Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Беглые заметки о буддизме






 

Махаяна и Хинаяна — две основные школы Буддизма. Дословный перевод — «Большая Колесница» и «Малая Колес­ница». Махаяна, или Большая Колесница, распространена на всем Севере, как-то: в Тибете, в Монголии, среди калмыков, бу­рят; конечно, последователи этой Школы имеются и в Китае и в Японии. Хинаяна, главным образом, распространена на Юге — в Цейлоне, в Индокитае, также имеются отделения и в Китае и в Японии. Махаяна получила начало свое на Юго-Западе Индии во втором веке до Р.Х.; основателем ее был великий Учитель Нагарджуна. Почти одновременно, даже немного раньше, Уче­ние это было введено на Сев[еро]-Западе Индии Асвагошей, драматургом и отцом санскритской литературы. Главное отличие Махаяны от Хинаяны в том, что, кроме Готамы Будды, она при­знает Иерархию Света, возглавляемую многими Бодхисаттвами и Тарами. Среди этих Бодхисаттв, кроме Майтрейи, особенно популярны Бодхисаттва Ченрези, или Тибетский Авалокитешва- ра (Покровитель Тибета), и Бодхисаттва Манджушри (Покро­витель Буддизма), конечно, имеются еще многие другие. Среди Тар (женские божества) самой высокой считается многоокая и многорукая Дуккар, ее отождествляют с Матерью Мира (Лакш- ми и Кали Индии), а иногда с Белой Тарой. Также почитаются и Тара Желтая и Тара Зеленая, названные так по цвету их Лучей. Второе отличие состоит в том, что в то время как Архат Хиная­ны стремится к индивидуальному, личному спасению, Бодхисат- тва Махаяны ставит своей целью спасение Мира, ради которого он дает обет не вступать в Нирвану до достижения этой цели. Учение о Парамитах, или достижении Высшей Добродетели, особенно характерно для Махаяны.

Последователи Хинаяны, кроме Будды Готамы и одного Его Преемника, Бодхисаттвы Майтрейи, не признают никакой дру­гой Иерархии. Само собой разумеется, они не признают и авто­ритета Далай Ламы или Таши Ламы. Имеются еще небольшие разницы, но они не так существенны. Так же правильно, что Хинаяна есть Школа Экзотерическая, тогда как Махаяна — Учение Эзотерическое. Махаяна в Тибете подразделяется на две многочисленные секты. Желтые Шапки, или Гелугпа, преиму­щественно распространенная в Тибете и Монголии, основателем ее был великий реформатор Цонг-Капа в XIV веке, и другая, более древняя секта Красных Шапок, или Ньин-ма (Дугпа одно из подразделений ее), которые населяют весь Сикким и Малый Тибет; основана она была Учителем-индусом Падма-Самбхавой. Далай Лама и Таши Лама и все Правительство в Тибете при­надлежат к Гелугпа. Кроме этих двух сект, в Тибете еще очень живуче самое древнее, местное верование, известное под назва­нием Бонпо. Сейчас это древнее верование очень много заимст­вовало от Буддизма. Но ламы Бонпо, так же как и большинство лам красной секты, очень привержены колдовству и самой гру­бой некромантии и тантризму.

