![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теоретические аспекты организации деятельности вспомогательных и обслуживающих подразделений предприятия
Содержание системы организации вспомогательным и обслуживающим производством на предприятии Промышленное производство — это сложный процесс превращения сырья, материалов полуфабрикатов и других предметов труда в готовую продукцию, удовлетворяющую потребностям рынка. Производственный процесс — это совокупность всех действий людей и орудий труда, необходимых на данном предприятии для изготовления продукции. Производственный процесс состоит из следующих процессов: - основные — это технологические процессы, в ходе которых происходят изменения геометрических форм, размеров и физико-химических свойств продукции; - вспомогательные — это процессы, которые обеспечивают бесперебойное протекание основных процессов (изготовление и ремонт инструментов и оснастки; ремонт оборудования; обеспечение всеми видами энергий (электроэнергией, теплом, паром, водой, сжатым воздухом и т.д.)); - обслуживающие — это процессы, связанные с обслуживанием как основных, так и вспомогательных процессов и не создающие продукцию (хранение, транспортировка, тех. контроль и т.д.) [22, с. 102]. В условиях автоматизированного, автоматического и гибкого интегрированного производств вспомогательные и обслуживающие процессы в той или иной степени объединяются с основными и становятся неотъемлемой частью процессов производства продукции. Структура производственных процессов представлена на рисунке 1.1
Рисунок 1.1. - Структура производственных процессов Цехи (подразделения) вспомогательного производства обеспечивают условия для функционирования основного производства (обеспечение инструментом, энергией, ремонтом оборудования и т.д.) [22, с. 104]. Организация инструментального хозяйства. Задача инструментального хозяйства — своевременное изготовление и обеспечение производства высокопроизводительным и экономичным инструментом и технологической оснасткой, а также поддержание его в работоспособном состоянии в период эксплуатации. Работа по обеспечению инструментами и технологической оснасткой выполняется подразделениями инструментального хозяйства и ведется по двум направлениям: - инструментальное производство; - инструментальное обслуживание. На рисунке 1.2 представлена структура инструментального хозяйства.
Рисунок 1.2 - Структура инструментального хозяйства Функции инструментального хозяйства: 1) разработка нормативов потребления инструмента и оснастки; Потребность предприятия в инструменте и технологической оснастке складывается из расходного и оборотного фондов. Расходный фонд — это годовая потребность в инструменте для выполнения запланированного объема и номенклатуры продукции. Расчет потребности по каждому виду инструмента ведется по утвержденным нормам расхода и годовой производственной программы. Оборотный фонд — запас инструмента (Zоб) для обеспечения нормальной работы производства, образующийся: - из складских запасов: в ЦИСе и ИРК (Zскл);
Zоб = Zскл + Zр + Zз + Zрем + Zк (1.1)
Размер запасов в основном устанавливается по системе " максимум — минимум", то есть каждый вид инструмента имеет три нормы запаса. Эти нормы запаса рассчитываются по формулам: Zmax = Rдн Ч Tпз + Zmin (1.2);
где Rдн — среднедневная потребность ИРК цехов в данном инструменте (шт); Tп.з — периодичность пополнения запаса (дн.); Тс.изг и Tн.изг — время срочного и нормального изготовления партии инструмента или приобретения партии покупного инструмента (дн). Объем партии заказа (Zпар) равен Zпар = Zmax - Zmin. (1.5) Организация инструментального обслуживания непосредственно в производственных подразделениях предприятия предполагает бесперебойное снабжение рабочих мест инструментом, их правильную эксплуатацию, своевременный и качественный ремонт [20, с. 96]. Организация ремонтной службы предприятия. Задача ремонтной службы предприятия — обеспечение постоянной работоспособности оборудования и его модернизация, изготовление запасных частей, необходимых для ремонта, повышение культуры эксплуатации действующего оборудования, повышение качества ремонта и снижение затрат на его выполнение. Функции ремонтной службы предприятия: - разработка нормативов по уходу, надзору, обслуживанию и ремонту оборудования; - планирование ППР; - планирование потребности в запасных частях; - организация ППР и (ППО), изготовления или закупки и хранения запчастей; - оперативное планирование и диспетчирование сложных ремонтных работ; - организация работ по монтажу, демонтажу и утилизации оборудования; - организация работ по приготовлению и утилизации смазочно-охлаждающих жидкостей (СОЖ); - разработка проектно-технологической документации на проведение ремонтных работ и модернизации оборудования; - контроль качества ремонтов; - надзор за правилами эксплуатации оборудования и грузоподъемных механизмов. Ремонтную службу предприятия возглавляет отдел главного механика предприятия (ОГМ). Структура ремонтной службы представлена на рис. 1.3.
Рисунок 1.3 - Структура ремонтной службы предприятия
Система планово-предупредительного ремонта (ППР) — это комплекс планируемых организационно-технических мероприятий по уходу, надзору, обслуживанию и ремонту оборудования. Мероприятия носят предупредительный характер, т.е. после отработки каждой единицей оборудования определенного количества времени производятся профилактические осмотры и плановые ремонты его: малые, средние, капитальные. Чередование и периодичность ремонтов определяется назначением оборудования, его конструктивными и ремонтными особенностями и условиями эксплуатации. ППР оборудования предусматривает выполнение следующих работ: - межремонтное обслуживание; Периодические плановые ремонты: Межремонтное обслуживание — это повседневный уход и надзор за оборудованием, дежурным персоналом ремонтной службы цеха. Периодические осмотры — осмотры, промывки, испытания на точность и прочие профилактические операции, проводимые по плану через определенное количество отработанных оборудованием часов. Периодические плановые ремонты Малый ремонт — детальный осмотр, смена и замена износившихся частей, проверка на точность, испытание. Средний ремонт — детальный осмотр, разборка отдельных узлов, смена износившихся деталей, проверка на точность перед разборкой и после ремонта. Капитальный ремонт — полная разборка оборудования и узлов, детальный осмотр. Ремонтный цикл — это период работы оборудования от начала ввода его в эксплуатацию до первого капитального ремонта или период работы между двумя капитальными ремонтами. Продолжительность ремонтного цикла — промежуток времени между двумя капитальными ремонтами [1, с. 65]. Организация энергетического хозяйства предприятия. Задачи энергетического хозяйства предприятия: - обеспечение бесперебойного снабжения производства всеми видами энергии; - наиболее полное использование мощности энергоустройств и их содержание в исправном состоянии; - снижение издержек на потребляемые виды энергий. В зависимости от особенностей технологических процессов на предприятиях потребляются различные виды энергий и энергоносителей, для обеспечения которыми и создается энергетическая служба: это электроэнергия, тепловая энергия (перегретый пар, горячая вода), сжатый воздух, природный газ, газы (углекислота, аргон, азот, хлор, кислород, водород), вода разной степени очистки, а также централизованные системы отопления, канализации (ливневой, сточной, фекальной, химически загрязненной), вентиляции и кондиционировании воздуха. Функции энергетической службы предприятия: - разработка нормативов, касающихся энергетической службы; - планирование потребности всех видов энергии и энергоносителей, составление энергетического баланса предприятия; - планирование ППР оборудования; - планирование потребности в запчастях; - организация выработки (обеспечения) предприятия всеми видами энергии; - оперативное планирование и диспетчирование обеспечения предприятия всеми видами энергии; - организация ремонтных работ оборудования; - разработка технической документации для проведения монтажных, ремонтных работ оборудования и энергетических коммуникаций (сетей); - организация обслуживания энергетического оборудования, сетей, линий связи; - контроль за качеством ремонтных работ; - организация монтажных, пусконаладочных работ нового оборудования, демонтаж и утилизация списанного оборудования по энергетической части. Структура энергетической службы (примерная) приведена на рисунок 1.4.
Рисунок 1.4 - Структура энергетической службы предприятия Организация и эксплуатация энергохозяйства основаны на планировании производства в энергии и определении источников ее покрытия. Потребность в энергоресурсах устанавливается на основе норм их расхода и годовой программы выпуска продукции [1, с. 68]. Кроме энергии на производственные цели, учитывается ее расход на освещение, вентиляцию, отопление, а также потери в заводских сетях. Потребность в технологической энергии рассчитывается из норм расхода по операциям или видам оборудования. Расход энергоносителей — сжатого воздуха, инертных газов, пара и т.д. (м3)
где nрэм — норма расхода энергоносителей на один час работы оборудования (метр кубический); Fд — действительный фонд времени работы оборудования за этот период времени; Kз — коэффициент загрузки оборудования по времени; Kпс — коэффициент потерь в сетях. Потребность в электрической энергии (квт. ч.)
где е M — суммарная мощность действующих электроустановок (в квт.); Kс — коэффициент спроса, учитывающий недогрузку по мощности; Годовая потребность в топливе на производственно-технологические нужды (кг, м3)
где Vтепл — расход тепла в год (кал); g — калорийность топлива (кал/кг, кал/метр кубический); Kкпд — коэффициент полезного действия котельной установки [22, с. 109]. Энергетический баланс предприятия составляется в виде таблице 1.1.
Таблица 1.1 - Энергетический баланс предприятия
Примечание – Собственная разработка автора по данным предприятия
Организация транспортного хозяйства предприятия. Задачи транспортного хозяйства — осуществление бесперебойной транспортировки всех грузов в соответствии с производственным процессом, содержание транспортных средств в исправном и работоспособном состоянии, снижение издержек на транспортные и погрузо-разгрузочные работы. Рациональная организация транспортного хозяйства служит предпосылкой снижения себестоимости продукции. В зависимости от особенностей технологических процессов и типов производств на предприятии применяются различные транспортные средства. Структура транспортной службы предприятия зависит от особенностей производственного процесса, типа производства и объемов выпуска продукции. Примерная структура транспортной службы машиностроительного (приборостроительного) предприятия приведена на рисунке 1.5.
Рисунок 1.5 - Структура транспортной службы предприятия Функции транспортной службы предприятия: - разработка нормативов, касающихся транспортной службы; - планирование потребностей всех видов транспорта на основе расчетов грузопотоков и грузооборота; -планирование ППР транспортных средств; -организация осмотров и ремонта транспортных средств; -организация безопасности движения; - организация обслуживания транспортных средств (заправка ГСМ, мойка); - организация приобретения новых транспортных средств, их регистрации в государственных органах, получения лицензий на перевозку грузов и людей, списания и утилизации транспортных средств [2, c.54]. Планирование потребности в транспортных средствах (ТС) Для эффективного планирования потребности ТС определяются грузооборот предприятия и грузопотоки. Грузооборот — это сумма всех грузов, перемещаемых на предприятии за определенный промежуток времени (или сумма всех грузопотоков предприятия). Грузопоток — количество грузов (т, шт., кг), перемещаемых в определенном направлении между цехами и складами за определенный промежуток времени. Перевозки подразделяются на разовые и маршрутные. Разовые перевозки — перевозки по отдельным неповторяющимся заказам (заявкам). Маршрутные перевозки — постоянные или периодические перевозки по определенным маршрутам: маятниковая система; кольцевая система. Одним из методов определения объемов грузопотоков и грузооборота предприятия является составление шахматной ведомости (рисунок 1.6).
Рисунок 1.6 - Шахматная ведомость грузопотоков предприятия
В этой ведомости отражаются все перемещения грузов. По вертикали перечислены цехи-отправители и склады, а по горизонтали в том же порядке указаны цехи-получатели и склады. Каждый цех и склад представлен графой и строкой. Итоги граф показывают общее поступление грузов в данный цех, итоги строк — величину отправления грузов. Сумма итогов граф или строк по всем цехам и складам отражает величину внутренних грузопотоков. Количество транспортных средств рассчитывается как по межцеховым перевозкам, так и по внутрицеховым и межоперационным транспортным системам. Основными направлениями совершенствования транспортного хозяйства на предприятиях являются: механизация и автоматизация транспортных операций в сочетании с высокой их организацией; применение унифицированной тары (в том числе и оборотной); внедрение единой производственно-транспортной (комплексной) технологии; специализация средств межцехового транспорта по роду перевозимых грузов; организация контейнерных перевозок; внедрение автоматизированных систем управления транспортом. Организация складского хозяйства предприятия Основными задачами складского хозяйства являются: - организация надлежащего хранения материальных ценностей; - бесперебойное обслуживание производственного процесса; - отгрузка готовой продукции. Структура складского хозяйства (рисунок 1.7) зависит от специфики производственного процесса, типа производства и объема выпуска продукции.
Рисунок 1.7 - Структура складского хозяйства
Функции подразделений складского хозяйства: - планирование работ; - приемка, обработка (в том числе сортировка) грузов; - организация надлежащего хранения (создание условий для исключения повреждений порчи; поддержание необходимой температуры, влажности); - постоянный контроль и учет движения материальных ценностей; - своевременное обеспечение производственного процесса материалами, комплектующими изделиями и т.д.; - создание условий, предотвращающих хищение материальных ценностей; - строгое соблюдение противопожарных мер безопасности (особенно на складах ГСМ, ЛВЖ, красок и лаков, резинотехнических изделий, химикатов и т.п.); - комплектование готовой продукции, упаковка ее, подготовка отгрузочной документации и отгрузка. Механизация и автоматизация складских работ — основное направление совершенствования организации работ, связанных с хранением материальных ценностей и передачей их в производство. Современный склад — это сложное хозяйство, состоящее из вертикальных стеллажных конструкций (нормальная высота до 10 и более метров); автоматические штабелирующие машины с программным управлением, специальная тара, перегрузочные устройства, технические средства систем автоматического управления складом [3, c.70].
|