Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Об условиях и путях практического изучения системы
“Наши глубокие душевные тайники только тогда широко раскрываются, когда внутренние и внешние переживания артиста протекают по всем установленным для них законам, когда нет абсолютно никаких насилий, никаких отклонений от нормы, когда нет штампов, условностей и проч. Словом, когда все правда, до пределов распро-ультранатуральности”. (Статьи, речи, беседы, письма. – С. 649.) О ежедневных упражнениях в беспредметных действиях (Там же. – С. 633, 657.) Об изучении логики действий в жизни и о тренировке в этой области “В конце концов все новые действия сплетаются из старых. У него, актера, организуется внимание, он начнет и в жизни следить за действием. Мы логики наших действий в жизни не знаем. Когда вы приходите на сцену, то вам нужно изучить эту логику, хотя в жизни мы это проделываем каждый день. Актер должен привыкнуть обращать внимание на логику, замечать ее и в жизни. Он должен полюбить эту последовательность, эту логику, это чувство правды. Вы в это верите? Такому актеру, если он мастер своего дела, я могу сказать: “Потрудитесь к такому-то дню приготовить всю роль по физическим действиям”. (Там же. – С. 663; см. также гл. “Итальянская опера. Шутки” в кн.: Моя жизнь в искусстве.) О необходимости “туалета души” перед началом спектакля (Моя жизнь в искусстве. – С. 297, 302–304; Работа актера над собой. – С. 320–321.) О преодолении своих недостатков “Но я, как назло, был высок, неуклюж, неграциозен и косноязычен на многих буквах. Я отличался исключительной неловкостью: когда я входил в маленькую комнату, спешили убирать статуэтки, вазы, которые я задевал и разбивал. Однажды на большом балу я уронил пальму в кадке. Другой раз, ухаживая за барышней и танцуя с ней, я споткнулся, схватился за рояль, у которого была подломана ножка, и вместе с роялем упал на пол”. (Моя жизнь в искусстве. – С. 78.) Смелость актера – “нахалин” (Топорков. Станиславский на репетиции. – С. 151.) “Мало знать “систему”, надо на ее почве придумать свою” (Кристи. Работа Станиславского. – С. 174.)
(Моя жизнь в искусстве. – С. 125–129.) Штамп от “возвышенных переживаний” (Там же. – С. 278–280.) Происхождение штампов (Там же. – С. 295–297; см. также: Работе актера над собой. I. – С. 29–34.) Штамп и самопоказывание (Беседы в студии Большого театра. – С. 139.) Штамп подчеркивания выигрышной фразы “Это закон дешевого, провинциального театра – вскакивать с места на каждую выигрышную фразу. В старину актеры так и говорили: “Ох, и дам же свечу на этой фразе”, то есть так подпрыгну, что весь зал ахнет! Ну вот и скакали на сцене какие-то кузнечики! Кто выше, кто резче вскочит! ” (Горчаков. Режиссерские уроки. – С. 107.) РАЗДЕЛ ВТОРОЙ Творческий метод работы актера над ролью, созданный К.С.Станиславским, не получил законченного изложения в опубликованных самим Станиславским его трудах. Но документальные записи практической работы его с мастерами МХАТ над конкретными образами драматургии, отдельные главы и черновые наброски служат надежным источником для изучения вопроса о работе актера над ролью в целом. В качестве таких документов в первую очередь могут быть рекомендованы книги “Режиссерский план " Отелло" ”, “Топорков. Станиславский на репетиции”.
|