Есть ли на Востоке религии и общества, принимающие Учение о Майтрейе? — Бодхисаттва Майтрейя был завещан миру как грядущий Будда самим Готамою. Потому и Хинаяна признает этого единственного Бодхисаттву, Майтрейя отвечает Калки Аватару в Индуизме (Аватар на Белом Коне, см. «Откро­вение Иоанна [Богослова]») и Мессиям всех народов. Все Мессии неизменно являются Аватарами Вишну, потому Они относятся к Единому Эго. В экзотерических преданиях разница между Майтрейей и Калки Аватаром та, что, тогда как Калки Аватар появится в конце настоящей Кали Юги — «для оконча­тельного уничтожения злых и для обновления человечества и восстановления чистоты», Майтрейя ожидается раньше. Статуи в честь Бодхисаттвы Майтрейи воздвигались по Индии и Тибету в самом начале нашей христианской эры, и сейчас нет буддий­ского храма, в котором не было бы Изображения этого Бодхи- саттвы на танках или же в виде колоссальной фигуры, занимаю­щей иногда три этажа храма. Конечно, все буддисты верят, что Майтрейя появится в Шамбале, и наиболее просвещенные из них знают, что Майтрейя и нынешний Владыка Шамбалы — Единая Индивидуальность. Приведу интересное место из «Тай­ной Доктрины», взятое из Пуран: «Так как Сатия Юга всегда первая в серии Четырех Веков, или Юг, то Кали Юга всегда по­следняя. Сейчас Кали Юга верховно властвует в Индии и как бы совпадает с Кали Югой Западного Века. Во всяком случае, любопытно отметить, каким пророком, почти во всем, оказался писавший “Вишну Пурану”, когда он предсказывал некоторые темные влияния и преступления Кали Юги. Ибо, сказав, что «варвары» будут властвовать на берегах Инда, Чандрабхаги и Кашмира, он добавляет: “Будут современные монархи, царст­вующие на Земле, царями грубого духа, нрава жестокого и пре­данные лжи и злу. Они будут умерщвлять женщин и детей и коров; они будут захватывать имущества своих подданных (или, по другому переводу, будут захватывать чужих жен); власть их будет ограничена... жизнь их будет кратка, желания ненасытны... Люди разных стран, смешиваясь с ними, последуют их приме­ру; и варвары будут мощны (в Индии), покровительствуемые принцами, тогда как чистые племена будут заброшены, народ будет погибать. Богатство и благочестие будут уменьшаться день за днем, пока весь мир не будет развращен... Лишь имущество будет давать положение; богатство будет единственным источ­ником почитания и преданности; страсть — единственною свя­зью между полами; ложь будет единственным средством успеха в тяжбе; женщины будут лишь предметом полового удовлетво­рения... Внешний облик будет единственным отличием разных ступеней жизни; нечестность будет общим средством существо­вания; слабость — причиною зависимости; угроза и самомнение заменят знание; щедрость будет называться благочестием; богач будет считаться чистым; обоюдное согласие заменит брак; тон­кие одежды будут достоинством... сильнейший будет властво­вать... народ, не будучи в состоянии выносить тяжести налогов (кхара-бхара), будет спасаться в долинах... Так в Кали Юге разложение будет неукоснительно протекать, пока человеческая раса не приблизится к своему уничтожению (Пралайе). Когда конец Кали Юги будет совсем близок, часть Божественного Существа, которое существует в силу своей собственной духов­ной природы (Калки Аватара), сойдет на Землю... одаренный восемью сверхчеловеческими способностями... Он восстановит справедливость на Земле, и умы тех, кто будут жить в конце Кали Юги, пробудятся и будут так же прозрачны, как хрусталь. Люди, которые будут так преображены... явятся семенами чело­веческих существ и дадут рождение расе, которая будет следовать законам Крита Века (или Века Чистоты). Как сказано: “Когда Солнце, и Луна, и (лунный астеризм) Тишиа, и планета Юпитер будут в одном доме, Крита (или Сатиа) Век вернется...”

Две личности Девапи, Куру и Mauru (Мору) из рода Икшва- ку продолжают жить на протяжении Четырех Веков, обитая в Калапа (Шамбала). Они вернутся сюда в начале Века Крита. Mauru (Мориа) силою йоги продолжает жить... Он восстановит расу Кшатриев, Солнечной Династии”».

Правильно это или нет, что касается до последнего проро­чества, но «блага» Кали Юги описаны хорошо и превосходно согласуются даже с тем, что слышно и видно в Европе и других цивилизованных и христианских странах в расцвете XIX столе­тия и на заре XX века нашей великой «Эры Просвещения».

В «Матсиа Пуране», гл. 272, говорится о династии десяти Moryas, или Maurias. В той же самой главе утверждается, что

Мориа будет царствовать в Индии после восстановления расы Кшатриев, через несколько тысячелетий. Только эта власть будет чисто духовной и «не от мира сего». Это будет царством будущего Аватара.

Так посвященные индусы знают многое о своих Великих Махатмах, обитающих в Транс-Гималаях, но это священное зна­ние они очень охраняют от любопытствующих. Многие из них были в свое время против Е.П.Блаватской за то, что она выдала миру эти Величайшие Имена. Ведь в Индии еще живет высокое почитание всего Сокровенного и особенно этих Величайших Учителей человечества. Ни один индус не назовет постороннему имени своего Гуру, так священно оно. Теперь вы понимаете, как сокровенно звучит в сердцах Востока Имя Майтрейи, или Калки Аватара, или Мунтазара. Ведь все религии вращаются около единого понятия Аватара и грядущего Мессии, эта вера или, вернее, чувствознание есть тот огонь, которым держится и питается духовная жизнь нашей планеты. Потушите его, и пла­нета погрузится в мрак разложения. Истинно, нет ничего более жизненного, более явного и мощного, более прекрасного, неже­ли это понятие великого Аватара. Все пророчества, все видения и все древнейшие и наиболее сокровенные предания всех наро­дов скрывают под разными символами и аллегориями великую Книгу Жизней Единого Высочайшего, сражающегося с Апока­липтическим Змием.

Теперь «об искании живого Будды». Конечно, сейчас это может вызвать усмешку. Конечно, только невежды верят бук­вально, что каждый Далай Лама есть воплощение Бодхисаттвы Авалокитешвары, а Таши Лама — Будды. Все это нужно пони­мать метафизически. Воплощение великих Духов в ту или иную личность нужно понять как усиленную или даже постоянную посылку Луча Высокого Духа избранному Им преемнику. Имен­но, при нарождении определенного Носителя Миссии близкий ему по Карме Высокий Дух посылает ему Свой Луч, чтобы сопутствовать в его жизненном пути. Этот Луч воспринимается новорожденным так же, как и лучи Светил, под которыми он родился. Он растет под этим Лучом, и при дальнейшем разви­тии происходит полная ассимиляция этого Луча; и по этому проводу происходит то, что мы называем воплощением Луча, или наивысшим иеровдохновением. Также вы знаете, что мате­рия или энергии, облекавшие Высокий Дух, нерушимы и могут в силу притяжения или сродства, при особых случаях, войти в состав тонкого тела, образующегося вокруг Высокого Духа, готового к новому воплощению. Конечно, современные Далай

Ламы и Таши Ламы настолько далеки от высокого понятия Духовных Водителей, что лишь невежественные массы верят, что они являются высокими воплощениями. Но традиция во­площения одного и того же Эго в этих Представителей Духов­ной Власти еще сильна. В связи с этими поисками воплощен- цев происходит много поучительного. Несомненно, что иногда им удается найти новое воплощение их лам. В этом нет ничего удивительного, ибо часто эти ламы были самыми заурядными людьми. Путешествуя по Тибету, нам приходилось слышать много интересного. У нас хранилось одно древнее пророчество, данное нам Учителем, и как-то оно было нами показано одно­му очень образованному буряту, окончившему Петроградский Университет; прочтя его, бурят этот взволновался и сказал, что это пророчество есть именно то, которое он слышал из уст монгольского мальчика; и он рассказал нам, что в небольшом местечке около Урги родился мальчик, который, будучи не больше года от роду, неожиданно в присутствии нескольких лиц произнес это самое пророчество. Конечно, на этого мальчика стали смотреть как на воплощенца. Дальнейшую судьбу его мы не знаем, ибо в апреле того года мы ушли в Тибет. Напрасно думать, что в книге «Звери, Люди и Боги» все граничит с мало­вероятной фантазией. Там больше правды, чем думают. Так и колдунья, упомянутая в этой книге, все еще жила, когда мы были в Монголии. Так и неожиданный приезд Вел[икого] Вл[а- дыки] Шамб[алы] в Гомпа не есть вымысел. Версию этого мы сами слышали. На Востоке еще можно встретиться с такими чудесами, но открываются они лишь тем, кто отдали все, чтобы их найти. Сейчас вышла интересная книга на английском языке одного очень уважаемого Садху, в ней он описывает свою встре­чу с отшельниками, живущими в ледниках священной горы Кайлас. Так, Махатмы принимают меры, чтобы чистые сердца встречали Их в том виде, как это ближе ищущему. Этим поддер­живается и та несломимая вера, которая живет в сердце истин­ного индуса.

Индия Т.П.Сундри

19.III.1936


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал