Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ларошфуко Франсуа де






Ларошфуко (La Rochefoucauld) Франсуа де (15.09.1613– 17.03.1680) — французский писатель, государственный деятель, герцог. Родился в Париже, в семье аристократов, до смерти отца (1650) носил титул принц де Марсийяк. В 1629 г. он участвовал в итальянских походах французской армии, в дальнейшем служил при дворе. Ларошфуко участвовал в заговорах против кардинала Ришелье. За придворные интриги он был брошен в Бастилию, а затем отправлен в ссылку в Вертей, где провел несколько лет. После смерти Ришелье возвращен ко двору, участвовал в заговорах против кардинала Мазарини, во Фронде, был ранен. После установления Людовиком XIV режима абсолютной монархии Ларошфуко отходит от политики, погружается придворную жизнь, обращается к словесному искусству: пишет «Портрет герцога де Ларошфуко, им самим написанный» (1659), сочиняет максимы (краткие изречения, афоризмы), которые приносят ему известность и делают законодателем интеллектуальной жизни аристократических салонов. В 1662 г. появляются «Мемуары» Ларошфуко (в Руане, под названием «Гражданские войны во Франции с августа 1649 г. до конца 1652 г.», без ведома автора, с искажениями; в том же году в Брюсселе подлинный текст; полн. научн. изд. 1874), где описываются события, связанные с Фрондой, рисуется портрет придворного общества. А. Дюма из «Мемуаров» Ларошфуко взял эпизод с подвесками Анны Австрийской, ставший основой сюжета «Трех мушкетеров», а в романе «Двадцать лет спустя» вывел в качестве персонажа самого Ларошфуко (под именем принца де Марсийяка, противника и соперника Арамиса).

В своих «Максимах» (впервые опубликованных в 1664 г. — 188 максим; их было 504 в последнем прижизненном издании 1678 г., при этом 79 максим из более ранних изданий были исключены) Ларошфуко в коротких фразах нарисовал портрет современника, живущего двойной жизнью: «Наши добродетели — это чаще всего искусно переряженные пороки» (этот знаменитый афоризм — «Nos vertus ne sont le plus souvent que des vices dé guisé s» — появился в 4-м издании «Максим», 1675 г., как эпиграф ко всей книге).

С иронией, подчас горькой, Ларошфуко констатирует: «У нас у всех достанет сил, чтобы перенести несчастье ближнего»; «Зло, которое мы причиняем, навлекает на нас меньше ненависти и преследований, чем наши достоинства»; «Истинная любовь похожа на привидение: все о ней говорят, но мало кто ее видел»; «Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой разум»; «Старики потому так любят давать хорошие советы, что уже не способны подавать дурные примеры»; «Изысканность ума сказывается в умении тонко льстить»; «Уклонение от похвалы — это просьба повторить ее»; «Добродетели теряются в своекорыстии, как реки в море».

Афоризмы Ларошфуко — один из наиболее совершенных образцов прозы французского классицизма. В конце жизни большое влияние на творчество Ларошфуко оказывала М. де Лафайет, в ее романе «Принцесса Клевская» также ощущается связь с афористичным стилем Ларошфуко. Он оказал влияние на всю последующую афористическую традицию. Посмертно, в 1731 г., были опубликованы 7 из 19 «Размышлений на разные темы» (полн. публ. всех размышлений — 1868). В различных эссе цикла («Об истинном», «О манере держать себя и о поведении», «О любви и о жизни», «О различных типах ума», «Об удалении от света» и др.) Ларошфуко выступает как философ-моралист и как хранитель светского уклада жизни и мировоззрения «порядочного человека».

Писатель был хорошо известен в России, первые переводы появились в XVIII веке. Особенно значим для истории русско-французского культурного диалога издание, осуществленное Л. Н. Толстым: «Избранные мысли Лабрюйера, с прибавлением избранных афоризмов и максим Ларошфуко, Вовенарга и Монтескье. Перевод с франц. Г. А. Русанова и Л. Н. Толстого» (М.: изд-во «Посредник», 1908).

Соч.: Oeuvres. T. 1–3, album. P., 1868–83; в рус. пер. – Размышления, или Моральные изречения и максимы. М., 1959; Мемуары. Максимы (ст. М. В. Разумовской). Л., 1971; Максимы. М., 2004; Максимы и размышления. Мемуары. М., 2007.

Лит.: Разумовская М. В. Ларошфуко, автор «Максим». Л., 1971; Виппер Ю. Б. Проза 60–70-х годов XVII в. // История всемирной литературы: В 9 т. Т. 4. М., 1987; Фомин С. М. Ларошфуко // Зарубежные писатели. Ч. 1. М., 2003; Magne E. Le vrai visage de la Rochefoucauld. P., 1923; Moore W. G. La Rochefoucauld: his mind and art. L., 1969.

Вл. А. Луков

Этапы литературного процесса: Новое время: XVII век. — Теория истории литературы: Направления, течения, школы: Классицизм. — Персоналии: Французские писатели, литераторы. — Персоналии: Персональные модели во французской литературе.

 

 

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал