Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 7. Конкуренция: понятие, виды и методы конкурентной борьбы. Роль конкуренции в экономике и её функции. Характеристика типов рыночных структур.
Сущность конкуренции состоит в том, что она представляет собой сложнейший механизм соперничества между всеми участниками рынка за выгодные условия производства, купли-продажи. Она проявляется в состязательности товаропроизводителей за наиболее выгодные сферы вложения капитала, поиск рынков сбыта готовой продукции, источников сырья. Конкуренция является наиболее действенным элементом рыночного механизма хозяйствования, выражающимся в форме взаимодействия рыночных субъектов. Различают ценовую, неценовую, совершенную, несовершенную, межотраслевую, отраслевую, прямую, косвенную конкуренцию, а также конкуренцию продавцов и ппокупателей. Виды конкуренции: 1. Свободная – борьба между товаропроизводителями за лучшие условия продаж на рынке путем понижения цен. 2. Ценовая – борьба между предпринимателями за получение дополнительной прибыли посредством уменьшения издержек производства и соответственно снижения цен на продукцию без изменения её ассортимента и качества. 3. Неценовая – между предпринимателями за получение дополнительной прибыли посредством использования организационных, научно-технических, и инфраструктурных факторов, направленных на изменение качества и ассортимента товара, а также продление его жизненного цикла. (Включает в себя: Технический уровень, новизну и качество товара; Сервис; Послепродажное обслуживание; Сроки гарантии; Рекламу и т.д).!!! Явл. преимущественным методом конкуренции на современных, развитых рынках!!! 4. Внутриотраслевая – борьба товаропроизводителей внутри одной отрасли за своих покупателей, лучшие ресурсы, условия производства и сбыта, результатом которой является установление рыночных цен на однородные товары. 5. Межотраслевая – Борьба предпринимателей из разных отраслей экономики за прилив капитала в новые перспективные отрасли, приносящие большую прибыль. 6. Совершенная – Представляет собой идеальную модель функционирования рынка, характеризуется наличием большого числа продавцов предлагающих однородную продукцию, доля которых в продажах настолько мала, что ни один из них не влияет на цену, которая определяется в соответствии с рыночными законами, на основе спроса и предложения и является величиной заданной для всех. Обязательным условием является отсутствие барьеров входа и выхода на рынок и доступность достоверной информации для всех субъектов рыночных отношений. 7. Несовершенная – Характеризуется наличием высоких или ограниченных барьеров входа на рынок, властью над рынком, т.е возможностью субъектов рыночных отношений влиять на цены, ограничивать доступ к информации и конъюнктуре рынка. Функции конкуренции: 1. Функция регулирования – Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель. Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность. 2. Функция мотивации – Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно: - Предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами получают вознаграждение в виде прибыли. Это стимулирует технический прогресс. - Предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка. 3. Функции распределения – Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределить доход среди предприятий в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам. 4. Функция контроля - Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначить цену. В то же время, конкуренция представляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов.
Теория рыночных структур:
К рынку совершенной конкуренции относят такой тип рыночной структуры, когда большое, просто огромное количество продавцов обеспечивают конкуренции широкие возможности. Часто его называют рынком чистой конкуренции. Монопо́ лия — это крупное капиталистическое предприятие, контролирующее производство и сбыт одного или нескольких видов продукции; это такая структура, при которой на рынке отсутствует конкуренция и функционирует одна фирма. Она производит уникальный, не имеющий аналогов продукт и защищена от вхождения на рынок новых фирм. Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром. Олигополия – Действия на данном рынке какой либо фирмы может вызвать ответную реакцию других фирм в виде аналогичного повышения цены или сокращения объемов продаж, поэтому конкуренция здесь отсутствует. это такая рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых фирм ограничен высокими барьерами.
|