Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 1. Нравственность и мораль как предмет этики, фундаментальные категории этического сознания, 2 ч.






Волгодонский инженерно-технический институт – филиал НИЯУ МИФИ

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ

По дисциплине «Основы этики» 1 семестр

Для студентов заочной формы обучения

по всем направлениям (специальностям)

Полная и сокращенная программа

Составители:

К.филос.н., доцент кафедры «ЭиСГД»

В.В. Ягодкина

Волгодонск 2014


Содержание

Лекция 1. Нравственность и мораль как предмет этики, фундаментальные

категории этического сознания …………………………………………………………..3-8

Лекция 2. Генезис понятия и виды профессиональной этики, этика

профессиональной сферы общения ……………….....……..…….…………………….9-12

Список литературы …………………………………….………………………………….13


 

Лекция 1. Нравственность и мораль как предмет этики, фундаментальные категории этического сознания, 2 ч.

 

Основные понятия: метаэтика, мораль, нравственность, этика, гедонизм, ригоризм, утилитаризм, эвдемонизм, этические категории, благо, добро, долг, достоинство, зло, любовь, равенство, смысл жизни, совесть, справедливость, счастье, ценность, честь, золотое правило нравственности.

 

Возникновение термина «этика» связано с именем Аристотеля. В научном понимании этика – раздел философии, изучающий мораль (нравственность). Определение предмета этики зависит от того, как мы понимаем термины «мораль» и «нравственность».

В истории этики бытуют два направления осознания сущности ее предмета. Первое направление предлагает употреблять эти понятия как синонимы, не делая между ними различия. В данном случае термины «мораль» и «нравственность» используются как тождественные понятия, как уникальный способ духовно-практического освоения мира человеком, совершаемого в логико-рефлексивной, эмоциональной и подсознательной формах.

Второе направление восходит к Г. Гегелю, который считал, что мораль – это форма соотношения индивида и общества, свойственная данному историческому периоду, ступень развития общества, сфера реальной свободы, в которой субъективная воля полагает себя так же, как рефлексия самосознания к добру, как совесть. Нравственность – это аспект поступков человека, то, какими они являются на самом деле, сфера практической свободы. Непосредственное проявление нравственности, по Гегелю, – семья, гражданское общество и государство.

Этика - это гуманитарное учение, предметом которого является мораль (нравственность), а центральной проблемой - соотношение Добра и Зла.

Наиболее важными элементами структуры этического знания являются: теоретическая этика, практическая этика, нормативная этика, описательная этика, прикладная этика, индивидуальная и социальная этика, метаэтика.

Этика как наука пользуется специфическим понятийно-терминологическим аппаратом. Такие понятия и категории, как «поступок», «нравы», «нравственные отношения», «моральные нормы», «ценности», «идеалы», «добро» и «зло», «долг», «совесть» и многие другие, употребляются только в этике или преимущественно в ней. В результате становления этика приобретает характер практической и теоретической дисциплины. Специфическая особенность этики как науки состоит в том, что она стремится ответить на нравственные вопросы в теоретической форме, помочь в решении практических нравственных проблем, которые стоят перед большинством людей в их повседневной жизни.

Этапы развития античной этики:

Предэтика (Гомер, Гесиод, Анаксимандр, Гераклит и Пифагор) - это период, когда появляется проблема «падения нравов», нравственной деградации людей, ставятся вопросы о смысле жизни и судьбе человека.

Этическое просвещение (софисты и Сократ) замечательны верой в силу образования, роль знания в жизни человека и общества.

Высокая классика (Платон, Аристотель) рассматривает этику в качестве важнейшей части общего социального устройства. Этика приобретает социальный и политический масштаб.

Примитивное морализирование - обращение с моралью к другим, но не к себе. Истинно нравственный человек беспощадно требователен к себе и в то же время снисходителен, терпим к другим. Морализирование - оценка общественных явлений, основанная не на анализе объективных закономерностей развития действительности, а на абстрактных идеалах и пожеланиях.

Обширный категориальный аппарат этики требует определенной систематизации. В отечественной этической теории доминируют два способа систематизации категорий: в соответствии со структурой нравственности (категории нравственного сознания, категории нравственной практики, категории нравственного отношения); по видам (структурный, сущностный и методологический).

Методы этического исследования: основаны на принципе конкретно-исторического подхода, который требует учета всех особенностей, дающих начало тому или иному этическому феномену и принципу развития: теоретико-логический и эмпирико-исторический. Иногда также выделяют дескриптивный (описательный) и проблемный методы при изучении этики.

При изучении этических учений существует проблема классификации ее основных направлений: натуралистическое и идеалистическое, в котором различают течения субъективно-идеалистического, объективно-идеалистического и религиозного характера.

Основные исторические взгляды на причины возникновения морали: религиозная, биологическая (биологизаторская) и социальная.

Первые нормы морали носили исключительно запретительный характер (внутривидовое регулирование). Первоначальное формирование морали заняло очень много времени. Весь этот период до раннего рабовладения получил название предмораль. Следующий шаг на этапе предморали – появление норм разрешительного плана, которые формулировались в сослагательном наклонении – «нельзя убить соплеменника, но стыдно не убить врага».

С этого момента нормы морали начинают делиться на три группы:

1. Безусловно-запретительные: запрет на убийство соплеменника, на избыточный сбор растительных продуктов и избыточное убийство животных. За отступление от норм этой группы следовало серьёзное наказание. Эта группа норм в первобытных и родоплеменных сообществах фактически играла роль права.

2. Регулирующие семейно-брачные отношения. Здесь появляются нормы разрешительного плана.

3. Регулирующие отношения между соплеменниками, не состоящими в прямом кровном родстве (взаимовыручка, дружба, товарищество и т.д.).

Функции этики - это система внутренних состояний человека, которые проявляются в конкретных поступках. Мораль регулирует поведение людей через одобрение и порицание.

1. регулятивная (регулирует поведение людей в соответствии с требованиями морали);

2. ценностно-ориентирующая (ориентирует человека в мире окружающих его культурных ценностей);

3. воспитательная (приводит в определенную воспитательную систему нравственные нормы, привычки, обычаи, нравы, общепризнанные образцы поведения);

4. оценочная (оценивает с позиций добра и зла освоение человеком действительности);

5. мотивационная (позволяет человеку оценивать и по возможности оправдывать свое поведение с помощью нравственной мотивации);

6. коммуникативная (выступает как форма общения, передачи информации о ценностях жизни, нравственных контактов людей);

7. мировоззренческая (ориентирует человека в мире социальных ценностей; формирует мировоззрения для решения вопросов о смысле жизни, счастье и идеале);

8. познавательная (исследует нравственную жизнь с точки зрения ее соответствия моральным нормам);

9. нормативная (связана с решением задач разрешения моральных ситуаций, требующих нового понимания морали, преодоления ценностной разорванности общественного сознания с возможностью предложить обществу новую, единую для всех моральную перспективу).

Этические категории — это основные понятия научного, аппарата этики, отражающие наиболее существенные стороны и элементы нравственности. Каждая категория не существует сама по себе, а находится во взаимодействии с другими.

Добро и зло – предельно общие категории, дающие оценку с позиции интереса всего общества, они не могут существовать друг без друга. Добро и зло конкретно историчны.

Совесть, честь, достоинство – категории, характеризующие уровень индивидуального морального сознания. Совесть в индивидуальном сознании выполняет репрессивную функцию, она сравнивает общественно признанное понимание добра с конкретным поступком человека. Достоинство – собирательная категория, в которой аккумулируется предшествующий опыт человека в процессе формирования личности. Честь – это те границы, которые устанавливает себе сам человек, в рамках которых он считает, что не теряет своего достоинства. Честь устанавливает даже более узкие границы, чем право.

Долг – социальный заказ от общества к человеку, социальные ожидания, оформленные в представлениях о добре и зле соответственного исторического периода. Ответственность – это та часть требований долга, которую человек принимает на себя, и за отступление от которых готов нести ответственность.

Ответственность, – усваивая представления о долге, мы проводим селекцию требований, признаём какие - то ожидания верными, а какие-то отвергаем. Ответственность – это та часть требований долга, которую человек принимает на себя, и за отступление от которых готов нести ответственность.

Любовь – в общем смысле отношение к чему- или кому-либо как безусловно ценному, воспринимаемому как благо.

Равенство – принцип, утверждающий тождество индивидов как нравственных существ.

Смысл жизни – понятие, раскрывающее самоценное значение человеческой жизни, ее нравственную оправданность.

Справедливость – понятие, обозначающее то, что создает и сохраняет благо (счастье) общества (Аристотель); основная добродетель общественных институтов (Дж. Ролз); общая нравственная санкция совместной жизни людей, рассмотренная по преимуществу под углом зрения сталкивающихся желаний, интересов, обязанностей.

Счастье – понятие, конкретизирующее высшее благо как завершенное, самоценное, самодостаточное состояние жизни; выделяют четыре понятия счастья: благосклонность судьбы; состояние интенсивной радости; обладание наивысшими благами; чувство удовлетворения жизнью. Существует пять уровней счастья: 1) радость от самого факта жизни; 2) материальное благополучие; 3) радость общения; 4) творчество; 5) делать счастье другим.

Основные концепции смысла жизни. Можно выделить три подхода к вопросу о смысле жизни:

а) пессимистический — нигилистическое отрицание смыс­ла жизни, при котором жизнь воспринимается как бессмыслен­ная череда страданий, зла, болезней (с закономерным финалом — смертью);

б) скептический — выражающий сомнение в смысле и зна­чимости земного бытия;

в) оптимистический — признание смысла человеческой жизни и возможности его реализации как наивысшей ценности: «Самое дорогое у человека — это жизнь...».

В античности гедонизм видел смысл жизни в стремлении к наслаждению, а эвдемонизм смыслом жизни делает достижение счастья. По Эпикуру, безмятежность и свобода от чувства страха перед смертью и страданием есть высшее блаженство и, следовательно, смысл жизни. Средневековая этика считала смыслом жизни верующего человека духовное служениие Богу во имя вечного спасения. В этике Возрождения понимание смысла жизни: воплотится в стремлении к славе, признанию. Т. Гоббсом в XVIII в. Появляется новая модель смысла жизни — власть человека над человеком. В постклассической этике XIX в. эта модель была развита и обоснована немецким философом Ф. Ницше который считал смыслом жизни индивидуальную «волю к власти», могуществу, подчинению чужой воли своей. В эпоху создания и накопления капитала смыслом жизни становится обладание. Л. Фейербах выдвинул концепцию, согласно которой вечным смыслом человеческого бытия является любовь — любовь вообще и любовь мужчины к женщине в частности. Французский писатель Ф. Мориак вообще отрицает смысл жизни. поскольку жизнь большинства людей — мертвая дорога «в никуда».

Нормативно-оценочный и ценностно-ориентированный аспекты их содержания этических категорий.

При нормативно-оценочном содержании традиционные этические категории включают в себя элементы идеально-предписываемого характера, толкование того, какими должны быть представления человека о добре и зле, долге, совести, счастье, достоинстве, смысле жизни и каковы способы их достижения в практическом нравственном поведении.

Ценностно-ориентированный аспект позволяет рассматривать этические категории как ориентирующие нравственные ценности.

Ценности – это значимые для человека объекты, в которых отражены устойчивые, обобщенные представления о чем-то как о благе. Все ценности объединены в систему ценностных ориентиров. Ценности различают: по содержанию (польза, добро, власть, истина, счастье, слава, чистая совесть и т. д.) и по знаку (положительные и отрицательные).

Выделяют ценности: практические, духовные, высшие и низменные, общечеловеческие, групповые и индивидуальные.

Нравственный идеал - высший критерий нравственной оценки; процесс восприятия нравственных требований через образ нравственно возвышенной личности – носителя высокой духовности и моральных качеств, которой хочется подражать в реальной жизни. Для каждого исторического времени существовал свой нравственный идеал (Аристотель, И. Кант). Нравственный идеал определяет цель нравственного самовоспитания личности, влияет на содержание моральных принципов и норм.

Понятие о нравственном идеале распространяется на все общество, формируя общественный идеал – образ совершенного общества, который выражает интересы определенной социальной группы, ее понятия о высшей справедливости и лучшем общественном устройстве. Как нравственная категория, общественный идеал включает следующие требования: равноправное распределение всех жизненных благ между людьми, соответствия между правами и обязанностями человека, между его способностями и местом в обществе, между вкладом человека в общественную жизнь и характером вознаграждения, между личным и общественным, между добродетельным образом жизни и возможностью достижения счастья.

Социальная справедливость определяется в свете двух ключевых ценностей: фундаментального этического равенства и беспристрастности, спроецированных на характер межчеловеческих отношений и социальных институтов. В поисках истоков понятия справедливости обратимся к Аристотелю, который выделил два ее вида: уравнивающую и распределяющую. Для Аристотеля важнейший аспект справедливости - общее благо: чрезмерный эгоизм несправедлив, а справедлива забота о чужом и общем благе.

Кант строит свои представления о справедливости на уважении к ближнему, соблюдении его интересов.

Джон Ролс, выпустил в 1972 г. свою «Теорию справедливости»: надлежащее распределение выгод и тягот общества - вот что такое социальная справедливость, важнейший аспект справедливости вообще. Ролс формулирует два принципа справедливости: политический и социально-экономический.

Золотое правило нравственности — основополагающее нравственное требование: «(не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Термин ЗПН закрепился с кон. 18 в. Первые упоминания о нем относятся к сер. I тыс. до н.э. ЗПН есть формула отношения человека к себе через его отношение к другим. Через повелительное наклонение формула ЗПН задает отношение субъекта к себе, а через сослагательное наклонение — отношение к другим. Получается: нравственность общезначима в качестве идеального проекта (в желаниях) и произвольна в качестве реального выбора (в поступках).



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал