Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аксиология повседневности






Культурные ценности, нормы и идеалы

Мир ценностей чрезвычайно сложен. Ценности разнообразны и неоднородны. В аксиологии – науке о ценностях – существуют различные подходы к их классификации.

Выделяют финальные, инструментальные и производные ценности.

Финальные ценности – это высшие ценности и идеалы, важнее которых нет ничего. Они ценны сами по себе, а не потому что служат средствами для достижения каких-либо иных ценностей. Это конечные цели человеческих устремлений. Финальные ценности – это, например, человеческая жизнь, свобода, справедливость, красота, счастье, любовь, дружба, честь и достоинство личности, законность, гуманизм. Стремление к подобным ценностям не нуждается ни в каком обосновании.

Инструментальные ценности представляют собой средства и условия, необходимые для достижения и сохранения финальных ценностей. Например, если здоровье – финальная ценность, то отдых на курорте как средство его укрепления – инструментальная ценность.

Производные ценности – это следствия или выражения других ценностей, имеющие значимость лишь как признаки и символы последних. Так, подарок от любимого человека – производная ценность; он есть следствие и знак его любви.

У каждого человека образуется иерархическая структура ценностных ориентаций, определяющая, какие из ценностей являются для него более, а какие – менее значимыми. В этой структуре на вершине иерархии находятся высшие, финальные ценности, ниже – инструментальные и производные ценности.

Иерархия ценностных ориентаций у разных людей строится по-разному. Одна и та же ценность может быть финальной для одного человека и инструментальной для другого. У человека высокой культуры финальными являются духовные ценности. Они имеют приоритет над всеми другими ценностями, которые выполняют по отношению к ним инструментальную функцию или являются производными от них.

Можно различать два типа или уровня ценностных парадигм. Первый – это ценностные парадигмы, складывающиеся и функционирующие на уровне обыденного сознания. Они определяют ценности, к которым стремятся люди в своей повседневной жизни. Второй – парадигмы социальных ценностей и идеалов, формируемые на уровне общественной идеологии. Они определяют задачи и цели, на реализацию которых должно быть направлено развитие общества.

Аксиология повседневности

Повседневность – это область житейских «малых дел»: ежедневного быта, привычных занятий, и развлечений, труда и отдыха, будней и праздников, семейного общения, контактов с друзьями, сослуживцами и т.д. Ценности повседневной жизни – это такие качества ее организации, которые обеспечивают комфорт, доставляют удовольствие и радость.

Обустройство быта – одна из главных забот повседневной жизни. Культура повседневности тяготеет к к выдвижению на первый план качественно-материальной «оболочки» ценностей и сведению к ней их духовного содержания. Иначе говоря, духовные ценности отождествляются с их знаками, их внешним выражением, обладание вещами-носителями ценностей принимается за обладание самими ценностями. Отсюда рождается культ приобретательства.

Подмена ценностей их вещественными носителями может привести в конечном счете к равнодушному, а то и к пренебрежительно-насмешливому отношению к высшим духовным ценностям и идеалам человеческого бытия. Такие ценностные реалии, как честь, совесть, сострадание, благородство, гуманизм, справедливость, законность и т.п., начинают казаться «пустой болтовней», не стоящей внимания практичного, делового человека. Перестает быть ценностью и человеческая личность: она рассматривается как вещь, как объект для манипуляций. В итоге оказывается, что человек сам становится вещью среди других вещей.

Чтобы обыденная суета не подавляла личность и не превращала человека в машину, занятую жизнеобеспечением, жизнь его должна иметь смысл.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал