Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные методологические подходы в теории коммуникации.Стр 1 из 15Следующая ⇒
Билет Объект и предмет теории коммуникации. Соотношение предмета теории коммуникации с предметными областями смежных наук. Коммуникация – эффективное опосредованное субъект-субъектное синхронное и диохронное взаим-е, в ходе которого от одного субъекта к другому перемещается имеющая для них смысл информация в идеальной или идеально-материальной форме. Объект науки – некоторый элемент, объективно существующей реальности, которую данная наука выбирает для изучения Объект существует независимо от процесса познания и от факта наличия самой науки Предмет науки – это искусственно сконструированная исследователем часть объекта, взятая для изучения при условии абстрагирования от всех сторон объекта. Предмет науки направлен на выявление только специфических связей и отношений, составляющих какую-либо сторону функционирования объекта. Объект естественных наук – природа. Объект Т.К. – коммуникационные процессы в человеческом обществе в совокупности их информационного и семиотического измерений. Предмет Т.К. – психологические, социальные, семиотические и сопряженные с ними явления, процессы и отношения, возникающие в ходе и в результате обмена информацией, смыслами между людьми и их общностями и реализуемые в ходе совместного создания, воспроизведения и преобразования социальных реальностей при помощи знаковых средств Соотношение предмета теории коммуникации с предметными областями смежных наук Т.К. – междисциплинарная комплексная наука. Предмет Т.К. – психологические, социальные, семиотические и сопряженные с ними явления, процессы и отношения, возникающие в ходе и в результате обмена информацией, смыслами между людьми и их общностями и реализуемые в ходе совместного создания, воспроизведения и преобразования социальных реальностей при помощи знаковых средств Предметное пространство Т.К. образуется в результате пересечения предметных областей классических (фундаментальных) наук, со своей стороны изучающих разные аспекты человеческого знакового взаимодействия. Семиотика – наука о знаках Онтология – часть философского знания, связанная с учением о бытие объекта (существует ли объект, и если да, то в какой форме). Фундаментальные науки, складывающие предметное пространство Т.К.: - Философия - Комплекс лингвистических наук - Искусствознание - Психология - Комплекс инженерных дисциплин
В общем виде Т.К.: психологические, социальные, семиотические, возникающие в процессе и результате обмена информации между социальными субъектами.
Билет Основные методологические подходы в теории коммуникации. Методология – наука о методах познания и объяснения применяемых в какой-либо научной области методов. Т.К. в своей методологической основе имеет как полный набор общенаучных методов, так и собственный специфический методологический аппарат. Общенаучные методы, применяемые в гуманитарных науках: - Диалектический метод. Явления в их связи и развитии. - Метод анализа и синтеза - Сравнительный метод - Метод идеально-типической реконструкции социальной реальности - Метод экстрополяции (составление прогнозов на основе развития прошлого) - Методы сбора эмпирической информации • Метод наблюдения • Метод анализа документа • Опросные методы • Социальный эксперимент
Кроме того, Т.К. опирается на собственные специфические методологические подходы 1) Процессно-информационный подход Рассматривает К. как обмен определенными кол-вами информации между субъектами. Осн. категории: - информация - шумы, помехи - кол-во и кач-во сведений - эффективность взаимодействия 2) Социально-семиотический подход Рассматривает Соц.К. как процесс создания нового социального целого с помощью знакового взаимодействия Осн. Категории: - категория смысла - знака - понимания - творчества
Эти два подхода дополняют друг друга, совокупность I и II подходов позволяет полноценно объяснить эффекты К.
Билет Общее понимания коммуникации. Обыденное содержание понятия. Дедуктивный под ход. Первый фундаментальный вопрос о сущности коммуникации. Базовое понимание смысла категории коммуникации: - Человеческое общение, контакты, связи между людьми - Процесс передачи информации - Связь, осуществляемая посредством техн устройств, средств сообщения. Коммуникация понимается расширительно, в гораздо большем кол-ве значений, чем в рамках Т.К. Полный набор значений: - Общение, информационное взаимодействие между людьми - Взаим-е, обмен сигналами между людьми и животными - Связь между различными объектами, в т.ч. технич природой - Каналы связи между различными объектами - Пути и средства физического сообщения между пространственно разделенными объектами. Т.К. отказывается от такого расширительного понимания своей базовой категории и предлагает собственный подход к ее понимаю. Дедуктивный подход – подход, связанный с выведением из понятия наиболее общих понятий и категорий данной науки. Такой подход, как правило, применяется в теоретических дисциплинах. Первый фундаментальный вопрос: Взаимодействие объектов какого типа может быть обозначено как коммуникация Существуют расширительная и строгая концепция: - Наиболее широкий подход: объекты могут быть любыми – природными, социальными, неодушевленными. Любое взаимодействие – коммуникация - Относительно расширительный подход: один из объектов должен быть одушевленным - Узкий строгий подход: Объектами К. могут быть только существа из мира живой природы, реализующие автономное поведение и способные к высшей нервной деят-ти. Мы будем работать на основе этого подхода!!! Такие объекты могут быть обозначены как субъекты (субъекты животного мира, люди и их общности). Дополнительный вопрос: Каково должно быть минимальное кол-во субъектов, чтобы их взаимодействие называлось коммуникацией. Взаимодействие, в котором один и тот же субъект отправляет и получает сообщения в разные моменты времени является коммуникацией, т.к. субъект в момент отправки и получения сообщения находится в разных темпоральных измерениях. Такая коммуникация называется субъектно-вырожденной.
Билет
|