![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Эмоциональная устойчивость школьникаСтр 1 из 39Следующая ⇒
Опыт работы в дошкольных образовательных учреждениях показывает, что около 40% детей старшего дошкольного возраста имеют высокий уровень тревожности, в ситуациях, связанных с общением со сверстниками, взрослыми. Тревожность, как фактор эмоциональной нестабильности, выступает дезадаптивным моментом, препятствующим развитию эмоционально-волевой, познавательной сфер и становлению эмоционально-личностных образований. Особенно опасным в этом отношении является старший дошкольный возраст, сопровождаемый кризисом развития и сменой социальной ситуации. Тревожность – довольно устойчивая индивидуальная особенность, которая состоит в повышенной склонности человека испытывать беспокойство по самым разным поводам (или вовсе без них). Тревога – это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка. Тревожность – это устойчивое состояние. Считается, что у старших дошкольников тревожность еще не является устойчивой чертой характера и при проведении соответствующей психолого-педагогической коррекции относительно обратима. Характеристики тревожности: - любое задание или новое событие вызывает у него беспокойство; - во время выполнения задания или при попытках овладеть своим волнением часто напряжен, скован (ощущается мышечное напряжение даже в области лица и шеи); - беспокойно спит, жалуется на страшные сны; - у него не нарушено внимание, но ему трудно сконцентрироваться на чем-либо, когда он волнуется; - плохо переносит ситуации неопределенности или ожидания; - не уверен в себе и своих силах, ожидает неудач в деятельности; - старается скрывать свои проблемы и тревогу. Причины, которые способствуют проявлению у ребенка тревожности. 1. Прежде всего, может играть роль наследственность: у тревожных родителей, чаще вырастают тревожные дети. Это происходит не только в результате передачи генов, но и через подражание взрослым в семье, через принятие их образа мысли и поведения. Иногда родителям трудно увидеть этот механизм действия в семье. Поэтому родителям тревожного ребенка полезно заниматься самоанализом, чтобы понять часто ли они сами испытывают тревогу за себя и близких, как она проявляется и как можно влиять на ребенка. 2. Второй главной причиной тревожности у детей является обстановка в семье. Чаще всего, нарушение отношений с родителями: - завышенные требования; - конфликтная атмосфера в семье; - неудовлетворенность взрослых в семье; - развод родителей; - разногласие родителей в вопросах воспитания ребенка или спонтанность и непоследовательность их действий. 3. Тревожность может сопровождать какие-то серьезные эмоциональные расстройства, физические или психические заболевания. Как профилактическая, так и коррекционная работа, связанная с тревожностью включает следующие взаимосвязанные направления: 1. Совместная работа с родителями и детьми 2. Психологическое просвещение родителей 3. Обучение родителей конкретным способам преодоления повышенной тревожности у детей 4. Практика в реальной жизни Одним из методов коррекции эмоциональных нарушений ребенка является игра. Это наиболее распространенная и приемлемая форма работы с родителями тревожных детей, которая позволяет: - создать близкие отношения между участниками игры; - формировать адекватную самооценку; - снимать напряженность, тревогу, страх перед окружающими; - формировать произвольное поведение. Основные задачи игровой терапии: 1. Расширение возможностей понимания тревожного ребенка значимыми взрослыми; 2. Выработка родителями эффективных навыков взаимодействия с тревожным ребенком; 3. Оказание помощи родителям в создании условий для гармонизации эмоционально-личностного развития ребенка. Об успешности и эффективности работы по коррекции тревожности могут свидетельствовать такие критерии, как • снижение тревожности; • снижение количества страхов; • повышение уверенности в себе; • повышение психолого-педагогической компетенции родителей. Правила, позволяющие создать комфортную игровую обстановку для тревожного ребенка: 1. Никогда не сравнивать ребенка с другими детьми, не приводить их в пример. 2. Избегать соревновательных моментов в играх. 3. Не устанавливать временных рамок выполнения задания, не подгонять ребенка. 4. Осторожно вводить ребенка в новую игру. 5. Стараться проявлять творческий подход, чтобы заинтересовать ребенка и снизить беспокойство. 6. Действовать по обстоятельствам. Коррекционную работу с тревожными детьми проводим в трех направлениях: 1. Повышение самооценки ребенка. «Копилка достижений» 2. Обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения. 3. Отработка навыков управления владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка и вызывающих наибольшее беспокойство.
|