Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предложение






 

Предложение, как и спрос, может быть «эластичным» и «неэластичным». Коэффициент эластичности предложения по цене рассчитывается по аналогичной формуле коэффициента ценовой эластичности спроса:

,

где - эластичность предложения по цене;

Δ Qs – разность между исходной и конечной величиной предложения;

Δ Р – разность между исходной и конечной ценой.

 

Если небольшое изменение цены вызывает значительное изменение величины предложения, то такое предложение называют «эластичным». Напротив, если даже значительное изменение лишь немного изменяет величину предложения, то такое предложение считается «неэластичным».

Если коэффициент эластичности больше единицы, то предложение считается эластичным, а если меньше единицы – то неэластичным. При коэффициенте, равном единице, говорят о предложении единичной эластичности.

Графически различные виды эластичности можно изобразить следующим образом.

Рис. 1.10. Эластичное предложение (Δ Q> Δ P); > 1

Рис. 1.11. Предложение единичной эластичности (Δ Q=Δ P); =1

Рис. 1.12. Неэластичное предложение (Δ Q< Δ P); < 1

Наиболее существенным моментом при анализе эластичности предложения является учет фактора времени. Если спрос может изменяться моментально, то для того, чтобы изменилось предложение, необходимо время. Реакция предложения на изменение цены в значительной степени зависит от продолжительности периода времени, в течение которого она происходит. Поэтому выделяют мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесие.

Под краткосрочным периодом понимается такой отрезок времени, в течение которого можно увеличить выпуск продукции при имеющихся производственных мощностях за счет более интенсивного их использования. Рост цены позволяет увеличить заработную плату рабочим, приобрести более дорогое сырье и т.д.

Долгосрочный период – это отрезок времени, достаточный для создания новых производственных мощностей. В этот период предложение наиболее эластично. Рост цены здесь меньше, чем в предыдущих случаях, а прирост предложения является максимальным. Если в коротком периоде наибольшее воздействие на поведение цены оказывает изменение спроса, то в длительном периоде цена изменяется в основном под воздействием предложения.

 

14). Полезность экономических благ. Общая и предельная полезность.

Средства, удовлетворяющие потребности, называют благами. Одни из них имеются в неограниченном количестве (например, воздух), другие существуют в ограниченном размере. Последние называют экономическими благами.

Среди экономических благ выделяют взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплементарные). К субститутам относятся, например услуги транспорта (поезд, самолёт, автомобиль), сфера досуга (кино, театр, цирк). Примерами комплементарных товаров являются стул и стол, автомобиль и бензин, ручка и бумага.

Для получения экономических благ требуются дополнительные средства – ресурсы.

Люди потребляют товары и услуги потому, что хотят получить удовлетворение от пользования ими, хотят получить полезный эффект, полезность. Полезност ь — это способность удовлетворять потребности. Полезность - это субъективное понятие. Полезность определённого продукта будет существенно различной для разных людей. Пара очков имеет огромную полезность для того, у кого слабое зрение, но совершенно бесполезна для человека со 100% зрением.

Основы теории полезности разработаны экономистами ХIХ в., как Г. Госсен (18I0-1859), У.С.Джевонс (18З5—1882) К.Менгер (1840-1921).

Эти экономисты создали особое направление в экономической науке, получившее название «маржинализм» («предельность»). Ключевая идея - стоимость (ценность) товара определяется не затратами труда на его производство, а полезным эффектом, который он способен принести потребителю.

Маржинализм называют субъективно-психологической теорией.

Маржиналисты обратили внимание на то, что потребление любого блага носит, как правило, «приростный» характер. Потребитель постепенно увеличивает количество единиц потребляемого блага, пока не насытит потребность в нём.

Из этого следуют два важных вывода.

1. Каждая дополнительная единица товара приносит потребителю дополнительную полезность, которая называется предельной полезностью данного блага (в экономической теории слова “предельный” и ”дополнительный” являются синонимами, т.е. имеют один и тот же смысл). Таким образом, под предельной полезностью понимается добавочная полезность, получаемая потребителем из одной дополнительной единицы продукции.

2. Чем большее количество единиц, тем меньшая предельная (т.е. дополнительная) полезность извлекается из потребления каждой последующей единицы этого блага. Другими словами, предельная полезность носит убывающий характер. Эту зависимость в экономической науке называют законом убывающей предельной полезности.

Имеется обратная связь между предельной полезностью и ценностью блага. Она состоит в том, что благо тем более ценно, чем меньшим количеством единиц данного блага располагает человек, и наоборот (стакан воды в пустыне обладает огромной ценностью, в то время как тот же стакан у полноводной реки не обладает никакой ценностью, хотя, конечно, имеет полезность). Отсюда вывод: ценность данного блага определяется полезностью последней имеющейся единицы этого блага, удовлетворяющего, наименее настоятельную потребность.

Совокупную общую полезность любого количества бутербродов можно легко определить путём суммирования показателей предельной полезности. Убывающая предельная полезность заставляет производителей понижать цену, для того чтобы побудить покупателей к приобретению большего количества продукции. Такова логика позволяющая обосновать представление о нисходящей кривой спроса.

 

 

15) Максимизация полезности. Равновесие потребителя

Правило максимизации полезности.

Правило, в соответствии с которым можно максимизировать удовлетворение потребности, заключается в таком распределении денежного дохода потребителя, при котором последний доллар, затраченный на приобретение каждого вида продуктов, приносил бы одинаковую добавочную полезность (предельную). Будем называть его правилом максимизации полезности. Если потребитель “уравновесит свои предельные полезности” в соответствии с этим правилом, то ничего не будет побуждать его к изменению структуры расходов. Потребитель будет находиться в состоянии равновесия.

Предпочтения. Мы можем считать, что средний потребитель имеет достаточно отчётливую систему предпочтений в отношении товаров и услуг, предлагаемых на рынке. Мы исходим из того, что покупатели прекрасно представляют себе, какую именно предельную полезность они извлекут из каждой последующей единицы различных продуктов, которые они могут купить.

Бюджетное сдерживание. Денежный доход имеет ограниченную величину. Поскольку потребитель вкладывает в своё дело ограниченное количество человеческих и имущественных ресурсов, получаемый в результате денежный доход также окажется ограниченным.

Потребительское равновесиеситуация, в которой потребитель не может увеличить общую полезность, получаемую при данном бюджете, расходуя меньше денег на покупку одного блага и больше - на покупку другого.

Если цены, например, на говядину снизились, то это будет стимулировать потребителя к замещению говядиной некоторых уже менее привлекательных статей расходов. Говядина вполне может заменить свинину, телятину, птицу и целый ряд других продуктов питания. Снижение цены увеличивает относительную привлекательность продукта и заставляет потребителя приобретать его в большем количестве. Явление известно под названием эффект замещения. Под эффектом замещения понимается та часть прироста величины спроса на подешевевший товар, которая образовалась вследствие замены более дорогостоящих благ менее дорогостоящими.

Изменение величины спроса может быть связано с воздействием изменения цены на величину реального дохода. Происходит это в случае, когда цена на один из товаров набора опять таки снизилась. Если, например, цена говядины снизилась, то реальный доход или покупательная способность, того, кто покупает этот продукт, увеличивается. Это увеличение реального дохода проявится в росте объёма покупок разнообразных товаров, включая и говядину. Такая ситуация равнозначна реальному увеличению дохода потребителя, увеличению его денежного дохода. Это называется эффектом дохода.

 

16) Бюджетная линия потребителя. Кривые безразличия.

Большим шагом вперёд в исследовании закономерностей потребительского поведения стало создание концепции “бюджетных линий” и “кривых безразличия”. Её авторами считаются итальянский экономист В.Парето и английские экономисты Д.Р. Хикс и Ф. Эджуорт (1845-192б). Базируясь на ординалистском подходе, их концепция рассматривает поведение потребителя с двух сторон: во-первых, с точки зрения того, что может позволить себе потребитель при данном ограниченном доходе, а во-вторых, что он хотел бы иметь из наличного набора товаров, каждый из которых ему представляется равноценным.

Бюджетная линия показывает различные комбинации двух продуктов, которые могут быть приобретены потребителем при данном уровне цен на продукты и данной величине его денежного дохода.

Бюджетная линия - это геометрическое место точек, характеризующее наборы товаров, которые может приобрести потребитель, полностью израсходовав свой доход при данных ценах на товары А и В.

Бюджетная линия – это геометрическое место всех наборов из двух товаров, стоимость которых равна доходу.

Изменение уровня цен может по-разному повлиять на положение бюджетной линии. Если цены на оба товара будут пропорционально возрастать, то бюджетная линия сместится параллельно и вниз, ибо такое поведение цен равнозначно снижению дохода потребителя. Наоборот, если цены на оба товара упадут, то это будет означать как бы рост дохода и бюджетная линия сместится параллельно вверх. Наиболее вероятен вариант, когда цены на товары будут меняться по отношению друг к другу. Предположим, что цены на одежду не меняются, а продукты питания становятся дешевле.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал