Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Р.Ф. Альбиков, 2014 3 страница






Французский парламент обладает законодательными, контрольными, судебными, внешнеполитическими и иными полномочиями. Свои экономические полномочия. Осуществляя законодательную деятельность, парламент принимает обыкновенные, органические и конституционные (изменяющие консти­туцию) законы, но сфера регулирования путем принятия обыкновенных законов ограниченна (органические законы принимаются по вопросам, указанным в конституции, а закон о ее изменении можно принять по любому вопросу, кроме специально указанных в ней: например, нельзя изменить республиканскую форму правления). Французский парламент – это парламент с ограниченной компетенцией.

В конституции содержится перечень вопросов, по которым парла­мент может принимать законы. По некоторым вопросам он издает зако­ны-рамки, т.е. устанавливает лишь общие принципы, а детальную регла­ментацию осуществляет исполнительная власть (образование, труд, ор­ганизация национальной обороны и т.д.). По другим указанным в консти­туции вопросам (права и свободы граждан, преступление и наказание и др.) парламент издает исчерпывающие законы, а исполнительная власть не может издавать нормативные акты. Все вопросы, не названные в конституции, регулируются нормативными актами так называемой регламентарной власти – ордонансами и иными актами правительства. Право парламента издавать законы ограничивается также полномочия­ми президента, который может выносить законопроекты на референдум, минуя парламент. Принятие обыкновенных законов проходит несколько стадий. Прави­тельственный законопроект представляется в любую палату, законода­тельное предложение депутата – только в бюро его палаты. Предло­жение депутата не принимается, если оно требует увеличения расходов или уменьшения доходов государства. Бюро передает законодательное предложение в постоянную или специальную комиссию. После этого проект проходит три чтения: общую дискуссию, постатейное обсуждение, голосование в целом. Воз­можно четвертое и пятое чтения, если законопроект возвращается из другой палаты непринятым. Однако правительство вправе прервать любую дискуссию и потребовать «блокированного голосования» – с учетом только поправок правительства.

Закон после принятия передается президенту для промульгации. Подготовку закона к промульгации осуществляет генеральный секретарь правительства. Он собирает подписи министров, снабжает закон необхо­димыми приложениями. Президент в течение 15 дней может потребовать нового рассмотрения закона. Это слабое вето. Оно преодолевается путем вторичного принятия закона простым большинством голосов. Новое обсуждение законопроекта после применения президен­том права вето оформляется его декретом, в котором указывается, какая часть акта подлежит обсуждению и какая палата должна его начать. Для вторичного обсуждения законопроект сначала поступает в соответст­вующую постоянную комиссию, а оттуда уже на пленарное заседание.

Издание органических законов также жестко регламентировано. Ус­тановлены определенные сроки для изучения проекта законодателями (не менее 15 дней с момента его внесения). По органическим законам, касающимся верхней палаты, преодолеть ее вето невозможно, так как эти законы могут быть приняты только обеими палатами. Парламент может делегировать правительству законодательные полномочия, но при наличии у последнего программы для их осущест­вления и на время. Ордонансы для реализации этих полномочий должны быть внесены в парламент на утверждение.

Французский парламент применяет почти все известные формы кон­троля за деятельностью правительства, кроме интерпелляции (хотя она и названа в регламенте, но на деле осуществляется по процедуре резолю­ции порицания).

Вопрос о доверии правительство может поставить само в связи с его требованием к парламенту принять правительственную программу, дек­ларацию об общей политике или законопроект, оказывая тем самым дав­ление на депутатов. В случае отказа в доверии правительство не может распустить нижнюю палату (верхняя вообще не подлежит роспуску), но у президента имеется «личное» право распустить нижнюю палату, если он сочтет это необходимым. В отличие от вопроса о доверии резолюция порицания вносится де­путатами. Резолюция может быть принята только абсолютным большинством голосов от общей численности нижней палаты (т.е. воз­державшиеся и отсутствующие автоматически причисляются к голосую­щим против).

15.5 Исполнительная власть

Исполнительную власть осуществляют президент республики и правительство (Совет министров) под председательством президента, а в качестве кабинета – под председательством премьер-министра. Роль этих органов неодинакова, она зависит и от расстановки политических сил в парламенте. Президент может принадлежать к одной партии, а правительство – к другой, поскольку оно может зависеть от партии (партий) большинства в нижней палате.

Президент республики занимает главное место в системе органов государства. Даже разделы конституции, посвященные высшим органа и государства, начинаются не с законодательной власти, а с президента Президент следит за соблюдением конституции, является гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдена международных договоров. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей, а также преемственность государства.

Президент обладает большими полномочиями, которые можно разделить на две группы: осуществляемые им самостоятельно (личные полномочия) и требующие контрассигнатуры премьер-министра (иногда также отдельных министров, ответственных за выполнение данного акта президента). К первой группе полномочий относятся: 1) право роспуска Национального собрания по своему усмотрению; 2) право ввести в стране чрезвычайное положение; 3) право назначать премьер-министра, мини­стров, высших гражданских и военных должностных лиц и смещать их; 4) право передавать на референдум законопро­екты; 5) право обращаться с послания­ми к палатам на их раздельных заседаниях; 6) право председательствовать в Совете министров по свое­му усмотрению; 7) право обращаться в Конституционный совет с запро­сами и назначать треть его членов; 8) президент – глава вооруженных сил, он председательствует в различных советах и комитетах обороны; 9) президент ратифицирует международные договоры; 10) президенту принадлежит право помилования.

Полномочия президента, требующие контрассигнатуры членов правительства, немногочисленны: созыв парламента на чрезвычайную сессию; подписание декретов и ордонансов, принятых Советом мини­стров; назначение на гражданские и военные должности; назначение дипломатических представителей. Большинство полномочий – это лич­ные полномочия президента, они не требуют контрассигнатуры.

Правительство. Правительство Франции – Совет министров со­стоит из премьер-министра и министров (в 1997 г. – 32 министра, в том числе 4 женщины). Их назначает президент (министров – по представ­лению премьера). Вице-премьера во Франции нет. Президент может на­значать министров по своему усмотрению, но при этом должен учитывать расстановку сил в парламенте: правительство должно пользоваться доверием парламента.

Полномочия правительства делятся на две группы. Наиболее важные из них правительство осуществляет коллегиально, на заседании Совета министров, и в этом случае решающая роль в направлении деятельности правительства принадлежит президенту. Другие полномочия осущест­вляются на заседаниях кабинета правительства.

15.6 Судебная система Франции

Основы судебной системы были заложены в 1958 г. Французское правосудие основывается на нескольких принципах: коллегиальность; профессионализм; независимость. Закон 1977 г. установил принцип бесплатности правосудия: расходы при его осуществлении возлагаются на государство при рассмотрении гражданских и административных дел. Еще один принцип - равенство перед правосудием и нейтральность судей, публичное рассмотрение дела и возможность двойного рассмотрения дела, т.е. в первой и апелляционной инстанциях, за некоторыми исключениями (по малозначительным проступкам). Всегда имеется возможность кассационного обжалования.

По общему правилу (за исключением судов присяжных) уголовные и гражданские суды находятся в одном судебном учреждении. Судебная система Франции многоступенчата, и ее можно разделить на две ветви - собственно судебную систему и систему административных судов. Кроме того, есть суды со специальным назначением. Низшую ступень в системе судов общей юрисдикции занимают трибуналы малой инстанции, как минимум, один в каждом главном городе департамента, в крупных судебных округах и иногда в крупных кантонах (т.е. в территориальной единице более высокого уровня). Хотя дела в этом трибунале рассматриваются единолично судьей, но в суде состоит несколько магистратов. Магистратами в этом суде являются судьи трибунала большой инстанции, командируемые на три года (возможно продление срока). Трибунал большой инстанции приходится один на департамент, но в больших департаментах есть по нескольку таких трибуналов (всего 181). Эти трибуналы делятся на палаты (как минимум по гражданским делам и исправительный суд). При трибуналах большой инстанции действуют следственные судьи, назначаемые на три года с возможностью повторных назначений. В некоторых таких трибуналах может быть по нескольку следственных судей (70 - в Париже). По незначительным делам расследование проводится полицией. Во Франции существует 34 апелляционных суда, в юрисдикцию которых входит от 2 до 4 департаментов. Состав таких судов различен: в Париже такой суд имеет 25 палат, а четыре суда - только одну, которая меняет название в зависимости от характера рассматриваемого дела. Апелляционный суд всегда выносит свои решения коллегиально. Гражданско-правовая часть апелляционного суда включает по меньшей мере две палаты - по гражданским и по социальным делам. Часто имеется палата по торговым делам. В составе такого суда имеется обвинительная палата - по гражданским и по социальным делам. Часто имеется палата по торговым делам. В составе такого суда имеется обвинительная палата - одной из ее функций является функция дисциплинарного суда в отношении офицеров судебной полиции (офицеров МВД и военной жандармерии и др.). В этом суде также действует палата по делам несовершеннолетних. Независимо от апелляционного суда в каждом департаменте имеется суд присяжных; есть суды присяжных и по делам несовершеннолетних; обжалование решений этих судов производится в Кассационный суд. Состав суда присяжных - три члена, а его председатель обязательно является членом апелляционного суда. В состав суда входит 9 присяжных, подбираемых по спискам избирателей. Суд действует в сессионном порядке. Перед открытием сессии первый председатель суда путем жеребьевки подбирает 35 присяжных и 10 их заместителей; из этих лиц формируется коллегия присяжных. Выполнение обязанности присяжного обязательно под угрозой штрафа.

Во Франции действует значительное число судебных органов специального назначения: торговые суды, формируемые коммерсантами посредством двухстепенных выборов, советы прюдомов (всего в стране 281). Каждый совет включает 5 секций, рассматривающих дела в торговой сфере, промышленности, сельском хозяйстве, в сфере обслуживания. Кроме того, существуют 409 судов по арендным делам, учреждаемых на паритетной основе и рассматривающих споры между арендодателями и арендаторами.

Военные суды - исправительный трибунал и суд присяжных - рассматривают дела в соответствии с Кодексом военной юстиции. На вершине судебной иерархии находится Кассационный суд. Он является кассационной инстанцией и имеет очень сложную структуру. В его состав входят пять палат по гражданским и одна - по уголовным делам. Во Франции в качестве отдельной существует ветвь административной юстиции, возглавляемая Государственным советом; в нее входят административные и апелляционные административные суды. Первых в стране насчитывается 25.

Прокуратура представлена прокурорами при судах на разных уровнях. Низший уровень - прокурор при суде большой инстанции, затем - генеральный прокурор с заместителями при апелляционном суде. Прокуратура при Кассационном суде включает генерального прокурора, его первого заместителя и заместителей. Все прокуроры подчиняются министру юстиции. Они представляют в судах одну из сторон процесса - государство и поддерживают обвинение.

15.7 Региональное и местное самоуправление и управление

Французская Республика охватывает континентальную территорию и остров Корсика. Кроме того, Франция владеет четырьмя заморскими департаментами (Гваделупой, Французской Гвианой, островами Реюньон и Мартиникой), каждый из которых представляет собой регион (по закону от 31.12.1982г.)., а также четырьмя заморскими территориями с особым статусом (островами Уоллис и Футуна, Новой Каледонией, Французской Полинезией и Французскими южноантарктическими территориями). Французской республике принадлежат еще два административно-территориальных образования – о. Майотта и Сен-Пьер и Микелон.

Франция делится на регионы, департаменты и коммуны, которые счи­таются территориальными коллективами, и потому в них есть выборные органы самоуправления. Наряду с этим существуют административные округа, где выборных органов самоуправления нет и управляет назначен­ный сверху супрефект.

Низовой административно-территориальной единицей является ком­муна (община). Крупные города тоже имеют статус общин, но с более широкими полномочиями (самоуправление крупных городов идет еще от прошлых веков). В общине избирается совет сроком на 6 лет (9–69 человек). Он в свою очередь тайным голосованием избирает на 6 лет мэра и его заместителей, ведающих управле­нием. Мэр одновременно по должности является представителем госу­дарственной власти в коммуне. Каждая коммуна имеет свой устав. Коммунальный (муниципальный) совет принимает бюджет, устанав­ливает местные налоги, распоряжается имуществом коммуны, утверж­дает служащих, принимает программы развития, занимается рынками, санитарией, местными дорогами и т.д.

В департаментах (их 96 во Франции и 3 заморских департамента) избирается генеральный (департаментский) совет тоже на 6 лет. Он ведает примерно теми же вопросами, что и коммунальный совет, но его полномочия гораздо шире. Как отмечалось, совет обновляется по частям (на 1/2 через 3 года). Исполнительным органом совета с 1982 г. является не назначаемый префект (позже он получил название комиссара респуб­лики, но сегодня используется и прежний термин), а избираемый им председатель совета. Некоторые департаменты метропо­лии (это крупные города, в том числе Париж, Лион) разделены на внут­ригородские районы (округа) с избираемыми советами и мэрами.

