Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конституционные основы системы законодательства РФ
Общественные отношения регулируются нормами всех отраслей национального законодательства, а наиболее важные, коренные, имеющие принципиальный характер - регулируются нормами конституционными Исходя из этого, юридическая наука под основами конституционного строя понимает совокупность конституционных норм, закрепляющих основы общественного устройства государства. В сфере экономических основ общественного строя конституции регулируют тип собственности и статус ее отдельных форм, отношения, связанные с производством, обменом, распределением и потреблением материальных и духовных благ, а также принципы руководства и управление экономикой. В сфере социальных основ общественного строя в конституциях регулируются социальные отношения, а в многонациональных федеративных государствах и межнациональные отношения. В эту группу входят также отношения между трудом и капиталом, государством и личностью, отношения по поощрению и охране брака и семьи, отношения в области экологии, здравоохранения, социального обеспечения и культуры. В сфере политических основ общественного строя конституции регулируют общественные отношения возникающие и развивающиеся по поводу осуществления государственной власти в обществе через специально создаваемые для этого политические организации, которые в совокупности образуют механизм политической власти (политическую систему). Общественный строй является предметом изучения всех общественных и юридических наук. Предметом конституционного права являются лишь те общественные отношения, которые закреплены нормами конституционного права, то есть - основы конституционного строя России. 41. Нормативно-правовой акт: понятие, признаки и виды Нормативный правовой акт (НПА) - официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение. НПА - это акт правотворчества, который принимается в особом порядке, строго определёнными субъектами и содержит норму права. НПА в России (а также во многих других странах, относящихся к романо-германской правовой системе) является основным, доминирующим источником права. НПА (в отличие от других источников права) принимаются только уполномоченными ГО в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму (кроме того, они составляются по правилам юридической техники). НПА, действующие в стране, образуют единую систему. Признаки НПА: нормативный характер; это правовой акт; является результатом правотворчества; общеобязательность; оформление в виде официального документа; определённый порядок группировки правовых норм. По порядку принятия и юридической силе НПА подразделяются на законы и подзаконные акты. Закон - это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения. По юридической силе и предназначению законы делятся на конституционные (закрепляют основы общественного и государственного строя и определяют основные правовые начала всего действующего законодательства) и обыкновенные (принимаются на основе конституционных законов и регулируют различные стороны жизни общества). Среди последних выделяются кодифицированные и текущие. По характеру действия законы подразделяются на постоянные, временные и чрезвычайные. В РФ, как в любом федеративном государстве, действуют федеральные законы и законы субъектов. Действующие законы образуют систему законодательства. Высшая юридическая сила предполагает, что никакой иной правовой акт не должен противоречить закону, не может его ни отменить, ни изменить; но закон может отменить или изменить любой другой правовой акт. Подзаконный правовой акт (нормативный) принимается органом государственной власти в пределах их компетенции и, как правило, на основании закона. По общему правилу подзаконные акты должны соответствовать законам. К подзаконным актам РФ относятся нормативные акты Президента РФ, нормативные постановления Правительства РФ, различные нормативные акты (приказы, инструкции, положения и т. п.) федеральных министерств и ведомств, других федеральных органов исполнительной власти, других федеральных государственных органов. Источником права в РФ, а также и в большинстве стран мира, является нормативный договор. Самым распространённым видом нормативных договоров и соглашений являются коллективные договоры и соглашения, заключаемые сторонами социального партнёрства в трудовом праве. В РФ установлена следующая иерархическая система НПА (в зависимости от их юридической силы): Конституция РФ; Законы: ФКЗ, ФЗ. 3. Подзаконные правовые акты: Указы Президента РФ; Постановления Правительства РФ; Акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных служб и агентств). 4. Локальные нормативно-правовые акты. 5. Международные договоры и соглашения РФ. В зависимости от содержания НПА делятся на: Отраслевые (нормы права, объединённые общими чертами): гражданско-правовые, уголовно-правовые, и т. д. 2. Комплексные.
|