Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организация финансового менеджмента в банке.
С точки зрения процесса управления содержание финансового менеджмента составляют: планирование, анализ, регулирование, контроль. Планирование позволяет заглянуть в будущее банка, предусмотреть цели, сферы, масштабы и возможные результаты его деятельности в соизмерении с источниками и затратами. Процесс планирования включает составление перспективных и текущих планов-прогнозов. Планирование определяет условия и границы, в которых предстоит работать коллективу, позволяет координировать все стороны деятельности банка через сводные показатели посредством системы стимулирования труда, увязывать их выполнение с интересами коллектива. Планы позволяют определить направление поиска новых сфер и методов деятельности в условиях конкуренции на рынке банковских услуг. Планирование представляет собой многоуровневый процесс, охватывающий все подразделения банка и определяющий локальные и общие перспективы развития. Результатом планирования является разработка: - перспективных планов, делающих акцент на формировании и размещении ресурсов в долгосрочной перспективе в целях достижения целей и задач, стоящих перед банком; - текущих планов (бизнес-планов), определяющих конкретные параметры деятельности банка в краткосрочной перспективе и реализующих долгосрочные цели и задачи банка. Одним из инструментов, при помощи которых выполняются утвержденные планы, осуществляется контроль за деятельностью сотрудников банка, являются специальные документы, утверждаемые высшим органом, определяющим политику банка в целом и по отдельным направлениям деятельности. В планах должны найти отражение: содержание стратегических целей и задач банка, анализ банковской и общеэкономической ситуации. Постановка текущих задач. Формулирование стратегии банка, т.е. общих подходов к достижению соответствующих задач; механизмы распределения ресурсов; формы контроля за выполнением плановых задач. Анализ в банковском менеджменте направлен на оценку деятельности банка в целом и по отдельным направлениям на основе сравнения фактически достигнутых результатов с прогнозными, с результатами истекших периодов и лучших банков. Материалы анализа позволяют выявить положительные и отрицательные тенденции в развитии банка, потери, неиспользованные резервы, недостатки и неудачи в принятии решений. Основу сводной аналитической работы банка составляет анализ данных баланса, проводимый в определенном направлении. Главными направлениями анализа являются: - оценка развития объемных показателей деятельности банка: активов, депозитов, собственного капитала, кредитов, прибыли. Результаты такой аналитической работы могут быть полезны для выработки стратегии развития конкретного банка. - оценка ресурсной базы: объема, структуры и основных тенденций в развитии составных частей (собственного капитала, депозитов, межбанковского кредита); стабильной и неустойчивой части депозитов, депозитов с устойчивой и колеблющейся процентной ставкой и др. Указанный анализ используется для разработки депозитной политики банка, политики управления активами и пассивами. - оценка состояния активов банка; объема, структуры и основных тенденций в развитии составных частей активов банка (кредитов, инвестиций, депозитов), активов, приносящих и не приносящих доход; активов разной степени ликвидности и рискованности. Результаты анализа являются основой для разработки кредитной и инвестиционной политики банка, политики управления активами и пассивами. - оценка ликвидности банка на основе: расчета финансовых коэффициентов и их сравнение с критериальными уровнями, выявления факторов, влияющих на изменение уровня показателей; определение степени сбалансированности активов и пассивов по срокам и суммам (ГЭП). Материалы анализа позволяют определить стратегию и тактику банка в области управления ликвидностью. - оценка доходности банка на основе анализа данных баланса и отчета о прибылях и убытках с помощью расчета системы количественных и качественных показателей, характеризующих доходность и прибыльность банка, эффективность использования активов, структуру доходов и расходов банка. Этот анализ является основой для разработки политики в области управления прибыльностью банка. - анализ и оценка деятельности банков-партнеров, позволяющие установить лимиты их кредитования - анализ и оценка конкурентной позиции банка, включающей сравнительный анализ итогов деятельности банка, а также состава и качества предоставляемых им продуктов и услуг с соответствующими показателями банков-конкурентов. Регулирование в системе банковского менеджмента имеет определенные особенности, обусловленные наличием государственного надзора за деятельностью коммерческих банков. Государственное регулирование предусматривает ряд принципиальных требований к лицензированию банков, ограничению сфер их деятельности, к обеспечению достаточности капитала, ликвидности, формированию обязательных резервов. В этой связи система внутрибанковского регулирования (саморегулирования) направлена прежде всего на соблюдение требований и нормативов, установленных Банком России. Вместе с тем система внутрибанковского регулирования включает и самостоятельные направления: - совершенствование организационной структуры банка, в частности создание новых подразделений банков, обеспечивающих повышение качества управления (аналитические службы, отделы планирования, маркетинга и т.д.); - разработку новых и совершенствование действующих инструктивных и методических материалов, процедур принятия решений, позволяющих повышать качество управления банковской деятельностью; - корректировку целей, приоритетов и методов осуществления банковской политики исходя из реально складывающейся ситуации; - принятие конкретных мер по ограничению объемов рисков по отдельным направлениям деятельности банка или созданию дополнительной системы гарантий для защиты от рисков; - определение мер по совершенствованию кадровой политики, системы обучения персонала, организации внутрибанковского контроля; - разработку мер по изменению объема и структуры портфелей банка (кредитного, депозитного, инвестиционного); - изменение объемов резервных фондов, объема и структуры собственного капитала. Контроль в банковской деятельности подразделяется на внешний и внутренний. Внешний контроль осуществляет Центральный банк РФ и внешние аудиторы. Внутренний контроль организуется самим банком. Именно внутренний контроль является частью менеджмента банка. Его функции выполняет Совет банка, менеджеры в соответствии с их полномочиями, а также специальная служба внутреннего контроля. Главным назначением внутрибанковского контроля является защита интересов инвесторов, самих банков и их клиентов путем создания оперативной системы обнаружения отклонений в выполнении действующего законодательства, нормативных актов Банка России и внутрибанковских положений и инструкций, отрицательных тенденций и недостатков в деятельности банка для принятия мер по их устранению.
|