Наряду с избираемыми органами во Франции в административно-тер­риториальных единицах имеются назначенные сверху чиновники – представители государства. В регионе это комиссар республики – реги­ональный префект (им является по совместительству комиссар самого крупного в регионе департамента), в департаменте – также комиссар республики (префект), в округе, не являющемся «территориальным кол­лективом» и не имеющем своего совета, есть супрефект. Комиссар рес­публики назначается Советом министров. Он представляет в своей адми­нистративно-территориальной единице правительство и каждого мини­стра, руководит деятельностью государственных служб (ему подчинены, однако, не все службы министерств на местах), несет ответственность за соблюдение национальных интересов, законов, за поддержание общест­венного порядка.

ТЕМА 16 ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГЕРМАНИЯ

16.1 Конституция Германии

Конституция Германии 1949 г. – Основной закон, четвертая в истории Германии конституция принята Парламентским сове­том, в состав которого входили 65 депутатов, избранных ландтагами земель, а также 5 представителей от Берлина. После принятия Парламентским советом конституция была ратифицирована ландтагами западногер­манских земель, кроме Баварии (Свободного баварского государства).

Федеративная Республика Германия определяется конституцией как демократическое, социальное и правовое государство. Изменение и дополнение конституции может быть осуществлено только специальным конституционным законом, который принимается 2/3 голосов в каждой палате парламента (бундестаге и бундесрате). В ФРГ существует специальный орган конституционного контроля – Федеральный конституционный суд, который состоит из двух палат (сенатов) по 8 судей в каждой, в общей сложности – из 16 судей. Половина из них избирается бундестагом (нижней палатой парламента), половина – бундесратом (верхней палатой). Бундестаг избирает судей путем косвен­ных выборов, создавая для этого специальную комиссию на основе про­порционального представительства политических партий. Бундесрат проводит прямые выборы. Кандидат на должность судьи должен полу­чить 2/3 голосов. Для кандидатов установлены довольно жесткие усло­вия: трое судей в каждом сенате должны быть избраны из состава судей пяти высших судов страны (в ФРГ нет единого верховного суда), пять других членов должны иметь возраст не менее 40 лет и соответствующий диплом о юридическом образовании. После избрания судьи назначаются на должность декретом президента республики. Срок их полномочий – 12 лет, повторное избрание не допускается.

Дела рассматриваются одним из двух сенатов суда при кворуме в 6 судей. В конституционных судах зе­мель применяется устный состязательный процесс. Решения Федерального конституционного суда обязательны для всех органов федерации, земель, всех ведомств и судов. В некоторых случаях, специально перечисленных в законе о Федеральном конституционном суде, его решения имеют силу закона.В землях (субъектах федерации) действуют конституционные суды. земель (в землях есть свои конституции). Конституционные суды земель вправе контролировать соответствие актов земель как федеральной, так и местной конституции.

16.2 Основы правового статуса личности

Положения о правах, свободах и обязанностях личности содержатся в первом разделе конституции («Основные права»). В связи с разделом Германии и по другим причинам правовое регулирование статуса личности конституцией осу­ществлялось по двум направлениям: права человека и права немцев.

Регулируя правовой статус личности, конституция уделяет особое внимание политическим и личным свободам, однако закрепляет и соци­ально-экономические права.

В конституции Германии содержится обычный перечень политических прав и свобод: свобода выражения и распространения мнений, свобода печати, свобода доступа к информации, свобода мирных собраний право на объединение и др. Предусматривается право индивидов, коллективов обращаться в государственные органы с жалобами и просьбами.

Среди личных прав и свобод конституция называет следующие: право на жизнь и физическую неприкосновенность, на неприкосновенность жилища (без разрешения хозяина и постановления судьи проникновение в жилище возможно лишь в случае опасности для общества и лица, для предотвращения нарушений общественной безопасности и порядка), на тайну переписки, на свободу передвижения, на свободу совести, равный доступ к государ­ственным должностям независимо от религиозных убеждений и миро­воззрения.

В конституции предусмотрены юридические гарантии прав и выпол­нения обязанностей.

16.3 Правовое регулирование институтов непосредственной демократии

В конституции ФРГ содержат­ся отправные положения, касающиеся основных форм непосредст­венной демократии: выборов, референдума и народной инициативы. Активным избирательным правом пользуются все немцы (после объединения Германии – граждане единого немецкого государ­ства), достигшие 18-летнего возраста, если они не лишены избиратель­ных прав. Дру­гим требованием для активного избирательного права является трехме­сячный ценз оседлости, но не на территории общины, а на территории всей Германии. На выборах местных представительных органов избирательными права­ми на тех же условиях пользуются и неграждане ФРГ.

На выборах в парламент ФРГ, а именно в его нижнюю палату (верх­няя не избирается), действует смешанная избирательная система, соеди­няющая элементы мажоритарной и пропорциональной систем. Половина депутатов бундестага избирается по мажоритарной системе по одноман­датным избирательным округам, другая половина – по спискам полити­ческих партий. Причем кандидаты от партий не образуют общефедераль­ного списка, а создают свои списки в каждой земле, т.е. в каждом субъ­екте федерации. Избиратель имеет два голоса: один подает за кандидата в избирательном округе (голосуя по одному из бюллетеней), а другой – за кандидатов той или иной партии (в целом за ее список по другому бюллетеню). Итоги голосования по первому бюллетеню подводятся по мажоритарной системе относительного большинства, по второму бюлле­теню – по пропорциональной системе.

16.4 Законодательная власть

Основной закон не содержит термина «парламент». В принятии федеральных законов наиболее активное участие принимают два коллегиальных органа: Бундестаг и Бундесрат. Первый из них является избираемым, а второй – назначаемым. Бундестаг – избираемый коллегиальный орган, принимающий федеральные законы. Таким образом, парламент согласно этим воззрениям является однопалатным, Бундесрат же представляет собой собрание земель. Функции и полномочия Бундесрата аналогичны традиционным функциям и полномочиям слабых верхних палат парламентов, поэтому его вполне можно считать верхней палатой парламента ФРГ, а сам этот парламент можно характеризовать как двухпалатный.

Бундестаг избирается единовременно на 4 года прямыми всеобщими равными выборами по смешанной мажоритарно-пропорциональной избирательной системе. Частично депутаты избираются от одномандатных избирательных округов по мажоритарной системе относительного большинства, а частично – по земельным партийным спискам с использованием пятипроцентного заградительного барьера

Члены Бундесрата назначаются правительствами земель из своего состава и отзываются таким же образом. Число мест, которое имеет каждая земля в Бундесрате, колеблется от трех до шести в зависимости от численности населения земли. При этом голоса членов Бундесрата от каждой земли подаются только согласованно, что наилучшим образом служит выражению и балансу интересов земель и предназначению Верхней палаты.

Палаты имеют председателей, их заместителей, бюро, секретариаты, парламентские комитеты – постоянные и временные, а Бундестаг – также партийные фракции. Заседания палат являются публичными, если только сама палата не примет постановление о проведении закрытого заседания. Решения принимаются большинством голосов. Палаты имеют регламенты.

Депутаты Бундестага обладают свободным мандатом, а члены Бундесрата – императивным. Одно лицо не может одновременно быть одновременно депутатом Бундестага и членом Бундесрата. Основное направление деятельности германского парламента – законотворчество. Законы принимаются по вопросам исключительной компетенции федерации, конкурирующей компетенции федерации и земель и рамочной компетенции федерации.

Законопроекты вносятся в Бундестаг. Правом законодательной инициативы обладают Федеральное правительство, депутаты Бундестага и Бундесрат. При этом законопроекты Федерального правительства вносятся через Бундесрат, который высказывается о них в течение шести недель, а по проектам, объявленным правительством срочными, – в течение трех недель. Наоборот, законопроекты Бундесрата направляются в Бундестаг через Федеральное правительство, которое в течение 3 месяцев обязано высказать по ним свою точку зрения. Депутаты Бундестага могут вносить законопроекты напрямую в свою палату, но не единолично, а лишь в количестве не менее 5% от общего числа членов палаты или от имени одной фракции.

Законопроекты, как правило, рассматриваются в Бундестаге в трех чтениях, между которыми они обсуждаются в комитетах. Третье чтение завершается принятием закона (или его отклонением). Принятый Бундестагом закон немедленно передается в Бундесрат для одобрения. Одобрение может быть выражено в активной или пассивной формах, т.е. путем голосования или без такового. Впрочем, некоторые законы нуждаются в обязательном активном согласии Бундесрата. Это ряд финансовых законов, законы о территориальных изменениях федерации, об изменении Основного Закона и др. Если Бундесрат дает согласие, закон считается принятым окончательно, а если нет – он в течение трех недель с момента получения принятого Бундестагом закона может потребовать созыва комитета, образуемого из парламентариев обеих палат, для совместного обсуждения законопроекта. Бундестаг вправе делегировать право издавать акты по вопросам законодательства Федеральному правительству, федеральному министру или правительству земли. Еще одно важное направление деятельности парламента ФРГ – контроль над деятельностью Федерального правительства, члены которого несут коллективную и индивидуальную ответственность перед Бундестагом. Бундестаг может сместить Федерального канцлера путем выражения ему конструктивного вотума недоверия, т.е. путем избрания нового канцлера. В этом случае все правительство уходит в отставку. Основной Закон ФРГ установил и другую форму политической ответственности Федерального правительства перед парламентом. Это вотум доверия. Вопрос о доверии ставится Федеральным канцлером. Если за доверие не проголосует большинство депутатов Бундестага, то по предложению Федерального канцлера Федеральный президент в течение 21 дня может распустить Бундестаг. Право на роспуск прекращается, если Бундестаг большинством голосов изберет нового Федерального канцлера. Парламент ратифицирует многие международные договоры. Он может объявить состояние обороны, если страна подверглась агрессии или ей угрожает такая агрессия.

16.5 Федеральный президент

Федеральный президент избирается Федеральным собранием – специальным органом, созываемый для избрания президента в сроки, установленных Основным Законом. Федеральное собрание состоит из депутатов Бундестага и такого же количества представителей, избираемых ландтагами (парламентами) земель. Пассивным избирательным правом обладают граждане ФРГ, достигшие 40 лет. Избрание Федерального президента происходит без прений. Избранным считается кандидат, получивший абсолютное большинство голосов. Если после проведения двух туров голосования абсолютного большинства не получил никто, то в третьем туре избранным считается кандидат, за которого проголосовало относительное большинство членов Федерального собрания. Федеральный президент избирается на пять лет. Непосредственное переизбрание допускается только один раз. Согласно Основному Закону Федеральный президент не может входить ни в состав правительства, ни в состав парламента, как федерации, так и земли. Федеральный президент представляет государство в международно-правовых отношениях, он заключает от имени ФРГ договоры с иностранными государствами, аккредитует и принимает послов. Президент назначает и увольняет федеральных судей, чиновников, офицеров и унтер-офицеров, если законом не установлено иное. В отдельных случаях он осуществляет от имени федерации помилование. Основной Закон устанавливает, что условием действительности актов Федерального президента является их контрассигнация Федеральным канцлером или компетентным министром. Исключение составляют акты об отставке Федерального канцлера и роспуске Бундестага.

На президента распространяются нормы об иммунитете депутатов Бундестага. Он может быть лишен должности Федеральным конституционным судом, если тот установит, что президент виновен в умышленном нарушении Основного Закона ФРГ или иного федерального закона. Суд может принять решение только на основании обвинения, выдвинутого в отношении президента Бундестагом или Бундесратом 2/3 голосов (предложение может исходить не менее чем от 1/4 депутатов одной из палат). После предъявления обвинения Федеральный конституционный суд может своим приказом временно отстранить президента от должности вплоть до разрешения дела.

Функции президента в случае каких-либо препятствий к выполнению им своих полномочий или их досрочного прекращения осуществляет председатель Бундесрата.

16.6. Федеральное правительство

Федеральное правительство состоит из Федерального канцлера (главы правительства) и федеральных министров. Федеральный канцлер избирается Бундестагом по предложению Федерального президента. Если кандидат получил абсолютное большинство голосов в Бундестаге, он считается избранным. Если предложенное президентом лицо не избрано, то в течение 14 дней после голосования по кандидатуре президента Бундестаг может избрать канцлера по своему усмотрению – опять же абсолютным большинством голосов. Если в этот срок избрание не состоялось, незамедлительно проводится новый тур голосования, где избранным считается кандидат, получивший относительное большинство голосов. Причем если в результате этого последнего голосования кандидат соберет абсолютное большинство голосов членов Бундестага, Федеральный президент обязан в течение семи дней назначить его канцлером. Если же за кандидата проголосовало лишь относительное большинство депутатов, президент в течение семи дней либо назначает его, либо распускает Бундестаг (ст. 63 Основного Закона).

Федеральные министры назначаются Федеральным президентом по предложению Федерального канцлера и увольняются в том же порядке.

Федеральный канцлер играет особую роль и в правительстве, и в государственном механизме в целом. Именно он определяет основные направления политики и несет за них ответственность, прежде всего за деятельность правительства: со сменой канцлера оно в полном составе уходит в отставку (ст. 69).

16.7 Основы судебной системы

Основы судебной системы установлены в разделе IX Основного Закона, который провозглашает, что судебная власть вверяется судьям, она осуществляется Федеральным конституционным судом, федеральными судами, предусмотренными конституцией, и судами земель.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал