Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Возвышение и гибель Эламского царства.
В конце XIV в. до н. э. Элам был завоеван касситской Вавилонией. Однако около 1180 г. до н. э. эламский царь Шутрук-Наххунте I изгнал вавилонское войско с территории Элама и, совершив победоносный поход в Вавилонию, разграбил города Сиппар, Киш, Опис, увез в Сузы богатую добычу, в том числе стелу с законами Хаммурапи. Ок. 1150 г. до н. э. эламиты совершили новый поход против Вавилонии и подчинили себе страну. Это было время расцвета эламского могущества, и в самом Иране власть эламских царей простиралась от Персидского залива на юге приблизительно до области современного города Хамадан на севере. Однако вскоре эламская гегемония была подорвана. В 1115 г. до н. э. в битве при Дере (крепость на границе Ассирии с Эламом) вавилонское войско во главе с Навуходоносором I нанесло эламитам сокрушительное поражение, после которого Элам на три столетия исчезает с исторической арены. В VIII в. до н. э., когда Вавилония боролась за независимость от Ассирии, Элам стал союзником вавилонян и оказался втянутым в бесконечные войны с ассирийцами. Сначала военная удача была на стороне Элама и его союзников. В 720 г. до н. э. эламиты в кровопролитной битве при Дере нанесли поражение ассирийцам. Однако в развернувшейся затем войне Ассирия одержала победу над своими противниками. В 692 г. до н. э., когда вавилоняне вновь подняли восстание против Ассирии, Элам, верный своей традиционной политике, решил оказать помощь восставшим, объединив вокруг себя все племена Загроса, включая персов. В местности Халуле на Тигре эламиты вступили в схватку с ассирийцами, нанесли им жестокие потери, но и сами оказались настолько ослабленными, что не в состоянии были перенести войну на территорию противника. Лишь в период царствования в Ассирии Асархаддона (681—669 гг. до н. э.) между Ассирией и Эламом установились кратковременные мирные отношения. Однако в 652 г. до н. э., когда царь Вавилонии Шамаш-шум-укин поднял восстание против Ассирии, эламиты активно поддержали его. После разгрома Вавилона ассирийский царь Ашшурбанапал сосредоточил все силы против Элама. Войны с ним окончились около 639 г. до н. э. полным поражением Элама и захватом Суз ассирийцами. Около 595 г. до н. э. вавилонскому царю Навуходоносору II удалось подчинить эламитов своей власти, затем они оказались под властью индийских царей, возможно, около 549 г. до н. э. были покорены персами. После этого Элам навсегда лишился своей независимости. Эламское общество. В III тысячелетии до н. э. в Эламе преобладали сельские общины, куда входили все свободные люди независимо от их родственных уз, коллективно владевшие землей и совместно обрабатывавшие ее. Общины управлялись старейшинами, выбранными собранием того или иного города или деревни. С начала II тысячелетия до н. э. в Эламе интенсивно развиваются частные хозяйства с использованием рабского труда. Складывание рабовладельческих отношений приводило к имущественной дифференциации, распаду сельских общин и разорению свободных общинников, которые лишались земли и орудий производства. Земля стала сосредоточиваться в руках отдельных экономически сильных семей, что привело к возникновению частной земельной собственности. На смену сельским общинам к концу II тысячелетия до н. э. пришли большесемейные общины, члены которых были связаны родственными узами. Эти общины коллективно владели землей, сообща обрабатывали ее и затем делили доходы между своими членами. С течением времени в них могли объединиться и люди, не являвшиеся родственниками. Для этого надо было заключить договор о «братстве» и передать свою землю в распоряжение общины. Позднее такие договоры стали применять для увеличения рабочей силы за счет малоземельных свободных людей, которые, вступив в общину, теряли свою собственность и обрабатывали землю, получая за это часть урожая. Постепенно в домашних общинах началось выделение богатых и бедных. Малоимущим приходилось прибегать к ссуде зерном или деньгами, отдавая в залог свои дома или сады, и многие из этих бедняков оказывались в долговом рабстве. Постепенно имущественная дифференциация привела к разложению большесемейной общины, распаду коллектива как единой хозяйственной ячейки, к разделу общинного имущества и даже к аренде и продаже земли. Тяжелые условия аренды всегда были выгодны землевладельцам и нередко разоряли арендаторов. Наряду с общинными, а позднее и частновладельческими хозяйствами в Эламе имелись также царские и храмовые хозяйства. Например, в I тысячелетии до н. э. в Сузах и других городах существовали царские ремесленные мастерские, в которых работали военнопленные, обращенные в рабов, и зависимые от царя ремесленники из местного населения. Храмы были собственниками крупных земельных владений, а также занимались торговыми и ростовщическими операциями, отдавая в долг под проценты деньги, зерно и т. д. Часть храмовых земель сдавалась в аренду, остальная обрабатывалась храмовыми рабами и общинниками. Последние могли убирать урожай со своих полей только после того, как заканчивали работу на храмовой земле. Вначале эламиты совершали деловые сделки (заем денег, аренда земли, продажа домов и т. д.) без записи, но с начала II тысячелетия до н. э. под влиянием вавилонян они стали их письменно фиксировать. На судебных заседаниях кроме судей присутствовали представители наместника области и городских жителей. Цари с помощью жрецов внушали народу, что они являются заместителями богов на земле и выполняют волю последних. В эламских источниках упоминаются и законы Хаммурапи, которые в течение нескольких веков действовали и в Эламе. Для эламского права были характерны жестокие наказания преступников. Например, за ложную клятву отрезали руки и язык или топили в реке. Нередко нарушителя контракта приговаривали к смертной казни. Постепенно в системе государственного управления произошли большие изменения. Характерная для Элама система управления с помощью суккалов к XV в. до н. э. перестала существовать. Начиная с XIII в. до н. э. царский престол стали передавать по наследству от царя к его старшему сыну, т. е. по отцовской линии. Шло формирование централизованной монархии. Посвятительная надпись эламского царя Кутик-Иншушинака в честь бога Иншушинака, выполненная эламским линейным словесно-слоговым письмом. XXIII в. до н.э. В Эламе в отличие от Вавилонии и многих других стран Древнего Востока женщина занимала высокое социальное и экономическое положение. Например, около 1800 г. до н. э. один из эламских царей назначил свою мать наместницей Суз, так как у него, по-видимому, не было сыновей. Женщина могла выступать в суде как свидетель, истица и ответчица. Дочери получали одинаковую с сыновьями долю наследства. Культура Элама. Около 3000 г. до н. э. эламиты создали пиктографическое (рисуночное) письмо, которое отличается от шумерского, возникшего несколько ранее. Возможно, наличие письма у шумеров дало толчок появлению эламского письма, однако последнее является самостоятельным видом, который принято называть протоэламским. Он употреблялся около 400 лет, имел примерно 150 основных знаков, передававших целые понятия и слова. Пока эламское пиктографическое письмо остается нерасшифрованным. Во второй половине III тысячелетия до н. э. появилось эламское линейное слоговое письмо. Оно имело около 80 знаков, и им можно было записать не только элементарные хозяйственные, но также политические и религиозные тексты. Однако линейное письмо в большинстве областей Элама недолго находилось в употреблении, и основные тексты, зафиксированные им, относятся к XXIII в. до н. э. Вскоре оно было заменено шумеро-аккадской клинописью. В первой половине II тысячелетия до н. э. для составления хозяйственных и частноправовых текстов эламиты обычно пользовались аккадским языком. Но со второй половины II тысячелетия до н. э. появляется значительное количество клинописных текстов на эламском языке. Клинописью, заимствованной из Месопотамии, эламиты пользовались до V в. до н. э., после чего они перешли на арамейское письмо. Староэламская серебряная ваза с изображением богини победы Нарунде; на ободке - линейная словесно-слоговая надпись. Найдена в окрестностях Персеполя Золотая статуэтка жертводателя из Суз. XIII — XII вв. до н.э. Господствующее место в идеологической жизни эламитов занимала религия. Религиозным центром страны были Сузы. Во главе эламского пантеона стояла Пинекир («Великая богиня»), которую считали матерью богов. Ее культ свидетельствует о сохранении значительных матриархальных пережитков в жизни эламского общества. Большую роль играл и культ Иншушинака, покровителя Суз и бога подземного мира. Бог солнца и справедливости Наххунте считался создателем дня. В упомянутом договоре между эламским царем Хитой и аккадским царем Нарам-Суэном приводятся имена 37 эламских божеств. Большое значение имел не только общегосударственный пантеон, но и местные боги, покровители городов и областей. Судя по изображениям на печатях, культовые действия совершали нагие жрецы. В сценах религиозных церемоний участвовали музыканты, которые, по-видимому, были также жрецами. Во главе многочисленного жречества стоял верховный жрец, имевший большое влияние при дворе и сопровождавший царя в походах. Еще в IV тысячелетии до н. э. на территории Элама сложилось оригинальное искусство. Эламская керамика этого периода украшена изящными геометрическими узорами и стилизованными изображениями птиц, животных и людей. На каменных сосудах также с большой выразительностью воспроизведены различные виды животных. Искусство III тысячелетия представлено изображениями грифонов, крылатых львов и демонов, а также сцен бытового характера (охоты, ремесленных работ, учета урожая), сохранившимися на печатях того времени. Во второй половине III — II тысячелетии до н. э. большое влияние на эламское искусство оказало шумерское и вавилонское изобразительное искусство. Статуи этого периода изготовлены в традициях круглой скульптуры Месопотамии, хотя и отличаются некоторым примитивизмом. Шедевр эламского искусства — бронзовая статуя царицы Напирасу. Значительного подъема эламское искусство достигло в XIII — XII вв. до н. э. с усилением политической роли страны. Образцом эламской монументальной архитектуры этого времени является зиккурат, построенный в городе Дур-Унташ недалеко от Суз в XIII в. до н. э. У входа в зиккурат стояли изображения львов, быков, грифонов, статуи богов и царей, изваянные из золота и серебра. Зиккурат имел 4 этажа, общая высота которых составляла 42 м. Длина сторон нижнего этажа равнялась 105 м. На сооружение зиккурата были израсходованы миллионы кирпичей и сотни тысяч каменных глыб. Хотя после захвата персами Элам лишился своей независимости, его культурные достижения оказали большое влияние на материальную и духовную культуру древних персов. Зиккурат в городе Дур-Унташ, построенный эламским царем Унташ-Напиришой. XIII в. до н.э.
|