Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Западноевропейский меркантилизм
Английский меркантилизм. В разных странах политика меркантилизма имела свои особенности. Наиболее развитым и типичным был английский меркантилизм. Это объяснялось тем, что Англия уже в XVI —XVII вв. значительно продвинулась вперёд в экономическом развитии и два столетия (1651—1849) меркантилизм был официальной политикой государства (действовал Навигационный акт Кромвеля). О том, что в Англии был известен монетаризм, свидетельствуют «законы об истрачи-вании», издававшиеся в XV- XVI вв. и обязывавшие иноземных купцов тратить выручку за свои товары на покупку английских. Фактически это означало запрет вывоза монеты за границу. Монетаризм нашёл отражение и в литературе, как показывает памфлет У. Стаффорда (1554—1612) «Краткое изложение некоторых обычных жалоб различных наших соотечественников»— рыцаря, купца, богослова, ремесленника, фермера. В этом сочинении доказывался вред вывоза монеты за границу, ибо в итоге растут цены и ухудшается положение народа. Посему предлагалось запретить ввоз предметов роскоши и некоторых других товаров, регламентировать торговлю, ограничить вывоз монеты, расширить суконное производство. Но практическое значение монетаризма было невелико, так как Тюдоры уже в XVI в. поощряли торговлю, судостроение, судоходство, поиски торговых путей и рынков. С конца этого же столетия Англия становится на путь колониальной политики. Революция 1642—1649 гг. привела к усилению политики меркантилизма. Навигационный акт Кромвеля декларировал монополию английских купцов на торговлю с колониями Англии, каботажное плавание вдоль её берегов. Иностранным купцам разрешалось привозить в Англию лишь товары своей страны. В XVII в. появилось много памфлетов, излагавших доктрину меркантилизма. Яркий пример дают сочинения Томаса Мена (1571—1641), одного из директоров Ост-Индской компании. Это весьма символично, ибо обоснование меркантилизма сочеталось с апологией колониализма. В 1621 г. Мен опубликовал памфлет «Рассуждение о торговле Англии с Ост-Индией», опровергая в нем монетаризм и обосновывая теорию «торгового баланса». По его мнению, торговля является «пробным камнем процветания государства», когда достигается пропорциональность, ввозятся, прежде всего, сырье и предметы первой необходимости, материалы, нужные для войны, торговли, ремесла. Указывалось, что 10 шиллингов, затраченные в Индиина покупку товаров, превращаются в Лондоне при их продаже в 35 шиллингов. Мен заявлял, что «нет иных способов получить деньги, кроме торговли», а когда стоимость экспортных товаров будет «превышать стоимость ежегодного ввоза товаров, денежный фонд страны будет увеличиваться»'". Оправдывалась деятельность Ост-Индской компании, поскольку она усиливала флот ирасширяла торговлю Англии. Его второе сочинение носило весьма характерное название —«Богатство Англии во внешней торговле, или Баланс нашей внешней торговли, как регулятор нашего богатства» (1630). Это название очень точно выражало суть теории «торгового баланса». Здесь она получила классическую формулировку. Правда, работа была опубликована лишь в 1664 г., после смерти автора, но сыграла важную роль в развитии английского меркантилизма. Автор рекомендовал иностранцам «продавать... ежегодно на большую сумму, чем мы покупаем у них», расширять сырьевую базу промышленности в сельском хозяйстве (распахивая пустыри), сокращать потребление иностранных товаров, активизировать конкуренцию с иностранными купцами (не останавливаясь даже перед снижением цен, «лишь бы не терять сбыта»), улучшать качество английской продукции. Роскошь правомерна только тогда, когда потребляются отечественные товары, когда «излишества богатых могут дать работу бедным». Поучительным признавалось Меном обогащение Венеции, Генуи, Голландии. По его мнению, и Англия могла обогатиться, используя судоходство, внешнюю торговлю, приток денег, взимая пошлины и превратившись в склад иностранных товаров. Операции Ост-Индской компании автор называл «великим и благородным делом». Он считал допустимым вывоз денег, ибо «золото порождает торговлю, а торговля увеличивает деньги». Хранение денег в Англии не расширит её экспорт, а их изобилие даже вредно, порождая вздорожание товаров. Полезной признавалась и убыточная внешняя торговля, поскольку она сохраняла рынки для английских товаров. Регулирование стоимости денег Мен объявлял бесполезным, так как в торговом обороте учитывается лишь «истинная ценность нашей монеты», а не её название. Он осуждал порчу монеты и вмешательство государства в торговлю. Т. Мен ярко выразил грабительские устремления английской буржуазии XVII в. Меркантилистские идеи развивал исын торговца Самуил Фортрей (1622—1681) в памфлете «Выгода и благосостояние Англии, заключающиеся в увеличении запасов и расширении торговли этого королевства». В целях поощрения развития промышленности он требовал обложения иностранных товаров высокими пошлинами. В результате цены на ввозимые в Англию товары возрастут, что приведёт, по его мнению, к расширению сбыта товаров отечественного производства. Фортрей заявлял, что поэтому и роскошь богатых полезна для народа, и не беспокоился о том, что рост цен наносит ущерб народным массам. Английские меркантилисты считали, что ради развития собственной промышленности и активного торгового баланса потребитель должен идти на жертвы. Антинародная сущность меркантилизма особенно ярко проявлялась в проповедовании необходимости трудящихся примириться с нуждой. С их точки зрения, бедность одних так же необходима, как богатство других, а доходы народа зависят якобы от роскоши господствующих классов. Французский меркантилизм. Во Франции меркантилизм тоже сыграл очень важную роль в экономической политике абсолютизма, особенно в XVII в. Но буржуазия здесь была слабее, чем в Англии, а абсолютизм являлся дворянской диктатурой. Правда, меркантилизм во Франции приобрёл отчасти и промышленный характер, поскольку абсолютизм усиленно насаждал мануфактурную промышленность, часто за счёт казённых субсидий. Политику меркантилизма взял на вооружение уже Генрих IV, всячески поощряя торговлю. Он заключил в 1606—1607 гг. ряд договоров с иностранными государствами, отказался от прав короны на выморочное имущество иностранных купцов, содействовал колонизации Канады, запретил ввоз текстильных товаров и вывоз ценного сырья — шелка, шерсти. В стране с помощью привилегий и субсидий насаждалось мануфактурное производство, особенно предметов роскоши (в чем сказывалась ограниченность дворянского меркантилизма). Ришелье продолжил эту политику в 1624—1642 гг. Огромный размах политике меркантилизма придал министр Людовика XIV Ж.-Б.Кольбер в 1661—1683 гг.Он полагал, что могущество государства определяется количеством денег в его распоряжении, а их может дать только торговля, которую нельзя увеличить, не сокрушив голландцев. Кольбер создал Ост-Индскую компанию (1664), поощрял развитие королевской мануфактурной промышленности, ввёл протекционистский таможенный тариф. Его меркантилистская политика способствовала развитию товарно-денежных отношений во Франции. Однако литература французского меркантилизма оказалась беднее его практики, к тому же она сохраняла пережитки воззрений средневековья. Некоторые меркантилистские идеи сформулировал Жан Боден (1530-1596), юрист и крупный общественный деятель, решительный сторонник абсолютизма. Его экономические воззрения были изложены в работе «Ответ на парадоксы г. Малеструа относительно вздорожания всех товаров и денег» (1568) и её продолжении (1578). Боден отвергал средневековую регламентацию экономики (хотя и непоследовательно), ратовал за широкое развитие внешней торговли, осуждал паразитизм знати, одобрял взимание косвенных налогов. Но он не ставил вопроса о накоплении денег, о борьбе за активный торговый баланс. «Революция цен» XVI в. наивно объяснялась им изобилием денег и, следовательно, считалась вредной. Он не понял, что эта революция была вызвана не простым увеличением количества золота и серебра, а их удешевлением, снижением издержек добычи благородных металлов. Экономическая программа французского меркантилизма была подробно изложена лишь позднее Антуаном де Монкретьеном (ок.1575-1621) в сочинении «Трактат политической экономии» (1615), давшем название целой науке.Но политическая экономия излагалась им как совокупность правил хозяйственной деятельности, Монкретьен утверждал, что «счастье людей — в богатстве, а богатство — в труде», роскошь правомерна лишь при потреблении местной продукции, когда её производители получают работу и «прибыль остаётся внутри страны». Купцы «более чем полезны». Торговля - «главная цель различных ремёсел»; торговая прибыль правомерна, она компенсирует риск; «золото оказалось могущественнее железа». Зато иностранцы сравнивались с насосом, выкачивающим богатство из Франции. Предлагались их изгнание, развитие промышленности, усовершенствование её продукции. Одобрялись вмешательство государства в экономическую жизнь, взимание налогов и присвоение даже торговой прибыли. Хотя Монкретьен не предлагал содействовать расширению внешней торговли, обоснования идеи «торгового баланса» у него не было. В его работе сохранились следы монетаризма (в крайне широком толковании прерогатив государства, в грубом решении вопроса борьбы с иностранцами). Проблема накопления капитала подменялась задачей возвышения Франции, Вопреки меркантилизму первостепенное значение придавалось «естественному богатству» (хлеб, соль, вино и т. д.), так как не количество золота и серебра делает государство богатым, а «наличие предметов, необходимых для жизни и для одежды». Государство должно заботиться о крестьянах. Такие рекомендации были невозможны для английского меркантилизма. Испанский меркантилизм. Для Испании XVI в. был характерен монетаризм. Существовала регламентация денежного обращения, вывоз из страны золота и серебра запрещался под угрозой смерти. Всякий корабль, покидающий порты Испании с грузом товаров, обязывался вернуть их стоимость в виде денег, а не товаров иностранного происхождения. Эти идеи проповедовал сторонник испанского монетаризма Мариана (1573-1624). Он заявлял, что государь должен покровительствовать торговле и земледелию, строительству мостов и дорог, хотя тот заботился лишь о военных походах, колониальных грабежах и обогащении королевского двора. Меркантилизм в Испании XVI-XVII вв. получил дворянскую направленность и оказался экономически бесплодным. В XVIII в. в Испании появляются сторонники теории «торгового баланса». Об этом свидетельствует сочинение придворного Филиппа V Херонимо Устариса «Теория и практика торговли и мореплавания» (1724). Он доказывал, что полезна лишь торговля, делающая активным торговый баланс, а между тем Испания ежегодно теряет благородных металлов на сумму свыше 15 млн. песо. В сочинении указывалось на успехи Голландии и Англии, одобрялся Навигационный акт Кромвеля, рекомендовалось форсировать экспорт путём снижения пошлин и сдерживать импорт с помощью протекционизма, ускорять развитие мануфактурной промышленности, использовать иностранных мастеров, лимитировать экспорт. К. Маркс относил Устариса к «модифицированным меркантилистам». Видным представителем позднего меркантилизма был Бернардо Уллоа, который в своей работе «Восстановление испанской промышленности и торговли» (1740) развивал теорию «торгового баланса». Среди разных видов торговли (взаимной, пассивной и активной) Уллоа отдавал предпочтение последней, как обеспечивающей приток денег в страну. Он разочаровался в экономической политике испанского абсолютизма. Он считал, что золото и серебро идут туда, куда их притягивают труд и прилежание, и поэтому рекомендовал развивать промышленность, создавать запасы сырья, снижать налоги, удешевлять рабочую силу и т. д. В испанском меркантилизме сказывалось усиление промышленных мотивов, что свидетельствовало о его теоретической зрелости в XVIII в. Своеобразие меркантилизма в Италии. В Италии для практического меркантилизма не было экономических и политических условий. После Великих географических открытий при сохранении политической раздробленности стал неизбежен её экономический упадок. Но итальянцы были активны в трактовке вопросов экономической теории. Особенно их интересовали вопросы денежного обращения, поскольку банковское дело и ростовщичество развивались с давних пор. Сами банкиры публиковали сочинения на эту тему. Так, банкир Гаспаро Скаруффи (1519-1584) написал «Рассуждение о монете и истинной пропорциональности между золотом и серебром» (1579), опубликованное в 1582 г., где развивались идеи, близкие к монетаризму: предлагался созыв международного съезда по вопросам денежного обращения и выпуска единой монеты для всех стран. Соотношение между золотом и серебром предполагалось установить 1: 12. В этом проекте денежное обращение ставилось в зависимость от властей. Но в отличие от других монетаристов, рекомендовалось ликвидировать национальные барьеры, ограничивающие обращение, золото и серебро трактовались как обычные товары. Работа Скаруффи была своеобразным произведением в меркантилистской литературе. Флорентийский банкир Бернардо Даванцати (1529-1606) опубликовал в 1582 г. книгу «Чтение о монете», где высказывался за биметаллизм. Он осуждал хаос в денежном обращении, предлагал вернуться к беспошлинной чеканке монет и обращению слитков. Клеймо на монете считалось достаточным условием для того, чтобы деньги стали мерилом цены. Истинное богатство усматривалось в полезных вещах, а не в золоте. В данном случае автор явно расходился с фразеологией меркантилизма. Монета сравнивалась с кровью организма. Hopмальному обращению товаров требовалось нормальное количество денег. Более зрелым представителем позднего итальянского меркантилизма был Антонио Серра, опубликовавший в 1613 г. «Краткий трактат о причинах, которые могут привести к изобилию золота и серебра в странах, не имеющих рудников, применительно к Неаполитанскому королевству». В трактате отвергалась концепция монетаризма. Серра придерживался теории «торгового баланса», недостаток денег в Неаполе объяснял слишком большим импортом разнообразных товаров.Он осуждал запреты вывоза денег и регламенты их обращения, вмешательство государства в экономическую жизнь. Завышение курса денег и покровительственные пошлины, по его мнению, не помогут неаполитанцам. В качестве примера им приводилась Венеция, которая имеет достаточно денег, так как развивает свою промышленность, ведёт широкую торговлю. Наличие денег в государстве, лишённом рудников, ставилось в зависимостьот развития ремесла, трудолюбия и изобретательности населения, размаха торговли, политики правительства. Важно отметить интерес Серры к промышленному производству, что свидетельствует о его зрелости. Камералистика и меркантилизм в Германии. В Германии позднего средневековья меркантилизм в силу экономической отсталости и особенно политической раздробленности принимал искажённые формы. Протекционизм мелких княжеств ещё больше усиливал экономическую раздробленность страны. При княжеских дворах процветала камералистика (финансовая наука), представители которой изыскивали для своих господ все новые и новые доходы фискального характера. Княжеская роскошь расхваливалась как дело полезное даже для народных масс. Эту легенду распространял сам прусский король Фридрих II, как показывает его сочинение «Анти-Макиавелли» (1740). Представителем меркантилизма в Германии был Иоганн Бехер. В сочинении «Политические рассуждения» (1688) он утверждал, что «всегда лучше продавать товары другим, чем покупать их у последних». Он и восхвалял цеховую систему. Меркантилизм в Австрии и других государствах империи Габсбургов. Меркантилистские идеи в Австрии развивал имперский секретарь, юрист Филип Горник (1638—1712), написавший памфлет «Австрия превыше всего» (1684), который переиздавался12 раз. Для возвышения Австрии и накопления в ней денег рекомендовалось разрабатывать рудники, стимулировать рост населения, привлекать иностранных мастеров, удерживать золото и серебро в обращении, ограничивать роскошь и потребление импортных товаров, форсировать экспорт. Предпочтительнее платить вдвое за плохой товар, чем покупать иноземный. Большие надежды возлагались на регламентацию производства, качество товаров. Развитие капиталистических отношений в чешских землях в конце XVI — начале XVII в., чему способствовали обезземеливание барщинных крестьян и их вынужденный переход к кустарному производству, создало условия для возникновения там меркантилистских взглядов. В Моравии горожане из г. Брно Моргенталер и Маливский, представители молодой буржуазии, в XVII в. предложили австро-венгерскому правительству проекты, в которых нашла отражение экономическая платформа нарождающейся буржуазии. Они были владельцами мануфактур, и меркантилистская политика означала для них экономическое процветание. Павел Гынек Моргенталер в своем проекте (1653) обратил внимание на большую утечку денежных средств в результате закупок иноземных товаров, которые могли быть изготовлены в чешских землях. Поэтому он предлагал решение — организовать найм ремесленников из других стран, занимающихся производством данных видов товара. Далее он рекомендовал провести определённую региональную специализацию так, чтобы в Чехии и Моравии изготавливались шерстяные ткани, в Силезии — полотно и кружева, а в австрийских областях — металлические инструменты. Моргенталер предлагал запретить ввоз иностранных товаров. Адвокат Фабиан Маливский направил в 1663 г. императору большое письмо, в котором проанализировал практически все принципы меркантилизма, применяемые в габсбургской монархии. Он указал на большое количество денег, которое ежегодно уходит за границу в результате недостаточного производства товаров внутри страны. Он предлагал наряду с приглашением иностранных ремесленников начать обучение отечественных, использовать на мануфактурах бродяг, нищих и других лиц, которые в связи с процессом первоначального накопления покидали страну. При этом он подчёркивал пользу таких мероприятий для развития чешского производства. Маливский отмечал, что при развитии отечественного производства товаров значительно уменьшилось бы количество различных пошлин, связанных с ввозом товаров из-за границы. По его мнению, некоторые страны в результате реализации его проектов были бы экономически ослаблены, так как им перестали бы поступать большие доходы от государств габсбургской монархии. На примере своих собственных мануфактур в Иванчицах и Тишнове он доказывал реальность производства тех видов продуктов, которые раньше ввозились из-за границы. Хотя соображения Маливского вызвали в Вене большой интерес, после его смерти эти проекты были забыты. Сторонником меркантилистских взглядов был также секретарь Чешской палаты Я. Боржек, который считал одним из важных препятствий на пути развития капиталистического производства цеховые регламентации. Боржек, как и другие сторонники меркантилизма, утверждал, что мануфактуры не могут экономически выжить до тех пор, пока цехи будут сохранять в своих руках привилегии. В 1699 г. он рекомендовал правительству Австро-Венгрии взять в свои руки ремонт и строительство дорог, а также отменить взимание частными лицами налогов за пользование дорогами, так как это затрудняло экономическое развитие страны. Однако его проект не был принят во внимание. Меркантилизм в югославянских странах. Развитие капиталистических отношений создавало основу для развития меркантилизма в югославянских государствах. Не случайно одними из первых меркантилистов были жители Дубровника, который в XV—XVII вв. являлся важным центром торговли, ремесла, культуры и науки на Балканах («Славянские Афины»). Уже в 1458 г. житель Дубровника, один из первых меркантилистов — Бенко Котрулич (1400-1468) написал на итальянском языке свой знаменитый труд «О торговле и идеальном купце». В этой работе впервые дано научное обоснование балансового счетоводства. Кроме того, Котрулич выступил против схоластической трактовки торговли как деятельности низшего порядка и подчеркнул её значение, поскольку она обеспечивает население товарами и официально признана как род занятий. Автор критиковал ростовщичество, слишком высокий ссудный процент. особенно на кредиты, выдаваемые для приобретения товаров потребления, но оправдывал процент на капитал. Сторонником раннего меркантилизма является также Матия Влачич (Флациус) (1520-1575) — протестантский священник и литератор. В своей работе «О влиянии Римской империи на германцев» (1557) Влачич затрагивал экономические проблемы. Он указывал на необходимость постоянно заботиться о том, чтобы в стране всегда было достаточно денег, защищал кустарные промыслы. Влачич подчёркивал, что сила государства заключается в экономическом благосостоянии правителей и их подданных. Правитель должен защищать своих подданных, а те в свою очередь должны работать каждый в своей области. Влачич выступал против многочисленных феодальных податей и ждал поддержки своих начинаний торговой буржуазией. Из-за своих убеждений Влачич подвергался постоянным гонениям. Видным и оригинальным представителем позднего модифицированного меркантилизма был хорват, католический священник Юрий Крижанич (ок. 1618—1683). С целью составления русской грамматики и словаря он дважды приезжал в Россию (в 1647 и 1659 гг.). Однако во второй приезд по неизвестным причинам он был арестован и в 1661 г. сослан в Сибирь, откуда только спустя 15 лет, после смерти царя Алексея Михайловича, ему удалось вернуться на родину. Находясь в ссылке, Крижанич разрабатывал проекты освобождения угнетённых славян и реформ в России ради её возвышения и процветания. В своём знаменитом труде «Политика и размышления о правлении» (1661-1664), известном под более кратким названием «Политика», опираясь на концепции итальянских меркантилистов и первых протекционистов в Германии, Крижанич разработал широкую программу экономических и политических реформ в России, которой отводил роль освободительницы всех славян. Для того чтобы Россия могла выполнить эту миссию, она должна быть достаточно сильной в экономическом и политическом отношении. Поэтому в своей «Политике» Крижанич предлагал меры, при помощи которых можно достичь этой цели. При этом он ориентировался на общественно-экономический порядок западноевропейских стран того времени. Первостепенное внимание он уделял развитию торговли, земледелия, ремесла и горного дела в России. Только в экономической мощи, в правильном законодательстве, развитых торговле, ремесле и флоте видел Крижанич силу России и гарантию того, что она выполнит те задачи, которые он возлагал на неё. Экономическая политика, по его мнению, должна учитывать интересы не только господ и государства, но и всего народа. Чтобы государство стало богаче, необходимы государственные капиталовложения, хорошо обдуманные меры по развитию мануфактурного производства и ремесла. В «Политике» предприняты попытки определить «общественное богатство» как сумму материальных благ и выявить влияние производительности труда на его увеличение. Но эти вопросы остались неразработанными. Крижанич выступал против свободной торговли для иностранных купцов, которые скупают по дешёвке русские товары, увозят их «от нашего пота, кормятся и богатеют». Чтобы защитить и развить русскую торговлю, Крижанич предлагал радикальное средство — царскую монополию на внешнюю торговлю. Тогда «всему народу будет общая польза», окажется возможным посредничество между восточной торговлей (с Персией, Турцией) и западной. Он рекомендовал создание «торговищ» на Дону, в Путивле и т. д. Главную задачу Крижанич усматривал в том, чтобы нужные России товары не вывозились за рубеж, а на её территорию ввозились только необходимые ей продукты и изделия. Для поощрения русских купцов он рекомендовал выдавать беспроцентные ссуды. Крижанич высоко ценил мастеров, умеющих выплавлять металлы и изготовлять из них разные вещи (в том числе оружие), а богатым признавал государство, имеющее золотые, серебряные и другие рудники. Эти идеи Ю.Крижанича соответствовали принципам меркантилизма и приближались к теории «торгового баланса». Однако он не был последовательным меркантилистом. Он писал свои проекты для аграрной страны, какой была Россия XVII в., поэтому кроме рекомендаций по развитию отечественной промышленности и торговли большое значение придавал земледелию, считая последнее «основанием богатства».
|