Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Первые композиторы. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Понятие «композитор» в эпоху средневековья скорее не существовало. Творчество в те времена было коллективным, общественным, а не индивидуальным. Григорианские песнопения пришли в Европу от ранних христиан Палестины, папа Григорий I лишь собрал и упорядочил их, но создателей хоралов никто не знал, напевы передавались из уст в уста, пока не закрепились в памяти поколений. Множество произведений средневековья, дошедших до нас, анонимны. Профессия композитора появилась лишь в XII веке: с одной стороны, в творчестве трубадуров, сочинявший мелодии на свои стихи, с другой – в духовной музыке, в творчестве представителей Школы Нотр-Дам. Музыканты, принадлежащие к этой школе, работали в Париже в соборе Парижской Богоматери в XII – XIII вв. Им удалось создать такие сочинения, благодаря которым музыкальное искусство стало более самостоятельным, менее зависимым от латинского текста. И хотя музыка композиторов этой школы по-прежнему звучала в храме, она воспринималась уже не как поддержка и украшение текста, а предназначалась специально для слушания. Благодаря изобретению нотной записи, композиторы смогли зафиксировать мелодии своих сочинений, их ритм и интервальное соотношение с другими голосами. Исполнение музыки в церкви уже не предполагало полную свободу исполнителей, а подчинялось воле автора. Во главе Школы Нотр-Дам стояли профессиональные композиторы: Леонин, а затем его ученик Перотин. Школа Нотр-Дам. Органум в стиле Леонина
Вывод. Музыкальное и духовное развитие христианской музыки Средних веков таит в себе острые противоречия. Изменения в области музыки носили творческий характер, однако сопутствовали они печальной духовной деградации. С одной стороны, разработка литургии вела христианскую музыку к исследованию богатого мира полифонии, высшим достижением на этом пути стала месса Машо. С другой стороны, этому процессу сопутствовал глубочайший духовный упадок. Один из богословов Оксфорда того времени, порицавший злоупотребления Римской церкви, - Джон Уиклифф – осуждал церковную музыку в ее сложности. Слова песнопений перестают быть понятными. Процесс стремительного развития музыкального искусства сделал христианскую музыку совершенно недоступной простым людям того времени. Религиозная музыка простых людей звучала лишь за стенами собора и церкви. К примеру, по праздникам устраивались огромные народные процессии, сопровождавшиеся грубоватыми песнопениями, которые получили название «лауды». Красочные праздники такого типа до сих пор проводятся в Италии, Испании и Южной Америке. Народная музыка, такая, как лауды, была главным средством выражения веры у народы, которому едва удавалось обеспечить себе пропитание. Церковь же в основном пренебрегала их насущными телесными и духовными потребностями. Руководитель местных приходов часто вели распутную жизнь. Церковная иерархия отличалась ярко выраженной элитарной структурой. Несметные богатства церкви были сосредоточены в руках небольшой группы представителей высшего духовенства, которые всячески подчеркивали свое общественное положение, выставляя богатство напоказ. Церковь установила традицию, согласно которой отпущение грехов можно было покупать. Монахам разрешили продавать индульгенции, те, кто их покупал, получали уверения, что место в райю им обеспечено. Богослужения в больших соборах и аббатствах проводились на хорах – своеобразных церквах внутри церквей, отгороженных от остального здания. Простой народ допускался только внутрь нефа, который часто использовался и для торговли как рынок. Простому человеку не было места в этих великолепных зданиях. Он лишь мог пожертвовать свои деньги перед началом службы, проводившейся там. Тот, кто был достаточно богат, мог заказать заупокойную мессу для отошедших близких или мессу для спасения собственной души.
|