Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Романтизм в лирике В. А. Жуковского.






БИЛЕТ № 20

В допушкинский период развития литературы Жуковскому принадлежит первое место. Он первый русский романтик, сыгравший выдающуюся роль в формировании этого направления. Вся лирика Жуковского носит личный характер. Например, о своем раннем творчестве он пишет «для меня в то время было жизнь и поэзия одно». Именно эта особенность, исповедальность лирики, относящаяся ко всей его поэзии, характеризует творчество Жуковского. Белинский отмечает это как абсолютно новое явление в литературе. Для понимания творчества Жуковского необходимо знать его биографию.

Ж был внебрачным сыном богатого помещика Бунина и пленной турчанки Сальхи. Фамилию он получил от усыновившего его бедного дворянина. Положение «незаконного» сына в доме, где мать не имела равных прав с другими членами семьи, болезненно отразилось на душевном состоянии Ж.

 

События в личной жизни сильно повлияют на мировоззрение. Большое значение имеют события 1812 года. Результатом участия в ополчении стала ода «Певец во стане русских воинов».

Известность Жуковскому приносят исповедальная лирика, романтические баллады и патриотические стихи.

 

Первый период 1797-1807 годы.

Жуковский входит в литературу в самый разгар борьбы классицизма и сентиментализма. В благородном пансионе изучалась классицистская литература, и Жуковский, учась там, пытается подражать Ломаносову и Державину в своих первых работах. Все эти оды отличали явные классицистские приметы: высокий стиль, дидактизм, богатые сравнения, архаичный стиль. Жуковский усваивает этот стиль, но очень скоро ему становится в нём тесно. Жуковский испытывает большое влияние Карамзина, который навсегда останется ему авторитетом. В результате, в его творчестве проявляются и классицистские, и сентиментальные черты.

1797 год - первое стихотворение, появившееся в печати – «Майское утро». Начинается оно как классицистское, торжественное, отвлеченное описание природы, но потом оно переходит в камерный, лиричный масштаб.

Классицизм для Жуковского был выражением явно подражательных исканий, то сентиментализм – проявление свойственных ему черт.

У Жуковского появляется ряд стихотворений, написанных по канонам сентиментализма, занимается самообразованием. Вскоре Жуковский противопоставляет культ разума культ чувства, основным жанром его лирики становятся элегия – стихотворение, представляющее собой грустное размышление. Перевод «Сельского кладбища» в 1802 году в «Вестнике Европы» приносит ему известность. Это было одновременно и переводное, и оригинальное произведение. Юноша, пришедший на кладбище, размышляет о жизни, бренности бытия. Эти размышления – главный предмет повествования. Отличительная особенность Жуковского – описание не жизни, а чувств и мыслей, ей порожденных. Этот перевод произвел впечатление на читателей, прежде всего, меланхоличным тоном, теплотой чувств и совершенством поэтического языка – музыкой стиха. Нельзя сказать о тонком психологическом анализе в первых элегиях, это скорее анализ этический, интерес к нравственному сознанию. Это следствия убеждения, что лирика должна иметь дидактический оттенок. Белинский: не Пушкин, а Жуковский первый выговорил эллигическим языком жалобу человека на жизнь.

Самая значимая эллегия Жуковского – стихотворение «Вечер» Грея (1807 год). Начало – лирическая картина вечера, в описании которой ярко проявляется поэтический дар Жуковского. Как правило, в стихотворениях был запечатлен зрительный ряд, и у Жуковского он присутствует, но он вводит звук («стенание соловья» и пр.), обонятельные и осязательные ощущения, даже мнимовкусовые. Такое описание природы даст необычную утонченность восприятию окружающего мира и душевным переживаниям. В результате при таком тонком и многогранном восприятии природы можно увидеть последний луч зари, почувствовать трепет ивы. До Жуковского так не писал никто. Он не сколько описывает природу, сколько говорит о состоянии человека, который наблюдает за природой. Поэтому Жуковский и считается первым романтиком, отсюда появится Пушкин. Если до этого был разумный классицизм, то у Жуковского всё было иначе. Акцент переносится на внутренний мир с внешнего. Природа не только вызывает какой-то эмоциональный отклик, есть возможность размышлять о собственной жизни, вспоминать. Воспоминания имеют для Жуковского философский и этический смысл. Они - средство преодолеть быстроту времени. Воспоминания о лучших людях, с которыми свела его судьба, дают ему нравственную опору. Но не любое воспоминание подходит, а только чистое, доброе, светлое. Воспоминания побуждают задуматься о собственной судьбе. Это позволяет переходить с темы на тему, от поэта и поэзии к дружбе, от дружбе – к любви и т.д. Сочетание традиций сентиментализма с индивидуальным мировоззрением определяет сущность поэзии Жуковского уже в первых элегиях, которые отражают внутренний строй его души. Его элегии имеют экспрессивную выразительность, окрашены звукописью.

Второй период 1808-1833 – расцвет творчества.

В это время созданы самые значительные произведения – элегии, песни и баллады. Всероссийскую известность принесут ему именно последние, он даже прозван «балладником». Он сращивает поэтику жанра баллады с эстетикой романтизма, в результате этот жанр станет характерным знаком романтизма в начале 19 века. В западно-европейской литературе романтическая поэма представляла лиро-эпическое произведение. Чаще всего баллада будет связана с фольклором, который – основной источник баллад. Благодаря этому, переводя баллады, Жуковский расширяет знания народной литературы, причем для перевода он выбирает именно романтические произведения.
Ранние русские баллады, которые писали Карамзин и Каменев, прошли незамеченными, т.к. в них не было романтизма.
1808 – появление «Людмилы » в «Вестнике Европы» (перевод «Линоры» Бюргера). Из немецких народных приданий Жуковский пытается создать русскую атмосферу. Однако, сюжет не приобрел русского колорита. Зато фантастический сюжет раскрывает русскому читателю неизвестный прежде романтический мир. Людмила не дождалась своего любимого с поля брани, она ропщет на судьбу и бога, мать успокаивает её, призывает быть послушной провидению, но Людмила не хочет смириться, она готова даже смерти. Среди ночи появляется жених, но только мертвый. В балладе проявляются атрибуты поэзии ужасного (жених увозит невесту в полночь, встречается черный ворон, привозит любимую к дому-могилу), за отступление от веры Людмила наказана, она соединяется с любимым в могиле, а не в вечной жизни.
Такие ужасы для русского читателя были в новинку. В то время это было так необычно, захватывающе, страшно. Поэтому стихи Жуковского поразили читателя, пленили его. Жуковский постоянно обращается к звукописи. В результате расширение границы обыденного – черта творчества Жуковского. Хотя, дидактизм по-прежнему является важнейшей составляющей баллады. Белинский: «Стихи этой баллады не могил не удивить всех своей легкостью, звучность, своим складом, совершенно новым, небывалым и оригинальным».


Но сам Жуковский хочет написать русскую балладу, и в 1813 году печатает Светлану, балладу на тот же сюжет, которая обрела огромную популярность. Посвящена баллада Александре Войейковой, младшей сестре Маше Протасовой.
Светлана очень похожа на Людмилу, но радикально отличается от неё. Он любит свою героиню, называют её милой, девицей. Он воспроизводит изящный девичий мир, в котором значимы гадания. Жуковский хотел создать русскую балладу, так что для него важен национальный колорит. Сюжет баллады связан с фольклором, окрашен русской обстановкой, вводятся имитации песен, просторечные слова и пр. Если та баллада окрашена в черные цвета, то здесь, несмотря на атрибутику ужасного, есть белый снег и белый голубок, и все ужасы исчезают. У баллады счастливый конец: Светлана просыпается, возвращается жених и всё хорошо.
Эта баллада не только рассказывают об эпизоде жизни, она представляет внутренний мир героини. Жуковский хотел изобразить русский женский тип, подчеркнуть мягкость, верность, покорность судьбе, поэтичность, нравственную чистоту девушек.
Пафос баллады романтический: атрибутика ужасного и пр. Но в этой балладе Жуковский нарушает жанровые традиции. В балладе нет мистицизма, он только придает характер фантастичности обычному эпизоду. Он отказывается от ужасного, мистического, вводит элементы шутки, он идеализирует конец (несчастье возможно только в конце, если ты хороший). Эта баллада самая светлая у Жуковского.

В этот период Жуковский создает 39 баллад, приобретает славу создателя романтизма.
Баллады были разные, одни основаны на античной мифологии (самая известная из них – «Кассандра»), часть – на истории средневековья, культе любви и рыцарских турнирах, ещё – национально-исторические. В балладах Жуковского основные темы – темы судьбы и нравственного выбора человека.
Художественный мир баллады строится на двух полюсах – добро и зло, и победить должно добро. В балладах очень важен мотив справедливого возмездия за зло, поэт верит, что порочны поступок обязательно будет наказан, ведь это нравственный закон. Во многих балладах основная тематика – любовная. Но чаще всего любовь окрашивается в трагические тона, как правило, это утрата любимого (любимой). Часто звучит мысль, что на земле любящим не быть счастливыми, но они встретятся в ином мире. В балладах сложится особая философия жизни и любви. Он постоянно подчеркивает, насколько хрупка и нежна любовь, поэтому часто её и разрушает злая сила. Эта любовь часто гибнет, что навеяно биографическими событиями.
Содержание этих баллад во многом философское. Баллады –не единственный жанр этого периода.
«Певец во стане русских воинов » - пафос, многочисленные восклицания, старославянизмы.
Сюжет: певец поднимает кубок на пиру и вспоминает различных героев, от Святослава до Суворова. Он поднимает кубок за Отчизну. Следуют портреты героев войны 1812 года, от Раевского до Кутузова. Живых певец призывает отомстить.
Элементы оды сочетаются с элементами и чертами элегии (певец запивает песню на бранном поле в свете луны). Привычные черты дидактизма.
Этот гимн Жуковского получил широкое признание в армии, облетел всю Россию.

Создал множество элегий.
Одна из важнейших тем – тема одиночества, страдания человека, быстротекущее время, потеря близких. Тема воспоминаний звучит очень часто. Жуковский воспроизводит диалектику чувств и воспоминаний. Герой вспоминает о прежних днях и говорит, что лучше их совсем позабыть (период отчаяния), ведь их не вернуть, но большее несчастье – их позабыть (период осознания). Жуковский говорил, что воспоминания – двойник нашей совести, жить без них всё равно что без совести. Помнить о друзьях – быть благодарным, и пр.
Элегии создали особый эстетический мир, главный признак которых – меланхолия. Это особое эстетическое переживание. Жуковский давал определение меланхолии, и не один раз, например «это непонятное очарование, которое придает неизъяснимую прелесть нашему мучению» или «счастье любви есть наслаждение меланхолическое» или «любовь необходимо соединена с меланхолией». Меланхолия, рожденная любовью – грустное чувство, без которого любовь утратила бы прелесть.

Ещё одна черта – темы смысла жизни. Поэт утверждает, что лишь духовные ценности важны, они останутся воспоминаниями. Ненужно далеко ходить за счастьем, оно в самом человеке.

Это период мистического романтизма Жуковского. Началом нового лирического цикла считается стихотворение 1819 года «Невыразимое ».Философское стихотворение – жанр. Стихотворение затрагивает вопрос о пределах земного языка и искусства, можно назвать литературным манифестом Жуковского-романтика. Искусство призвано передавать внутреннее, а не внешнее, что не важно и даже не объективно.

Пейзаж Жуковского называли часто пейзажем души. Как и у других романтиков, пейзаж связан с миром высокого, возвышенного. Самый яркий пример – элегия «Море» (1822 год).
Вначале идет пейзажная зарисовка, но за ней стоит иносказание, идея романтического двоемирия – зависимость моря от неба. Подобно тому, как море отражает лазурь звезд, так и человек не может существовать без высокой мечты, цели, стремления вверх, к лучшему, светлому, глубокому. Жуковский пишет о том, что если в жизни есть возвышенное начало, то она будет очень глубокой, интересной и насыщенной.

В середине 20 годов завершится период мистического романтизма, на этом и прекращается лирическое творчество Жуковского. Он пишет отдельные лирические стихотворения, но они редки. Жуковский обращается к эпической литературе, пишет сказки, например, «Спящую царевну». Это необычно для Жуковского как литератора.

3 период 1834-1852

Поэмы, повести в стихах, то есть, большие повествовательные произведения. Как правило, это переводы и переработки. Это может быть древняя поэзия. В этот период раскрывается дар Жуковского-переводчика. «у меня всё или чужое, или по поводу чужого, но всё же моё». Он переводит лишь то, что ему интересно, созвучно, ему важно сотворчество, родство душ, сопереживание. Он переводил и сочинял на мотивы литератур разных народов. Ж: «Переводчик в прозе есть раб, переводчик в стихах - соперник». Для Ж переводы были своеобразной формой выражения собственных мыслей и, чувств, стремлений. Ж: «У меня почти все или чужое или по поводу чужого – и все, однако, мое». Вот что писал Белинский о Ж-переводчике. «Венец поэзии Жуковского составляют его переводы… в этом он самобытен, как единственный глава и представитель своей собственной школы».

В сороковые годы он переводит «Одиссею». Он понимал, что для «Одиссея» нужна другая манера, чем для «Иллиады», он старался сделать так, чтобы гомеровский стиль не искажался и не искажал язык. Этот перевод произвел огромное впечатление на критиков, Пушкин называет его гением перевода. Он хотел перевести и «Иллиаду», но умер.

 

Краткое содержание:

«Вечер» (элегия), 1806. Опять же действие происходит в сумерки. Вначале лирический герой призывает музу: «Приди, о Муза благодатна», чтобы петь вместе с ним туманный вечер. Картины природы: сумерки, закат («Восточных облаков хребты воспламенились»), появляется луна. Угасающая вечером природа напоминает герою о грустных воспоминаниях: где же друзья? Есть автобиографизм: имеются в виду друзья Ж по «Дружескому литературному обществу». Один из них умер (имеется в виду А. И. Тургенев, умер в 1803), другой сошел с ума (Родзянко). Думает герой, что друзья не должны быть чужды друг другу: «Нет, нет! Пусть всяк идет вослед судьбе своей, но в сердце любит незабвенных!» Ну а поэту суждено «творца, любовь и счастье воспевать», пока смерть не заберет его, что, ах, быть может, очень скоро (ага, если взглянуть на годы жизни, то можно считать эти строки просто пророческими – ещё 46 лет на Земле кантовался, старый сухарь).

«Певец во стане русских воинов», 1812. Написано в 1812 году, после сдачи Москвы Наполеону и перед Тарутинским сражением. Изображен пир перед боем, на котором певец стремится воодушевить воинов на правое дело. Он славит кого-то или что-то, а воины повторяют последние или первые строки, порой переиначивая их. Пьют они за дедов: Святослава (князя Киевского), Дмитрия Донского, Иоанна III и IV, за Петра I, за Суворова. Пусть они придут на помощь воинам в бою. Потом пьют за родину, за своих ратных вождей (Кутузова и его помощников: Ермолова, Милорадовича, Раевского, Платова и т.д.). Потом пьют за партизан, которые наводят ужас на врагов: Фигнера, Давыдова и т.д. Потом поднимают кубок за погибших (Багратион), за месть врагам, за святое братство, за любимых, за муз, за Бога. Не забывают распить бутылочку и за поэтов, певцов сражений с подначки последнего. Наконец, наступает утро, и они готовы к бою после пира. Последний кубок – прощанью. Если что, они еще увидятся «там». И потом все идут на бой.

«Теон и Эсхин», 1814. Имена Теона и Эсхина вымышлены, хотя и «косят» под античность. Действие происходит в Греции. Эсхин искал наслаждений в жизни, путешествуя по миру. Но не нашел их: «И роскошь, и слава, и Вакх, и Эрот лишь сердце его изнурили; цвет жизни был сорван; увяла душа; в ней скука сменила надежду». И, разочарованный, Эсхин вернулся к берегам реки Алфея. В отличие от него, Теон остался на родине и не разочаровался. Его взор, как и взор Эсхина, печален, но ясен, а не мрачен. Теон любил и был любимым. Но она умерла. Он не ропщет, потому что надеется встретить ее вновь, в загробном мире: «И скорбь о погибшем не есть ли, Эсхин, обет неизменной надежды?» С этой надеждой ему легко жить: «При мысли великой, что я человек, всегда возвышаюсь душою». Теон советует Эсхину утешиться в дружбе с ним, и тем, что и горесть и радость - необходимые следствия жизни.

«Невыразимое» (отрывок), 1819. Основная мысль в том, что есть в природе и в мире вещи, которые способна понять душа, но неспособен выразить язык: «Что наш язык пред дивною природой?», «Невыразимое подвластно ль выраженью?» Есть слова для блестящей красоты, но «то, что слито с сей блестящей красотою… какой для них язык?...И лишь молчание понятно говорит». Тема стихотворения пересекается с «Лаллой Рук».

«Воспоминание», 1821. Четверостишие о том, что о милых спутниках, которые умерли, следует говорить не с тоской, что их нет, а с благодарностью, что они были.

«Море» (элегия), 1822. Нет рифмы, но есть ритм. Стихотворение о прекрасном море, которому не чужды человеческие чувства. Море «смятенной любовью, тревожною думой наполнено». Его «тянет из земныя неволи» далекое светлое небо. Когда же собираются тучи, море волнуется, потому что не видит неба. Начинается буря. И лишь когда облака рассеиваются, море успокаивается, хотя еще долго «дрожит» за небо.

Баллады.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал