![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Менеджмент
9.1.Управленческий труди его специфика. Процесс управленческого труда в организации. По сравнению с остальными видами труда управленческий труд имеет специфические особенности: 1) он представляет собой умственный труд, который состоит из 3 видов деятельности: - организационно-административной и воспитательной; - аналитической и конструктивной; - информационно-технической; 2) он участвует в создании материальных благ и оказание услуг опосредованно через других работников. Объектом управления явл. система управления, которая состоит из части окружающей среды, органов служб, кадров управления, которые выполняют определенные функции с помощью различных методов и технических средств, с помощью информации. Предметом труда явл. информация, коллеги и связи. Средство управления труда – это все то что будет способствовать осуществлению операций (организационная и вычислительная техника). Результатом умственного труда явл. управленческое решение. Процесс управл. труда можно условно разделить на следующие этапы: - формирование цели менеджмента; Определение состояния управленческой системы; Выявление проблемы; Принятие решения и организация его выполнения. Процесс управления осуществляется на основании разделения управл. труда для повышения качества управляющих воздействий. Существует: функциональное, иерархическое, технологическое, профессиональное, классификационное, должностное разделение труда.
9.2. Основные школы и научные подходы к управлению. Управление было признано самостоятельной областью знаний, подлежащей изучению и рассмотрению с разных точек зрения, только в XX в. Основополагающие школы управления. 1. Научная школа управления (1885-1920 гг.). Школа связана с именем Фредерика Уинслоу, Тейлора. Представители этой школы обосновали необходимость подбора конкретных работников для выполнения определенной работы (расстановки кадров), обосновали необходимость обучения работников, их подготовку и переподготовку как внутри предприятия, так и в сторонних организациях, рационализации труда и ее мотивации. В рамках данной школы были разработаны 12 основных принципов управления, которые не потеряли своего значения до сих пор: - отчетливо поставленные цели - это исходный пункт управления; - здравый смысл, предполагающий признание сделанных ошибок и поиск их причин; - компетентная консультация профессионалов и совершенствование процессов управления на основе их рекомендаций; - дисциплина, обеспеченная четкой регламентацией деятельности людей, контролем за ее исполнением, своевременным поощрением; - справедливое отношение к персоналу; - быстрый, надежный, точный, полный и постоянный учет; - диспетчирование и т.д. 2. Классическая, или административная, школа (1920-1950 гг.). Это направление связано с именем Анри Файоля (отца менеджмента). Специалисты этого направления исследовали эффективность работы всей организации. Представители данной школы свели всю работу предприятия к следующим основным видам деятельности: технической; коммерческой; финансовой; защитной; бухгалтерской; администрированию. Итогом многих работ и проведенных исследований Файоля является создание принципов управления всей организацией: - первоначальная функция - разделение труда; - полномочия и ответственность. Полномочие это право отдавать приказы, а ответственность это ее составляющая противоположность; - дисциплина как взаимное уважение достигнутым соглашением; - единоначалие; - единство направления, т. е. каждая группа действует в рамках определенных целей; и т.д. 3. Школа поведенческих наук а) Школа человеческих отношений. Движение за человеческие отношения зародилось в ответ на неспособность со стороны представителей научного управления и классической школы полностью осознать человеческий фактор как основной элемент эффективной организации. Наибольший вклад в развитие школы человеческих отношений (1930—1950) внесли два ученых — Мэри Паркер Фоллет и Элтон Мэйо. Эксперименты Э. Мэйо открыли новое направление в теории управления. б) Школа науки о поведении. Среди наиболее крупных фигур более позднего периода поведенческого направления (с 1950 г. по настоящее время) такие ученые, как К. Арджирис, Р. Лайкерт, Д. Мак-Грегор, Ф. Герцберг. Эти и другие исследователи изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, лидерства, организационной структуры, коммуникации в организациях, изменения содержания работы и качества трудовой жизни. 4. Школа науки управления Формирование школы науки управления (с 1950 г. по настоящее время) связано с возникновением кибернетики и исследования операций. По своей сути, исследования операций — это применение методов научного исследования к операционным проблемам организации. К настоящему времени известны четыре основных подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления. 1. Подход с позиций выделения различных школ рассматривает управление с четырех разных точек зрения. Это школы: а) научного управления; б) административного управления; в) человеческих отношений и науки о поведении; г) науки управления или количественных методов. 2. Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций: планирование, организация, мотивация, контроль и связующие процессы - коммуникации и принятия решения. 3. В системном подходе организация рассматривается как система взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение определенных целей в условиях меняющейся внешней среды. 4. Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией.
9.3. Природа и состав функций менеджмента. Основные функции менеджмента: Планирование Функция планирования означает выработку и принятие определенного постановления, письменного или устного, в котором перед объектом управления будет поставлена та или иная цель, задача. Это постановление — управленческое решение. Планирование — это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей. С данной функции начинается процесс управления, от ее качества зависит успех организации.
|