Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
От автора. Величайший враг правды зачастую не ложь — преднамеренная, запутанная и бесчестная, — а миф — настойчивый
Величайший враг правды зачастую не ложь — преднамеренная, запутанная и бесчестная, — а миф — настойчивый, убедительный и нереалистичный Дж. Ф. Кеннеди
История этой книги началась в январе 2003 г. в Давосе. Заместитель главного редактора газеты «Ведомости» Марк Уайтхауз предложил мне написать серию статей в стиле Schools' Briefs, подобную той, что печаталась в еженедельнике The Economist в 1990-е. Раньше я уже публиковался и в журнале «Эксперт», и в «Ведомостях», но именно с этого предложения Марка начался мой опыт сотрудничества с газетой на регулярной основе. Придумать название и формат для цикла статей мне помог Андрей Николаевич Илларионов, предложив сосредоточиться на развенчании распространенных мифов об экономике. С тех пор я написал тридцать статей для «Ведомостей» (с перерывом на 2003–2004 учебный год, когда я преподавал в Принстонском университете). Они и легли в основу этой книги вместе со статьями, опубликованными в «Эксперте», The Moscow Times, New York Times, «Русском фокусе» и «Огоньке». Цель «Мифов» — показать читателю на конкретных примерах, что передовые достижения экономической науки имеют прямое отношение к происходящему сейчас в России. Это позволит ему справляться с потоком экономических мифов и предубеждений, которые обрушиваются на него. Я благодарен моим редакторам в «Ведомостях» и «Эксперте» — Марку Уайтхаузу, Максиму Трудолюбову и Александру Ивантеру, — которые помогли мне написать эти серии статей. Большинство идей для них родилось в беседах с Андреем Илларионовым, Владимиром Преображенским, Кристофом Рюлем и коллегами из Российской экономической школы (РЭШ) и Центра экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР). Несколько статей написаны по мотивам совместных научных работ с моими соавторами Юрием Андриенко, Судипто Бхаттачария, Марией Горбань, Барри Икесом, Ольгой Лазаревой, Расселлом Питтманом, Андреем Рачинским, Константином Сониным, Гидо Фрибелем, Сергеем Цухло, Елизаветой Шевяховой и Ксенией Юдаевой. Эта книга стала возможной благодаря замечательной работе коллектива издательства «Альпина Бизнес Букс», особенно Алексея Ильина, Ольги Осадчей, Полины Суворовой и Сергея Турко. И, конечно же, главный вклад в эту книгу внесли мои родители и моя семья — Катя, Саша и Андрюша, — они не только терпеливо относились к моей работе, но и каждый раз напоминали мне о смысле жизни, вселенной и всего остального.
Сергей Гуриев, Москва, 2006 г.
Предисловие ко второму изданию
С тех пор как вышло первое издание «Мифов экономики», прошло три года. Для книги, основанной на газетных колонках, — целая жизнь. Ситуация в мировой и российской экономике кардинально изменилась. Первые колонки из серии «Мифы экономики» для газеты «Ведомости» были написаны в 2003 г.: за это время цены на нефть выросли с $30 за баррель до $145 и опять упали до $35. Индекс РТС поднялся с 500 до 2400 пунктов — и опять опустился до 500. Министерство финансов и Центральный банк выплатили внешний долг России, накопили огромные резервы — и уже потратили существенную их часть. Россия опять собирается брать в долг. Курс рубля вырос с 30 до 23 рублей за доллар — и опять упал до 30. Зачем нужно переиздавать книгу, написанную три года назад? Разве она не устарела? Как ни странно, большинство аргументов из этой книги по-прежнему актуальны. Для России все так же важны и ответственная макроэкономическая политика, и борьба с коррупцией, и реформа образования. Россия и сегодня не член ВТО и все еще собирается вступать в эту организацию — через год-полтора. Как и три года назад, страна по-прежнему испытывает недостаток квалифицированных экономистов и не проводит систематической оценки эффективности социально-экономических реформ. Отзывы на первое издание «Мифов экономики» показали, что для многих людей эта книга стала откровением, поскольку отразила новый для них взгляд на экономическую науку. Конечно, «Мифы» не могут заменить учебник, их цель — побудить читателя его открыть. Насколько чтение учебников может помочь во время кризиса? Разве сам факт его развития не доказал, что экономисты на самом деле ничего не понимают в реальной экономике? Считаю, что это не так. С одной стороны, представления об экономике, почерпнутые из учебника первого курса, абсолютно недостаточны и даже опасны для понимания сегодняшнего кризиса. С другой — как раз современные исследования в области макроэкономики и финансов жизненно необходимы. Они помогут разобраться — и не только в причинах и последствиях кризиса, но и в том, каким оценкам и прогнозам не стоит верить и почему. К сожалению, в сложные времена трудно полагаться на количественные модели; и тем важнее понимать основные механизмы — те, которые приводят в действие кризисные процессы, и те, которые выводят экономику из кризиса. Именно поэтому я дополнил это издание специальной главой о кризисе (глава 2). Она сложилась из колонок, печатавшихся на «Странице экономиста» в журнале Forbes и цикла Ratio Economica, выходившего в газете «Ведомости» в 2008 г., который я написал в соавторстве с Олегом Цывинским, профессором Йельского университета. Я хотел бы выразить Олегу особую благодарность за то, что этот проект состоялся. И вновь хотел бы поблагодарить мою жену Катю. Опыт первого издания подтвердил ее правоту — отзывы сотен читателей показали, что работа над этой книгой была не напрасной. Я хотел бы поблагодарить сотрудников издательства Максима Балакина, Марину Белякову, Елену Горелову, Руслана Гусейнова, Елену Евграфову и Ольгу Ким, которые работали над вторым изданием книги и внесли свой вклад в то, чтобы новое издание получилось лучше предыдущего. Мне особенно приятно поблагодарить компанию «Алкоа», которая поддержала второе издание книги. Я давно и хорошо знаю компанию «Алкоа» — мирового лидера в алюминиевой отрасли, — поэтому для меня большая честь, что именно «Алкоа», объединяющая лучших профессионалов в своем деле, людей целеустремленных и приверженных высоким этическим стандартам, стала партнером «Альпина Бизнес Букс» в издании моей книги.
Сергей Гуриев, Москва, август 2009 г.
|