Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Биологический диктант «да» - «нет».

1. Каждая клетка покрыта плазматичною мембраной. -

2. Цитоплазма как внутренняя среда объединяет в единое целое все клеточные структуры. +

3. Растительная и животная клетки ничем не отличаются. -

4. Внутреннее содержимое клетки называется целлюлозой. -

5. Процессы преобразования энергии в клетке присущи аппарату гольджи.-

6. В хлоропластах имеющийся хлорофилл. +

7. Хромопласти зеленой окраски.-

8. В лейкопластах запасаются питательные вещества.+

9. В клетках имеющийся клеточный скелет. -

10. Не все структуры клетки являются постоянными. +

2. «Мозговой штурм».

— Что произойдет с клеткой, если из нее удалить ядро?

III. Мотивация учебной деятельности

Слово учителя

На прошлом уроке мы установили, что клетки животных и растений имеют общие черты строения.

Постановка проблемного вопроса

— Имеют клетки животных и растений общие черты в химическом составе?

(Учитель выслушивает ответы учеников и предлагает им дать окончательный ответ в конце урока.)

Сообщение темы урока. Определение вместе с учащимися цели и задач урока

IV. Изучение нового материала

1. Химический состав клеток

Рассказ учителя

В клетках животных и растений содержится огромное количество химических элементов. Они участвуют в различных химических реакциях, происходящих внутри клетки. В химическом составе клеток живых организмов, в том числе растений, преимущественно содержатся такие элементы, как Карбон, Гидроген, Оксиген, Нитроген. В целом эти элементы составляют до 98 % массы клетки. Относительное содержание этих элементов в живом веществе значительно выше, чем в земной коре.

Другие элементы (Калий, Кальций, Сульфур, Фосфор, Натрий, Кремний, Хлор, Железо, Магний) составляют десятые или даже сотые доли процента от общей массы клетки растения. Содержание других химических элементов, например Цинка, Купруму, Йода, в живом организме еще меньше (тысячные и десятитысячные доли процента). Химические элементы, соединяясь между собой, образуют неорганические и органические вещества.

Вопрос к ученикам:

— Вспомните из курса природоведения 5-го класса, какие соединения называются органическими, а какие — неорганическими.

(Обсуждение ответов учащихся.)

Составление опорной схемы

Значение белков
Значение белков чрезвычайно велико. Белки входят в состав всех органелл и мембран клетки, является главным структурным материалом. Также белки являются источником энергии. Они регулируют процессы жизнедеятельности и откладываются про запас. Белковые включения в виде разнообразных аморфных или кристаллических отложений образуются в различных органеллах. В наибольшем количестве белки откладываются в запасающих тканях сухих семян в виде алейроновых зерен (семян фасоли, гороха, кукурузы, риса и др.).
Значение липидов
Липиды вместе с другими соединениями входят в состав клеточных мембран. Они также способны откладываться в клетках про запас. Во время расщепления липидов высвобождается энергия, необходимая для обеспечения жизнедеятельности организмов. Самые распространенные среди липидов жиры. У растений жиры откладываются в основном в семенах масличных культур (подсолнечник, рыжий, горчица, рапс, лен, соя). Есть они и в клетках плодов маслины, лепестках цветков роз. Кроме жирных масел, у многих растений накапливаются эфирные масла, которые обусловливают особый запах тех или иных частей растения.
Значение углеводов
Углеводы являются основной группой органических соединений, благодаря расщеплению которых живые организмы получают энергию, необходимую для их существования. Самым распространенным запасным углеводом, который образуется в клетках растения благодаря фотосинтезу, является крахмал. Огромное количество этого соединения откладывается, например, в клетках клубней картофеля или семян злаков. Другие углеводы — сахара — придают сладкий вкус плодам растений. А такой углевод, как целлюлоза, входит в состав клеточных оболочек растений.
Значение нуклеиновых кислот
Нуклеиновые кислоты обеспечивают хранение наследственной информации и ее передачу потомкам. Именно благодаря этому возможно существование различных видов живых организмов: особи одного вида более-менее подобны друг другу, и всегда по тем или иным признакам отличаются от особей других видов. Каждая клетка багатоклітинного организма содержит полный набор информации о строении всего организма. Эта информация реализуется во время его роста и развития. В процессе размножения эта наследственная информация передается от родителей к потомкам.
Значение неорганических соединений
К неорганическим веществам в составе растительной клетки можно отнести воду, соли и неорганические кислоты. Вода составляет от 60 до 95 % общей массы клетки. Благодаря воде клетка приобретает необходимой формы и упругости. Также вода участвует в обмене веществ. Вода обеспечивает движение питательных веществ внутри растения и играет важную роль в регулировании температуры организма. Примерно 1-1, 5 % массы клетки составляют соли, в том числе соли Калия, Натрия и Кальция. Большое значение играют соли Магния и Железа, поскольку они участвуют в образовании хлорофилла. Через недостаток или отсутствие этих элементов листья бледнеют или вообще теряет зеленую окраску, в нем нарушаются или прекращаются процессы фотосинтеза.
Формулирование вывода:
Клетки всех живых организмов имеют более-менее сходный химический состав.
2. Поступление веществ в клетку
Вопрос к ученикам:
— Как вы считаете, какие процессы жизнедеятельности характерны для клетки как живой системы?
Ожидаемые ответы учеников:
Для клетки характерны такие процессы жизнедеятельности, как питание, дыхание, рост, развитие, размножение и раздражимость.
— Какие структуры клетки обеспечивают обмен веществ между клеткой и окружающей средой?
Ожидаемый ответ учащихся:
Обмен веществ между клеткой и окружающей средой обеспечивают клеточная оболочка и цитоплазма.
Рассказ учителя
Действительно, питательные вещества поступают в клетки через клеточную оболочку вместе с водой из окружающей среды или из соседней клетки. Из клетки в клетку вещества могут также транспортироваться через поры цитоплазмы, которые их соединяют. Эти тонкие цитоплазматические каналы называют плазмодесмами.

1 — плазмодесми

 

Вопрос к ученикам:
— Как вы считаете, каким путем в клетки попадает кислород?
Ожидаемый ответ учащихся:
Кислород в клетку поступает через клеточную оболочку. Этот же путь, но в обратном направлении, проходит углекислый газ, образующийся при дыхании.
Постановка проблемного вопроса
— А что происходит дальше с веществами, которые попали в клетку? Как питательные вещества перемещаются по клетке?
Учитель выслушивает ответы учеников и предлагает провести лабораторное исследование.
Рассказ учителя
Движение цитоплазмы — распространенное и интересное явление, которое легко обнаружить в живых клетках.
Вопрос к ученикам:
— Каково биологическое значение этого явления?
Ожидаемый ответ учащихся:
Биологическое значение этого явления заключается в том, что осуществляется перенос веществ из одной части клетки к другой, обеспечивается их поглощение и выделение, происходит внутриклеточное перемещение органелл и тому подобное.
Дополнения учителя
При этом топография органелл и их пространственное положение в клетках, которое обусловлено движением цитоплазмы, определяют и создают оптимальные условия их функционирования.
Вопрос к ученикам:
— Как вы считаете, от каких факторов зависит скорость движения цитоплазмы?
Ожидаемый ответ учащихся:
Скорость и характер движения цитоплазмы зависят от:
• температуры окружающей среды;
• содержания воды в цитоплазме (от вязкости цитоплазмы);
• освещение.
Формулирование вывода:
Клетки всех одноклеточных и многоклеточных организмов сходны по своему строению, химическому составу, основным проявлениям жизнедеятельности и обмену веществ. Это свидетельствует об общем происхождении всех живых организмов на Земле.
V. Обобщение и систематизация знаний
2. Выполнение тестовых заданий.
Выбрать одну или несколько правильных ответов.
1. Сладкий привкус плодам растений придают:
А белки В углеводы
Б липиды Г нуклеиновые кислоты
2. Обеспечивают хранение наследственной информации и ее передачу потомкам:
А белки В углеводы Б липиды Г нуклеиновые кислоты
3. До неорганических соединений, которые входят в состав клеток, относятся:
А вода В жиры
Б соли Г сахара
4. К органическим соединениям, которые входят в состав живых клеток, относятся:
А углеводы В белки
Б нуклеиновые кислоты Г липиды
5. Соединения, входящие в состав различных структур клетки, — это:
А белки В углеводы Б нуклеиновые кислоты липиды Г
6. Основным неорганическим соединением клетки является:
А вода В минеральные кислоты Б углеводы Г соли
Ответы: 1 — В; 2 — Г; 3 — А, Б; 4 — А, Б, В, Г; 5 — А; 6 — А.
3. «Подумайте».
— Какие органические вещества растений использует человек?
4. Беседа.
1. О чем свидетельствует наличие движения цитоплазмы в клетках?
2. В каких объектах лучше всего наблюдать движение цитоплазмы?
3. От чего зависит скорость движения цитоплазмы?
VI. Подведение итогов урока
Составление Т-схемы к уроку

 

Я знал Я узнал
   

Я знал Я узнал

 

VII. Домашнее задание

Проработать конспект урока.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Изучение нового материала.
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал