Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 7. Конкуренция: понятие, виды и методы конкурентной борьбы. Роль конкуренции в экономике и её функции. Характеристика типов рыночных структур.






Сущность конкуренции состоит в том, что она представляет собой сложнейший механизм соперничества между всеми участниками рынка за выгодные условия производства, купли-продажи. Она проявляется в состязательности товаропроизводителей за наиболее выгодные сферы вложения капитала, поиск рынков сбыта готовой продукции, источников сырья. Конкуренция является наиболее действенным элементом рыночного механизма хозяйствования, выражающимся в форме взаимодействия рыночных субъектов.

Различают ценовую, неценовую, совершенную, несовершенную, межотраслевую, отраслевую, прямую, косвенную конкуренцию, а также конкуренцию продавцов и ппокупателей.

Виды конкуренции:

1. Свободная – борьба между товаропроизводителями за лучшие условия продаж на рынке путем понижения цен.

2. Ценовая – борьба между предпринимателями за получение дополнительной прибыли посредством уменьшения издержек производства и соответственно снижения цен на продукцию без изменения её ассортимента и качества.

3. Неценовая – между предпринимателями за получение дополнительной прибыли посредством использования организационных, научно-технических, и инфраструктурных факторов, направленных на изменение качества и ассортимента товара, а также продление его жизненного цикла. (Включает в себя: Технический уровень, новизну и качество товара; Сервис; Послепродажное обслуживание; Сроки гарантии; Рекламу и т.д).!!! Явл. преимущественным методом конкуренции на современных, развитых рынках!!!

4. Внутриотраслевая – борьба товаропроизводителей внутри одной отрасли за своих покупателей, лучшие ресурсы, условия производства и сбыта, результатом которой является установление рыночных цен на однородные товары.

5. Межотраслевая – Борьба предпринимателей из разных отраслей экономики за прилив капитала в новые перспективные отрасли, приносящие большую прибыль.

6. Совершенная – Представляет собой идеальную модель функционирования рынка, характеризуется наличием большого числа продавцов предлагающих однородную продукцию, доля которых в продажах настолько мала, что ни один из них не влияет на цену, которая определяется в соответствии с рыночными законами, на основе спроса и предложения и является величиной заданной для всех. Обязательным условием является отсутствие барьеров входа и выхода на рынок и доступность достоверной информации для всех субъектов рыночных отношений.

7. Несовершенная – Характеризуется наличием высоких или ограниченных барьеров входа на рынок, властью над рынком, т.е возможностью субъектов рыночных отношений влиять на цены, ограничивать доступ к информации и конъюнктуре рынка.

Функции конкуренции:

1. Функция регулирования – Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель. Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.

2. Функция мотивации – Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:

- Предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами получают вознаграждение в виде прибыли. Это стимулирует технический прогресс.

- Предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка.

3. Функции распределения – Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределить доход среди предприятий в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.

4. Функция контроля - Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначить цену. В то же время, конкуренция представляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов.

 

Теория рыночных структур:

 

К рынку совершенной конкуренции относят такой тип рыночной структуры, когда большое, просто огромное количество продавцов обеспечивают конкуренции широкие возможности. Часто его называют рынком чистой конкуренции.
Под рынком несовершенной конкуренции понимают такое состояние рыночных отношений, когда одно или несколько предприятий имеют возможность оказывать давление на рынок, регулируя цену или объем производства. В этой модели рынка конкуренция если и имеет место, то носит ограниченный характер, испытывает давление монополистических сил, сочетается с проявлением монополизма.

Монопо́ лия — это крупное капиталистическое предприятие, контролирующее производство и сбыт одного или нескольких видов продукции; это такая структура, при которой на рынке отсутствует конкуренция и функционирует одна фирма. Она производит уникальный, не имеющий аналогов продукт и защищена от вхождения на рынок новых фирм. Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром.

Олигополия – Действия на данном рынке какой либо фирмы может вызвать ответную реакцию других фирм в виде аналогичного повышения цены или сокращения объемов продаж, поэтому конкуренция здесь отсутствует. это такая рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых фирм ограничен высокими барьерами.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал