его нормы (в законах, Договорах, суд.решениях, обычаях), об их роли, значении, соотношении. (3) Структурное единство, сходство. Прав.системы стран, входящих в одну прав.семью, должны обладать сходством структурного построения норм.-прав.материала. (это находит выражение на уровне строения нормы, строения круп.блоков нормат.материала (отраслей, суботраслей, других подразделений). (4) Общность принципов регулирования общ.отношений. В одних странах это идеи свободы субъектов, их формальн.равенства, объективности правосудия.., в других — теологические, религ.начала, в третьих -социалистич., национал-социалист.идеи и т. п. (5) Единство терминологии, юр.категорий и понятий, а также техники изложения и систематизации норм права. Родственные в прав.отношении страны обычно используют тождественные или сходные по своему значению термины, что объясняется единством их происхождения. аналогично законодатели стран, входящих в одну прав.систему, при разработке прав.текстов применяют одинаковые юр.конструкции, способы построения нормат.материала, его упорядочения, систематизации. выделяют след.прав.системы: 1) англосаксонскую (Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.); 2) романо-герман. (страны континен.Европы, Лат.Америки, нек.страны Африки, Турция); 3) религиозно-правовые (страны, исповедующие в качестве гос.религии ислам, индуизм, иудаизм); 4) социалистическую (Китай, Вьетнам, КНДР, Куба); 5) систему обычного права (экваториальная Африка и Мадагаскар). Англосаксонская прав.система. Глав.источником права в странах данной пр.системы, (Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и другие,) является суд.прецедент. В результате своего развития данная система позволила судьям по своему усмотрению принимать решения по делам, основываясь не только на нормах общего права, но и на собств. понимании справедливости. (при рассмотрении дел судьи используют в качестве образца примеры рассмотрения подобных дел др.судьями). Указанная система предоставила широкие полномочия при принятии решений судьям, а решениям придала главенствующий характер. прав.прецедент получил приоритетную роль, отраслевая кодификация права отсутствует. Деление на матер.и проц.право. Суд-правотворч.орган. прав.норма казуистична. Романо-германская (континентальная) прав.система. В качестве основы явилось римское право. (континентальная Европа, Россия). Отличительная особенность состоит в том, что в отличие от англосак.пр.семьи, где источником права являлся прецедент, здесь эту роль выполняют нпа, сформированные в единую систему. Во главе ее стоит конституция (Осн.закон), принимаемая парламентом или населением страны на референдуме. Система права подразделена на публичное и частное право. Указанные права в свою очередь делятся на отрасли (гражда., уг., труд. и т. д.). Право кодифицировано, устанавливается в законодательном порядке. Судьи выполняют роль правоприменителей. прав.регулятор-общего правила поведения. Система мусульманского (религиозного) права.. система, где наряду с действием религ.принципов применяется кодифицир.право. Особенностью системы является следующее. Право даровано Богом, а, значит, обязательно к применению. Нпа вторичны, роль суд.практики незначительна. При этом большим авторитетом пользуются религ.произведения. Религ.тексты(коран, сунна,. иджма, кияс). Положение суда определеяется религ.судьей-кади. Система традиц.(обычного) права. Наиболее архаичная система, существующая в ряде государств Африки, племен Юж. Америки, на островах Океании. Основой, источником права является обычай. Право некодифицировано, основу обычаев составляют мифология, морал.нормы. Правосудие осуществляется жрецами, вождями и т. д. Допускается возможность мести при совершении тяжк.преступления. со стороны гос.органов некоторых стран (например, Индонезии) признано право за племенами вершить правосудие, опираясь на обычаи, а не на нпа страны. Семья социалистического права. (сев.корея, китай, куба)Прав.системы стран, входящих ныне в социалистический лагерь, ранее принадлежали к романо-герм.прав.семье. характерен дух коллективизма, роль государства в экономич, политич. и соц.организации общества. Имеет черты ром-герм. прав. системы (кодексы, структура, терминология). Первонач.источником права считались революц. творчество масс, революц.целесообразность. Норма права там всегда рассматривается как общая норма поведения. В соответствии с доктриной марксизма-ленинизма, являющейся официальной, законодатель стремится прежде всего создать новый экономич.строй. Средства производства обобществлены. Сфера отношений между гражданами в этих условиях становится меньше, чем она была ранее. Частное право уступает место публичному. Социалистическое право обусловлено ярко выраженным классовым характером. Принимавшиеся нпа, большую часть которых составляли подзаконные (секретные и полу секретные приказы, инструкции и т.д.) фактически выражали главным образом волю и интересы партийно-гос-го аппарата. 43. Англосаксонская правовая система: общая характеристика. (Глав.источником права в странах данной пр.системы, (Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и другие,) является суд.прецедент. В результате своего развития данная система позволила судьям по своему усмотрению принимать решения по делам, основываясь не только на нормах общего права, но и на собств. понимании справедливости. (при рассмотрении дел судьи используют в качестве образца примеры рассмотрения подобных дел др.судьями). Указанная система предоставила широкие полномочия при принятии решений судьям, а решениям придала главенствующий характер. прав.прецедент получил приоритетную роль, отраслевая кодификация права отсутствует. Деление на матер.и проц.право. Суд-правотворч.орган. прав.норма казуистична) Эта прав.семья является одной из наиб.распространенных в мире прав.семей. Ею охватываются территории таких стран как Англия, Канада, США, Индия, Австралия, Нов.Зеландия и многие другие. Англос.прав.семью зачастую называют семьей общего права. К особенностям этой прав.семьи относятся след.положения. (1) Особенности норм англосак.права. В англосак.праве существует 2 вида норм: - законодательные и - прецедентные. Законодательные — представляют собой (как и в романо-герм.системе) правила поведения общего характера. Прецедентные — опре.часть суд.решения по конкр.делу (2) Источники англосаксонского права. Наиболее важным источником англосаксонского права (с точки зрения процесса его формирования) является, как уже отмечалось, суд.прецедент. Именно он долгое время был главной формой выражения и закрепления англий.права, которое поэтому было и остается прецедентным. Прецеденты создаются в Англии только высшими суд.инстанциями: -Палатой лордов, -Судебным комитетом Тайного Совета (по делам государств — членов Содружества), - Апелляционным судом и Высоким судом. Нижестоящие суды прецеденты не создают. Английское правило прецедента гласит: («решать так, как было решено ранее»). Оно имеет императивный характер, т.е. каждая суд.инстанция обязана следовать прецедентам, выработанным вышестоящим судом, а также созданным ею самой. Другим источником англосакс.права является закон (статут - законод.акты, принимаемые британским парламентом). Он появился гораздо позднее прецедента, но постепенно приобрел весьма важное значение в прав.регулировании общ.отношении. Статут имеет приоритет перед прецедентом в том смысле, что может отменить его. Однако это не означает, что прецедент производен от закона, вторичен по характеру. Своеобразие англосаксонского права состоит в том, что закон в нем реализуется не самостоятельно, а через прецеденты, посредством их. Древним источником англосак.права является обычаи. Сегодня его роль среди других источников права непрерывно уменьшается. Однако в содержательном плане, для становления и развития англосак.права обычай имел весьма важное значение. Особое место среди источников англосак.права занимает юр. доктрина (наука). К таким источникам относятся старинные руководства по общему праву, написанные наиболее авторитетными английскими юристами, чаще всего судьями. Таким образом, под английской доктриной как источником права следует понимать не собственно юр.науку, теоретич.представления, идеи, конструкции, а суд.комментарии, описания прецедентн.практики, призванные выполнять роль практического руководства для юристов. (3) Структура англосаксонского права. В английском праве нет классического деления на публичное и частное. Вместо этого исторически сложилось его подразделение - на общее право и - право справедливости. Соврем.период развития англосаксонского права таков, что произошло слияние судов общего права и права справедливости. В данный период существенно повысилась роль законодательного регулирования, возросло значение закона среди других источников права.
44. Романо-германская правовая система: общая характеристика. (Романо-германская (континентальная) прав.система. В качестве основы явилось римское право. (континентальная Европа, Россия). Отличительная особенность состоит в том, что в отличие от англосак.пр.семьи, где источником права являлся прецедент, здесь эту роль выполняют нпа, сформированные в единую систему. Во главе ее стоит конституция (Осн.закон), принимаемая парламентом или населением страны на референдуме. Система права подразделена на публичное и частное право. Указанные права в свою очередь делятся на отрасли (гражда., уг., труд. и т. д.). Право кодифицировано, устанавливается в законодательном порядке. Судьи выполняют роль правоприменителей. прав.регулятор-общего правила поведения.) Прав.система – это совокупность элементов: непосредственно системы права, традиций прав.регулирования, прав.учений, доктрин. Романо-германская правовая система представлена следующими странами: Г, Франция, РФ и др. Ведущий исто. актов составляет основу правопорядка. Законодательство регулирует все наиболее важные аспекты жизни. характерны писаные конституции, обладающие высшей юр.силой. Повсеместно распространена отраслевая кодификация с целью упорядочения нормативн.материала. Система права структурируется по отраслям, подотраслям, прав.институтам, субинститутам. Существует деление права на публичное и частное. Отрасли материального права занимают доминирующее положение по сравнению с процес.отраслями. При аналогии применяются общие принципы права - закрепленные нормативно или выводимые путем толкования. Прав.нормы как общие модели правомерного поведения формулируются законодательными и исполнительными органами гос.власти. При этом удельный вес ведомственного, подзаконного нормотворчества достаточно велик. Суд не создает права, он его только толкует и применяет. При отправлении правосудия судья осуществляет не правотворчество, а прав.квалификацию, устанавливая соответствие фактич.обстоятельств действующей нормативной модели. Роль обычая ограничена, он не считается самост.источником права, является лишь дополнением к закону. К достоинствам романо-германской прав.системы следует отнести четко организованную, непротиворечивую, иерархически структурированную систему законодательства. К недостаткам - наличие пробелов и некоторую оторванность от реальной жизни, поскольку законотворчество объективно не может предусмотреть все нюансы и изменения соц.отношений, не всегда поспевает за этими изменениями.
|